Центральный банк Российской Федерации и его денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является Центральный банк – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…….…3
Глава1. Банковская система Российской Федерации…………………….……….…….5
1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….…....................5
1.2 Современная банковская система Российской Федерации………………...................6
Глава2. Центральный банк Российской Федерации…………………………………....8
2.1 Статус и цели Центрального банка России……………………………………………...8
2.2 Структура Центрального банка России……………………………………...................9
2.3 Функции Центрального банка России…………………………………….....................12
2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики ………………………………..14
Глава3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………………………..15
3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования………………..15
3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………………………..16
3.3 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………………….…18
Заключение …………………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

— через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые  служат определенным ориентиром для  рыночных ставок;

— через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную  ставку, определяет стоимость привлечения  ресурсов банками: чем выше учетная  ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость  отдельных видов кредита или  операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании  процентных ставок по всем операциям  банка на денежном рынке с целью  поддержания необходимого уровня ликвидности  банковской системы.

Центральный банк непосредственно  не влияет на процентные ставки по операциям  коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности  посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный  банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный  банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 %  на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений  Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока  платежа) этот вексель в Центральный  банк под заранее установленный  процент.

Учетные (дисконтные кредиты) — это  ссуды, предоставляемые Центральным  банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах  законам Центральный банк уполномочен  покупать у банков и продавать  им коммерческие и казначейские векселя  исходя из установленной учетной  ставки. Важный инструмент воздействия  на состояние кредитно-денежного  обращения — использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством  установления лимитов общей суммы  переучитываемых заимствований. Лимит  распространяется на все переучитываемые  Центральным банком векселя и  может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем  кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной  сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень  лимита, Центральный банк стремится  выровнять финансовые потери, возникающие  в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные  ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому  повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным  банком экспансионистской денежно-кредитной  политики, а рассматривается как  механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые  Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог  ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются  в зависимости от вида залога. Стоимость  залогового обеспечения должна превышать  сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при  кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает  ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные  — кредиты «овернайт», внутридневные  кредиты — и среднесрочные  — от 1-2 месяцев до 6 месяцев или  до 1 года.

Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления  денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы. Минимальные резервы  — это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в Центральном  банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных  возможностей кредитных организаций  и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных  требований возникает с момента  получения лицензии Центрального банка  на право совершения соответствующих  банковских операций и является необходимым  условием их осуществления. Кредитная  организация несет ответственность  за соблюдение порядка депонирования  обязательных резервов. Порядок депонирования  обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным  банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также  порядок их депонирования в Центральном  банке устанавливаются Советом  директоров Центрального банка. Нормативы  обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно  изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной  организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение  порядка резервирования в установленном  размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Обязанность выполнения резервных  требований возникает с момента  получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются  на счет ликвидационной комиссии или  конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной  системы РФ, средства которого формируются  путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками  средств сторонних предприятий  и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В  подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные  возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять  тем самым денежное предложение  только в том случае, если имеет  свободные резервы, превышающие  установленную законом минимальную  норму. Увеличивая или уменьшая официальные  резервные требования, Центральный  банк может регулировать кредитную  активность банков и тем самым  контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:

  • во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.
  • во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости  обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед  клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств  депонируется и не используется банками  в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы  обязательных резервов, оказывает влияние  на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы  в обращении. Так, уменьшение нормы  обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая  политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся  в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому  резервируемая часть таких вкладов  должна превышать, сумму вкладов  с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва  влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного  курса обусловлена негативными  последствиями его резких и непредсказуемых  колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет  большое значение для обеспечения  стабильности цен и денежного  обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен  на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного  снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются  не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:

— проведения денежно-кредитной политики;

— валютных интервенций;

— использования государственных  резервов международных платежных  средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две  основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий  рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование  валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение  курса национальной денежной единицы  — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает  спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных  партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме  проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов  политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может  выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного  регулирования — дисконтной и  девизной политикой — и мерами непосредственного валютного регулирования  на валютный курс значительное влияние  оказывают многие другие законодательные  нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

1. Нормы  налогового законодательства:

— налогообложение курсовых разниц;

— форма платежей налогов по валютным операциям;

— налогообложение операций по купле  и продаже иностранной валюты

2. Нормы,  регламентирующие экономические  условия развития:

— законодательная регламентация  расчетов в иностранной валюте на территории страны;

— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;

— норма обязательной продажи валютной выручки;

— ставка % по валютным кредитам, списываемая  на себестоимость;

— регламентация государственных  закупок (выбор поставщиков —  отечественных или иностранных).

3. Нормы  банковского законодательства:

— нормы обязательных резервов и  форма их перечисления в Центральный  банк. Многие банки практикуют временную  реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам  ниже, чем по рублевым. Сегодня она  единая.

— требования к банкам, желающим производить  операции в иностранной валюте. Ужесточение  перечисленных требований ведет, с  одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а  с другой

— к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение  конкурентоспособности ведет к  росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных  банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь  влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

Установление ориентиров роста  денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых  ориентиров прироста денежной массы  в обращении, установление высших и  низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений  роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность  регулирования динамики денежной массы  с помощью целевых ориентиров.

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации и его денежно-кредитная политика