Проводя свою кредитную политику, Народный
Банк Китая столкнулся с дилеммой - с одной
стороны, увеличение кредитования экономики
необходимо для обеспечения ее роста,
с другой - не решена проблема плохих долгов,
что повышает кредитные риски в банковской
системе. Справиться с данной дилеммой
ему, по всей видимости, пока не удается.
Формально были установлены приоритеты
банковского кредитования, включающие
кредитование правительства через "политические"
облигации, потребительское кредитование,
своеобразное социальное кредитование
(микрокредиты безработным в городе и
сельскому населению) и др. Очевидно, они
содержат источники возможного дальнейшего
роста плохих кредитов. Подчеркнем еще
раз, что без принятия системных мер эту
проблему нельзя решить.
Одним из наиболее важных инструментов
денежно-кредитной политики в Китае является
процентная политика, которая не сводится
к установлению центральным банком собственных
процентных ставок. В то время как Россия
и страны Центральной Восточной Европы
уже отказались от прямого воздействия
на уровень процентных ставок коммерческих
банков, в Китае подобная практика сохраняется.
Народный Банк Китая устанавливает базовые
процентные ставки по депозитам и кредитам,
а коммерческие банки могут изменять их
лишь в определенном "коридоре".
Процентная политика Народного Банка
Китая, выражавшаяся в установлении низких
ставок процента по депозитам в иностранной
валюте, а также повышение валютного курса
юаня способствовали снижению уровня
валютизации экономики страны. В последнее
время валютный курс юаня испытывает мощное
давление в сторону роста. Его существенное
повышение означало бы снижение стимулов
для национального экспорта. Поэтому Народный
Банк Китая, как и Банк России, активно
наращивал свои золотовалютные резервы.
Заметим, что в России подобная политика
приводит к сохранению умеренной инфляции,
а в Китае - дефляции.
В отличие от Банка России для регулирования
ликвидности банковской системы Народный
Банк Китая активно пользуется операциями
с государственными ценными бумагами
на открытом рынке. При этом по ним поддерживается
достаточно низкий уровень процентных
ставок, как в номинальном, так и в реальном
выражении. Однако с учетом экспансионистского
характера бюджетно-налоговой политики
операции па открытом рынке несут большую
фискальную нагрузку. Через покупку государственных
облигаций бремя его финансирования в
конечном счете перекладывается на коммерческие
банки. Здесь уместно вспомнить практику
других переходных экономик - в частности,
России, Болгарии, Румынии, которая способствовала
возникновению финансовых кризисов в
них во второй половине 1990-х годов.
Таким образом, можно сказать, что Народному
банку Китая предстоит решение двойственной
задачи. С одной стороны, он должен перевести
в рыночный режим функционирования банковскую
систему, которая еще во многом работает
на основе принципов централизованного
управления. С другой стороны, в нее необходимо
привлечь иностранный капитал при сохранении
национального суверенитета. Ключевым
вопросом здесь является скорейшее проведение
рыночных реформ в банковской системе.
Сопоставляя развитие банковского сектора
Китая с другими переходными экономиками,
можно сделать общий вывод, что Китаю еще
предстоят значительные преобразования
в этой области, которые уже были осуществлены
в том или ином виде в большинстве реформируемых
стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из материала глав курсовой работы видно,
что Центральный банк является ключевым
звеном во всей банковской системе страны.
Он осуществляет монопольный выпуск денег,
является банком банков, банкиром Правительства,
главным расчётным центром страны и органом
регулирования экономики денежно-кредитными
методами. Все вышеперечисленное и является
функциями Банка России. Его статус, задачи,
функции, полномочия и принципы организации
деятельности определены законом «О Центральном
банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002.
Центральный банк России интересуют
в первую очередь состояние и устойчивость
банковской системы страны. Он анализирует
степень соблюдения банками экономических
нормативов, периодичность отчислений
в централизованные фонды и определяет
эффективность государственного регулирования
банковской деятельности.
В современном мире Центральный банк
России является ключевым элементом финансово-кредитной
системы страны. Он выступает проводником
денежно-кредитной политики, которая призвана
воздействовать на валютный курс, процентные
ставки, общий объем ликвидности банковской
системы и, следовательно, экономики. Достижение
этих целей позволяет добиться стабильности
экономического роста, снизить уровень
безработицы и инфляции. А в результате
проводимых Центральным банком операций
на открытом рынке изменяется объём собственных
ресурсов коммерческих банков в отдельности
и банковской системы в целом, что влечёт
за собой изменение стоимости кредита
и, как следствие, спроса на деньги. Кроме
того, Центральный банк России проводит
прямой и целостный контроль и надзор
за деятельностью коммерческих банков
России. Это делается для того, чтобы обеспечить
устойчивость отдельных банков и банковской
системы в целом.
Таким образом, правильное выполнение
функций Банка России имеет огромное значение
для нашей страны.
Список использованной литературы:
- Банковское право: Учебное пособие. Автор: Пашенцев Д.А. Издательство: Юркомпани, 2010 г.
Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2012 г
Банковское дело: учебник
для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Финансы и кредит» Автор: Жарковская Е.П. Издательство: Омега-Л, 2010
г.
Банковское дело: учебное
пособие Авторы: Эриашвили Н.Д., Тавасиев А.М., Москвин В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
- Банковский
менеджмент: учебник . Автор: под ред. Е.Ф. Жукова
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
- Банковское право: Учебное пособие. Автор: Пашенцев Д.А.
Издательство: Юркомпани, 2010 г.
- Банковское
дело: учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Финансы и кредит» Автор: Жарковская Е.П.
Издательство: Омега-Л, 2010 г.
- Банковское дело: учебное пособие. Авторы: Эриашвили Н.Д., Тавасиев А.М., Москвин В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г
- Деньги, кредит, банки: Учебник
для вузов Авторы: Щегорцов В.А., Таран В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник Авторы: Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С.
Издательство: Дашков и К, 2013 г.
Деньги. Кредит.
Банки: учебное пособие. Авторы: Ефимова Е.Г., Алиев А.Т. Издательство: ФЛИНТА; МПСИ, 2012 г
Конституция Российской Федерации. Банки и банковское дело /
под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: «Питер», 2001
- Официальный сайт Банка России
– cbr/
- Федеральный закон от 10.07.2002
г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» - Консультант
плюс.
Приложение.
Федеральный закон «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
от 27 июня 2002 года.
Глава IV. Взаимоотношения
Банка России с органами государственной
власти и органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных
на него функций Банк России участвует
в разработке экономической политики
Правительства Российской Федерации.
Председатель Банка России или по его
поручению один из его заместителей участвует
в заседаниях Правительства Российской
Федерации, а также может принимать участие
в заседаниях Государственной Думы при
рассмотрении законопроектов, касающихся
вопросов экономической, финансовой, кредитной
и банковской политики.
Министр финансов Российской
Федерации и министр экономического развития
и торговли Российской Федерации или по
их поручению по одному из их заместителей
участвуют в заседаниях Совета директоров
с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство
Российской Федерации информируют друг
друга о предполагаемых действиях, имеющих
общегосударственное значение, координируют
свою политику, проводят регулярные взаимные
консультации.
Банк России консультирует
Министерство финансов Российской Федерации
по вопросам графика выпуска государственных
ценных бумаг Российской Федерации и погашения
государственного долга Российской Федерации
с учетом их воздействия на состояние
банковской системы Российской Федерации
и приоритетов единой государственной
денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять
кредиты Правительству Российской Федерации
для финансирования дефицита федерального
бюджета, покупать государственные ценные
бумаги при их первичном размещении, за
исключением тех случаев, когда это предусматривается
федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять
кредиты для финансирования дефицитов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Статья 23. Средства федерального бюджета
и средства государственных внебюджетных
фондов хранятся в Банке России, если иное
не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного
вознаграждения осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, средствами
государственных внебюджетных фондов,
средствами бюджетов субъектов Российской
Федерации и средствами местных бюджетов,
а также операции по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации и операции
с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по
обслуживанию государственного долга
Российской Федерации определяются федеральными
законами.
Банк России и Министерство
финансов Российской Федерации в необходимых
случаях заключают соглашения о проведении
указанных выше операций по поручению
Правительства Российской Федерации.
Глава IX. Международная
и внешнеэкономическая деятельность Банка
России
Статья 51. Банк России представляет интересы
Российской Федерации во взаимоотношениях
с центральными банками иностранных государств,
а также в международных банках и иных
международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить
центральный банк и орган банковского
надзора иностранного государства о предоставлении
информации или документов, которые получены
от кредитных организаций в ходе исполнения
надзорных функций, а также вправе предоставить
органу банковского надзора иностранного
государства указанные информацию или
документы, которые не содержат сведений
об операциях кредитных организаций и
их клиентов, при условии обеспечения
указанным органом банковского надзора
режима сохранностиинформации, соответствующего
установленным законодательством Российской
Федерации требованиям обеспечения сохранности
информации, предъявляемым к Банку России.
В отношении информации и документов,
которые получены от центральных банков
и органов банковского надзора иностранных
государств, Банк России обязан соблюдать
требования по раскрытию информации и
предоставлению документов, установленные
законодательством Российской Федерации,
с учетом требований, установленных законодательствами
иностранных государств.
Статья 52. Банк России выдает разрешения
на создание кредитных организаций с иностранными
инвестициями и филиалов иностранных
банков, а также осуществляет аккредитацию
представительств кредитных организаций
иностранных государств на территории
Российской Федерации в соответствии
с порядком, установленным федеральными
законами.
Увеличение размера уставного
капитала кредитной организации за
счет средств нерезидентов
регулируется федеральными законами.
Статья 53. Банк России устанавливает
и публикует официальные курсы иностранных
валют по отношению к рублю.
Статья 54. Банк России является органом
валютного регулирования и валютного
контроля и осуществляет эти функции в
соответствии с Законом Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном
контроле" и федеральными законами.
Статья 55. Для осуществления своих функций
Банк России может открывать представительства
на территориях иностранных государств.
Глава Х. Банковское
регулирование и банковский надзор
Статья 56. Банк России является органом
банковского регулирования и банковского
надзора. Банк России осуществляет постоянный
надзор за соблюдением кредитными организациями
и банковскими группами банковского законодательства,
нормативных актов Банка России, установленных
ими обязательных нормативов.
Главными целями банковского
регулирования и банковского надзора
являются поддержание стабильности банковской
системы Российской Федерации и защита
интересов вкладчиков и кредиторов. Банк
России не вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Регулирующие и надзорные функции
Банка России, установленные настоящим
Федеральным законом, осуществляются
через действующий на постоянной основе
орган — Комитет банковского надзора,
объединяющий структурные подразделения
Банка России, обеспечивающие выполнение
его надзорных функций.
Структура Комитета банковского
надзора утверждается Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского
надзора назначается Председателем Банка
России из числа членов Совета директоров.
Статья 57. Банк России устанавливает
обязательные для кредитных организаций
и банковских групп правила проведения
банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности, организации внутреннего
контроля, составления и представления
бухгалтерской и статистической отчетности,
а также другой информации, предусмотренной
федеральными законами. При этом устанавливаемые
Банком России правила применяются в отношении
бухгалтерской и статистической отчетности,
которая составляется за период, начинающийся
не ранее даты опубликования указанных
правил.