Экономические основы деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Коммерческий банк - это экономическое предприятие.
Главным в деятельности коммерческого банка является реализация экономических интересов. Полная подчиненность работы банка всеобщему закону экономии общественных затрат составляет высший принцип, которому должны быть подчинены все другие мотивы и цели.

Содержание

1. Экономические основы деятельности коммерческого банка…….3
2. Доходы банка………………...……………………………………...8
3. Практические задания по варианту № 4………………………….14
4. Список используемой литературы………………………..………15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ДКБ.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Университет Приборостроения и информатики в городе Ставрополе (МГУПИ) 
 
 
 
 
 
 

Кафедра «Экономика и бухгалтерский учет» 
 

Контрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

Группы  ЗФК-091

Кузнецова В.С.

Вариант № 4 
 
 
 

Содержание                                                                                                   

1. Экономические  основы деятельности коммерческого банка…….3 

2. Доходы  банка………………...……………………………………...8 

3. Практические задания по варианту № 4………………………….14 

4. Список  используемой литературы………………………..………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Коммерческий  банк - это экономическое предприятие.

    Главным в деятельности коммерческого банка  является реализация экономических  интересов. Полная подчиненность работы банка всеобщему закону экономии общественных затрат составляет высший принцип, которому должны быть подчинены все другие мотивы и цели. Без этого банк как экономическое предприятие может не состояться. Всякая идеологизация его деятельности, идущая вразрез с экономическими интересами, неизбежно превращает банк в аппарат, теряющий свою подлинную суть. Разумеется, это относится не только к банку, но и к его клиентам. Нельзя забывать, что банк работает не на своих, а на чужих ресурсах. Банк занимает не для себя, а для всех предприятий, для всех граждан. Расточительство поэтому так же пагубно для банка, как и для тех, кто занимает у него ресурсы и должен их возвратить.

    Более того, риск обанкротиться у кредитного учреждения тем выше, чем в более крупных масштабах допускается нерациональное использование ресурсов. Самая главная опасность для банка может исходить от государства, живущего не по средствам, допускающего расточительство в огромных масштабах, приводящее как к своей собственной несостоятельности, так и к финансовой несостоятельности самого банка, субсидирующего расходы государства за счет чужих источников. Государство, расточительно использующее кредитные ресурсы для реализации своих целей, неизбежно подрывает устои банка как экономического предприятия, практически перечеркивает его подлинную суть.

    Банк - как предприятие производит свой продукт. Поскольку банк выступает в роли экономического предприятия, постольку его продукт носит стоимостный характер. Продуктом банка служат платежные средства, входящие вместе с кредитом в денежный оборот. Продуктом эмиссионного банка являются при этом деньги как особый товар, обмениваемый на продукт другого труда. Продуктом банка, наконец, выступают определенного рода услуги. К ним относятся как традиционные виды услуг - организация расчетов (в наличной и безналичной формах), вкладов, кредитования, так и нетрадиционные - в виде предоставления гарантий, поручительств, консультаций и т.п.

    Банк  как экономическое предприятие - это всегда хозяйствующий субъект. Его учредители, акционеры складывают свои ресурсы, аккумулируют свободные средства не ради, как говорят, спортивного интереса, а ради экономической выгоды. Банк является порождением хозяйства, его интересов, его деятельность обслуживает народнохозяйственные экономические потребности.

    Банк - это торговое предприятие.

    Принципы  банковской коммерции.

     Коммерция  в банковской сфере базируется  на определенных принципах. Главный  среди них - принцип прибыльного  хозяйствования, достижение возможно  большей прибыли. Широко известно предположение о том, что движущим мотивом деятельности банка является получение прибыли. Все это, правда, относилось к деятельности капиталистического банка, однако совсем недавно мы смогли перешагнуть через одну из своих догм, наконец-то после долгих лет пришли к осознанию одного из существенных моментов банковской деятельности. Показатель прибыли официально стал главным показателем деятельности банка, неизбежно, таким образом, мы встали на путь возрождения банка как такового.

    Получение прибыли - это больше чем показатель. Доходность, прибыльность как принцип означают то, без чего банк не может существовать, без чего теряется смысл его экономического обслуживания. Показатель можно изменить, заменить другим, принцип отменить нельзя, он носит неизбежный постоянный характер.

    Второй  принцип банковской коммерции умещается  в формулу: «Подешевле купить - подороже продать».

    Предпосылкой  реализации целей банковской коммерции  является безопасность банковской деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше безопасность банка и меньше риск. И, тем не менее, банк - это рисковое предприятие. Недаром говорят, что коммерческий банк - это риск, затем период ожидания, а вслед за ним прибыль или убыток.

    Партнерские отношения коммерческого банка с клиентами базируются на принципе взаимной заинтересованности. Только в том случае, если банк и предприятие заинтересованы друг в друге, можно рассчитывать, что партнерские отношения между ними действительно состоятся. Свою выгоду банк может получить не прямо от данного клиента, а от клиентов данного клиента, которые вместе с ним приходят со своими деньгами в банк. Свой коммерческий интерес банк, наконец, реализует не сразу, не немедленно, а по истечении определенного времени. В этой связи сегодня то или иное предприятие может не интересовать банк с позиции получения прибыли, сегодня клиент находится в прорыве, испытывает платежные затруднения, однако уже в ближайшее время потенциальные убытки могут обернуться для банка крупной прибылью.

    С позиции партнерских отношений коммерческий банк для клиента - это домашний банк. Клиент, расположенный к банку, пользуется только его услугами. Предпочитая свой банк всем другим кредитным учреждениям, клиент совершает все сделки через банк. Население производит через банк платежи за коммунальные услуги, расчеты за телефон, гараж, детский сад, охрану, товары и всевозможные другие денежные потребности. Предприятие не идет в другой банк для осуществления платежей, потому что знает, что все свои финансовые проблемы оно может решить в своем банке. В свою очередь, банк, желая быть партнером, должен обеспечить «пакетное» обслуживание.

    Конкурентная  борьба между банками в целом  укрепляет банковскую систему. Стабильность коммерческого банка базируется одновременно на определенном механизме. Законодательством, например, предусмотрена система инспекции и надзора за банками, вводится гласность балансов коммерческих банков, их счетов. Современный банк - это универсальное предприятие. Как было показано, осуществляя «пакетное» обслуживание, банки стремятся развивать как можно больше видов услуг. В области кредитной политики это не только краткосрочное, но и долгосрочное кредитование, кредитование клиента вне зависимости от характера его собственности и отраслевой принадлежности, кредитование и населения, и предприятий. Банки стремятся развивать валютные операции, участвовать в работе бирж, управлять портфелем ценных бумаг клиента, оказывать консультационные услуги. Современный банк может предоставить своему клиенту порядка ста различных видов услуг. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Вся хозяйственная деятельность коммерческого банка – осуществления банковских сделок – имеет название уставная деятельность. Ее проведения требует от коммерческого банка значительных затрат, но кроме затрат возникают доходы, как результат деятельности коммерческого банка. Результатом сопоставления доходов и затрат есть финансовый результат уставной деятельности, которая выступает в виде прибыли или убытков. Понятия доходности коммерческого банки отображает положительный совокупный результат деятельности банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка окидываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которого определяет уровень дивидендов, увеличения собственного средства и развитие пассивных и активных операций. Для оценки доходов и расходов необходимо рассчитать общую сумму доходов банка, полученной им за период, с следующим делением ее на виды доходов, которые поступили от проведения разнообразных видов банковских операций. Валовые доходы банка принято разделять на процентные и непроцентные.

    К процентным доходам коммерческого банка относятся: « начисленные и полученные проценты по ссудам в гривневом выражении », начисленные и полученные проценты по ссудам в иностранной валюте. Структура процентных доходов банка может быть представлена также в виде: «процентных доходов, полученных по межбанковским ссудам», процентных доходов, которые поступили по коммерческим ссудам.

    Непроцентные доходы составляют: «доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы от участия в общей деятельности предприятий и организации и др.)», доходы от валютных операций», доходы от полученных комиссий и штрафов», другие доходы. Также доходы можно разделить на банковские и небанковские.

    Банковские  доходы – это те, что непосредственно  связанные с банковской деятельностью.

     Небанковские  – те, которые не относятся к основной банковской деятельности, но обеспечивают осуществления. При оценке доходов банка определяется удельный вес каждого вида дохода в их общей сумме или соответствующей группе доходов. Динамика доходных статей может сравниваться с предыдущими периодами, в том числе и по кварталам. Стабильный и ритмический прирост доходов банка свидетельствует про его нормальную работу и про квалифицированное управление. После проведения оценки структуры доходов банка по укрупненным статьям следует более детально выучить структуру доходов, которые формируют укрупненную статью, которая занимает наибольшую удельный вес в общем объеме доходов. Анализируя одновременно доходы конкретного банки и динамику структуры актива баланса, можем сделать вывод, что не все активы банка приносят ему адекватную прибыль. Это относится к активам, которые обычно не приносят дохода (например, средство в кассе и на корреспондентском счете, резервы в НБУ и собственные основные средства), а также к таким активам, как ценные бумаги и другие права участия, приобретенные банком и нематериальные активы. Это означает, что качество общих проектов, приобретенных ценных бумаг и нематериальных активов есть крайне невысокой. Итак, доход коммерческих банков зависит от нормы прибыли по ссудным и инвестиционным операциям, размера комиссионных платежей, взысканных банком за услуги, а также от суммы и структуры активов. Доходность банка есть результатом оптимальной структуры его баланса, как в части активов, так и пассивов, целевой направленности в деятельности банковского персонала в этом направлении. Другими важными условиями обеспечения доходности банка есть рационализация структуры расходов и доходов, расчеты процентной маржу и выявление тенденций в доходности ссудных операций, планирования минимальной доходной маржи для прогнозирования ориентированного уровня процентов по активным и пассивным операциям. Условием доходности банковской деятельности, безусловно, есть поддержка ликвидности, управления банковскими рисками, их минимизация. Оценка затрат банка осуществляется по той же схеме, что и оценка его доходов. Валовые затраты банка можно разделить на процентные и непроцентные.

    Процентные  затраты составляют: начисленные и уплаченные проценты в рублях; начисленные и уплаченные проценты в валюте.  
     

    К непроцентным затратам относят:

     -операционные затраты: уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;

    -затраты по операциям с ценными бумагами; затраты по операциям на валютном рынке;

    - затраты по обеспечению функционирования банка: затраты на удержание аппарата управления;

    -хозяйственные  затраты; 

    -другие затраты: штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлого лет и т.д.

    Более всего значительными статьями операционных затрат банка традиционно являются затраты: по выплате процентов по текущим и срочным вкладам; связанные с выплатой комиссионных другим банкам и другим финансово- кредитным учреждением за предоставленные услуги; по удержанию и эксплуатации домов и оборудование; на заработную плату персонала; на создание специальных резервов.

    В последние  года наблюдается рост удельного  веса расходов на выплату процентов  по вкладам клиентов. Это поясняется, во-первых, повышением уровня процентных ставок по депозитам в результате усиления конкурентной борьбы и, во-вторых, увеличением удельного веса депозитных счетов в общей сумме привлеченных средств. Банки, которые выполняют международные расчетные операции, платят комиссионные банка, который выполняет поручение на осуществление операций (аккредитивных, инкассовых и др.). Но конечным плательщиком выступает клиент банка, по поручению которого проведена операция. Банк в полном объеме списывает из его счета уплаченную им комиссию. Расходы банка на удержание и эксплуатацию домов, и оборудование, оплату персонала и социальные пособия носят относительно постоянный характер. Их удельный вес в общей сумме расходов банка очень значительный. Определенная часть средства банка расходуется на создание резервов. Другие расходы в счете прибылей и убытков банка показываются по статье «Другие операционные расходы». Это взносы, расходы на рекламу, инвентарь и материалы, на оплату услуг аудиторских фирм, судебные и транспортные затраты, а также некоторые виды налогов. Рост операционных расходов не только отбивает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшение менеджмента.

Информация о работе Экономические основы деятельности коммерческого банка