Центральный банк РФ, его задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагирует на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА………………………………………………………………………..6
1.1 История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России……………...6
1.2 Сущность ЦБ РФ и его структура……………………………………………..10
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ……………15
2.1 Цели и задачи Банка России………………………………………………….15
2.2 Функции Центрального Банка………………………………………………..17
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ…………………………………………………………………………….26
3.1 Федеральная резервная система США………………………………………26
3.2 Национальный Банк Китая…………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

TEMA_11Tsentralny_bank_RF_ego_zadachi_i_funktsi - копия.docx

— 86.45 Кб (Скачать файл)

18. Осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный Банк выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России [17, стр. 7].

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

3.1 Федеральная резервная система США

Американская банковская система имеет ряд особенностей. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913 году. Целями образования ФРС были создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По своей структуре ФРС - довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС; федеральные резервные банки; банки - члены ФРС. В настоящее время в ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками - членами ФРС являются около 6000 коммерческих банков. Наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как считают американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

Для выполнения своей главной задачи - способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране - ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объект непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС - банковские резервы. Федеральные резервные банки являются держателями депозитов банков-членов. Эти депозиты - основная часть всех определённых законом резервов банков - членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы. Проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.

Федеральная резервная система США независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам - членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 миллиардов долларов. Независимость ФРС выражается в том, что президент США не имеет права отдать ей какой-либо приказ или сместить её управляющих.

Итак, по закону каждый банк - член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и др.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Центральный банк России и Федеральная резервная система США как центральные банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. Но какие функции не возлагались бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

По мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады банков  и сберегательных учреждений, которые  называются резервами;

- обеспечивает механизм  инкассации чеков;

- выступает в роли фискального  агента федерального правительства;

- наряду с Федеральной  корпорацией по страхованию депозитов  и контролером денежного обращения  осуществляет надзор за деятельностью  входящих в нее банков;

- несет ответственность, в конечном счете, за контроль  над предложением денег.

При этом многие авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая список функций Центральных Банков Российской Федерации и США, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями Банка России и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Банк России контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия.

Но основной функцией и ФРС США и Банка России является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной ставки;

- операции на открытом  рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Таким образом, Банк России и Федеральная Резервная Система США как центральные банки государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, являются главным звеном денежно-кредитных систем стран; среди функций ЦБР и ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные с различием экономической и политической ситуации в странах, с их историческим развитием.

 

3.2 Национальный  банк Китая

В 1983 году на Народный банк Китая законодательно были возложены функции центрального банка страны, он стал осуществлять контроль и регулирование всей денежно-кредитной сферы страны: страхования, зарождавшегося фондового рынка и банковских учреждений, включая кредитную кооперацию и финансовые компании.

В начальный период становления Народного Банка Китая в качестве центрального банка контроль и регулирование банковского сектора страны сводились преимущественно к контролю за соответствием нормативам, т. е. основными действиями по контролю и ревизии кредитных учреждений была проверка учреждений на соответствие их деятельности нормативам, а также политическим установкам. По мере развития экономики и денежно-кредитной сферы ограниченность такого метода контроля становилась все более очевидной. Денежно-кредитная сфера -- это отрасль с высокой степенью риска, и насущно необходим контроль этого риска.

Отдельные финансово-кредитные учреждения, риск экономической деятельности которых стал вполне очевидным, по решению Народного Банка Китая были удалены с рынка.

Тем не менее, несмотря на все попытки начиная с 1994 года реформировать систему контроля финансово-кредитных учреждений и сделать ее предельно рациональной, в отдельных сферах контроля и регулирования центрального банка имелись слабые звенья. Это обусловливало необходимость дальнейшего совершенствования функций денежно-кредитного контроля и регулирования центрального банка КНР.

В 1995 году в соответствии с законом о Народном Банке Китая он осуществил перераспределение функций различных контрольных департаментов головного офиса, четко разграничил компетенцию головного офиса и отделений банка.

В головном офисе было увеличено число департаментов денежно-кредитного контроля и регулирования, осуществлена узкая специализация функций контроля.

Эта реформа оздоровила систему контроля центрального банка, кардинально изменились функции отделений банка. Основные функции региональных отделений Народного Банка Китая по распределению лимитов кредитования были заменены в новых условиях на контроль и регулирование денежно-кредитных учреждений.

В новых условиях значительно усилилась роль местных отделений Народного Банка Китая. Контрольные функции центрального банка в значительной степени были делегированы 1805 уездным отделениям банка с персоналом 61 тыс. человек, что составляет 53% общей штатной численности банка. Причем в некоторых регионах страны в связи с огромной территорией, большим количеством объектов, плохим транспортным сообщением имеется до 20 уездных отделений Народного Банка Китая.

Последующая реформа разграничила объекты денежно-кредитного контроля и регулирования: за Народным Банком Китая остались финансово-кредитные учреждения, а контроль и регулирование рынка ценных бумаг стали обязанностью Комиссии по контролю и регулированию ценных бумаг КНР. Когда Народный Банк Китая только приступал к осуществлению функций центрального банка, рынок ценных бумаг КНР еще не сформировался и представлял собой лишь денежный рынок, поэтому в то время монопольное управление центрального банка денежно-кредитным рынком соответствовало реальной ситуации. По прошествии 10 лет в денежно-кредитной сфере страны произошли большие изменения. С возникновением рынка ценных бумаг уже нельзя было осуществлять контроль и регулирование фондового рынка только силами Центрального Банка, поскольку это могло негативно влиять на денежную политику.

С организацией в марте 2003 году Комиссии по контролю и регулированию банковской сферы Китая, которая взяла на себя контрольные функции банковских учреждений страны, а также и контроль всех других финансово-кредитных учреждений страны (кроме фондовой и страховой сфер), т. е. финансовых, лизинговых и инвестиционно-трастовых компаний, кредитной кооперации и почтовых сберегательных касс Китая, Центральный Банк в значительной степени освободился от контрольных функций финансово-кредитных учреждений, максимально сосредоточившись на функциях денежно-кредитной политики. Изменения функций Народного Банка Китая потребовали соответствующих законодательных изменений, которые и были сделаны в декабре 2003 года.

В настоящее время в большинстве переходных экономик политика Центрального Банка имеет две важные составляющие: собственно денежно-кредитную политику в части ее воздействия па объем предоставляемых коммерческими банками кредитов и политику банковского надзора, направленную па улучшение качественных показателей функционирования банковского сектора. Отметим, что приоритетная стратегическая цель деятельности Народного Банка Китая - поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста. Сама по себе эта задача является центральной для экономической политики, однако с позиций Центрального Банка особенно в переходной экономике важно, чтобы в результате не возник повод для необеспеченной кредитной экспансии.

Если судить по данным Народного Банка Китая, то динамика денежных агрегатов в последние несколько лет была умеренной. При этом в стране наблюдалась дефляция, что позволяет сделать предположение о росте реального спроса па деньги. В то же время замедлился прирост ВВП. Объяснение кажущегося противоречия можно найти в проблеме плохих долгов и двухсекторной модели экономики. Кредитуя недостаточно эффективные государственные предприятия по политическим соображениям, банковская система удовлетворяет искусственный спрос на деньги. С указанной проблемой па ранней стадии перехода к рынку столкнулись практически все трансформирующиеся экономики.

Информация о работе Центральный банк РФ, его задачи и функции