Этапы финансового планирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является знакомство с основными элементами финансового планирования на предприятии и определение этапов финансового планирования. В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
– Определение сущьности и задач финансового планирования;
– Изучение методов финансового планирования;
– Знакомство с основными этапами разработки финансовогог плана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и задачи финансового планирования……………………………...4
2.Методы финансового планирования…………………………………………..7
3.Процесс и этапы финансового планирования…………………………………9
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы финансового планирования на предприятии.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

 

Процесс планирования

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его  работы и финансовом положении. Поэтому  бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности  в оборотном капитале

На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления  дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать  расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале

По мере развития предприятия  станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно  включить финансовое планирование в  процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно заботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

 

Планирование источников дохода

Известно много источников фондов предприятия, включая доход  от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для  этого нужно найти банк, который  может их предоставить в настоящее  время, соотнести источник фондов с  целью, для которой они будут  использоваться, сбалансировать различные  источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений доходов. В частности, нужно правильно  выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные  ставки высоки и т.д.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа  сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа  состоит в том, чтобы:

    • оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;
    • выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;
    • определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

Главным объектом анализа  финансового состояния предприятия  является баланс его активов и  пассивов. Однако, поскольку баланс отражает сложившееся на некоторую дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы «моментальным снимком» размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.

Для выявления причин этих изменений и в целом изменений  финансовой устойчивости предприятия  за рассматриваемый период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и  капитало-изъятиями (т.е. операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).

Используется информация из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового  планирования, а отчетный бухгалтерский  баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к  перспективным финансовым планам и  включаются в структуру научно-обоснованного  бизнес-плана предприятия.

Этот шаг финансового  планирования деятельности предприятия  можно назвать проектированием  его желаемого («нормального») финансового  состояния на конец планового  периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового  состояния предприятия, проекта  баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние предприятия, соответствующее  основным предполагаемым интересам  и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия, т.е. владельцев предоставляемых  предприятию ресурсов.

Назначением проектирования баланса активов и пассивов является определение основных параметров финансового  состояния предприятия, которые  в дальнейшем будут рассматриваться  в качестве некоторой нормы. В  процессе финансового планирования с этой нормой будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений  финансового состояния предприятия.

Основной целью планирования баланса активов и пассивов предприятия  является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств) и пассивов (источников их финансирования), т.е. обеспечение соответствия активов  источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности).

В основе планирования (и  проектирования) баланса активов  и пассивов лежат предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ и услуг, осуществление торговых операций, операций с финансовыми активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия в той сфере бизнеса, в которой оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие операции, и в соответствующей программе капиталовложений, включающей в себя планируемые операции с внеоборотными активами.

Производственно-сбытовая программа  определяет технологическую потребность  предприятия в оборотных активах, т.е. натурально-вещественную и стоимостную  их структуру. Диалогичным образом  программа капиталовложений формирует  необходимую натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление необходимых для осуществления планируемой деятельности оборотных и внеоборотных активов с соответствующими активами, уже имеющимися у предприятия, определяет состав необходимых изменений в структуре активов предприятия. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов предприятия.

Определенные таким образом  суммарные активы, требуемые для  осуществления планируемой деятельности, формируют потребность предприятия  в источниках финансирования. При  этом, как уже отмечалось выше, структура  источников финансирования, характеризуемая  природой источников, сроками их использования  и ценой обслуживания, для обеспечения  финансовой устойчивости предприятия  должна соответствовать структуре  и доходности активов!

Сопоставление потребности  предприятия в собственных и  заемных источниках финансирования с имеющимися пассивами позволяет  определить необходимые изменения  в их составе. Изменения собственных источник финансирования, т.е. собственно капитала предприятия, принадлежащего его юридическим владела акционерам могут быть осуществлены за счет самофинансированин, т.е. путем капитализации части полученной предприятием прибыли, a также же за счет внешнего финансирования. Например, путем дополнительно эмиссии обыкновенных или привелигированных акций. Изменения заемных источников могут быть осуществлены путем привлечения или погашения долгосрочных или краткосрочных банковских кредитов, выпуска погашения облигаций, регулирования кредиторской задолженности поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и др.

Основные принципы и правила  формирования источников финансирования активов предприятия требуют  отдельного рассмотрения, в этой связи  ограничимся констатацией того, что именно в результате анализа и проектирования баланса активов и пассивов, при определении необходимых изменении в собственных источниках финансирования формируется ориентир по величине капитализации прибыли – главный параметр при планировании доходов и расходов предприятия.

Одновременно с проектированием  желаемого финансового состояния  предприятия на конец планового  периода осуществляется прогнозирование  этого состояния путем проведения необходимых финансово-экономических  расчетов. Основой для этих расчетов являются соответствующие исходные данные, позволяющие составить прогнозы доходов и расходов, поступлений  и платежей за плановый период, и  на этой основе прогнозный баланс активов  и пассивов на конец этого периода.

Следующим третьим этапом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния  предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных  отклонений.

Прогнозируемый баланс активов  и пассивов сопоставляется с проектом баланса активов и пассивов, построенным  ранее, исходя из представлений управляющих  предприятием о желаемом (нормальном) финансовом состоянии предприятия  на конец планового периода. Если отклонения основных параметров прогнозного  баланса от соответствующих параметров проектного баланса признаются незначительными, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов и расходов и поступлений и платежей утверждаются в составе финансового плана предприятия. Если отклонения расчетных параметров от проектных являются существенными, то принимается решение о корректировке исходных данных, на основе которых рассчитывался прогнозный баланс и / или параметров желаемого состояния.

Четвёртый этап. После достижения (методом последовательных приближений) приемлемого соответствия расчетных  параметров баланса активов и  пассивов предприятия желаемым (нормальным) параметрам, определяемым в процессе проектирования баланса и возможных  корректировок проекта, утверждается финансовый план предприятия. В состав основных документов финансового плана  должны быть включены, как минимум: план доходов и расходов, баланс активов и пассивов и план поступлений и платежей.

В указанных трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий  по доходам и расходам, активам  и пассивам и поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены в  плановом периоде для достижения запланированного финансового состояния. Эта совокупность заданий является основой для планирования и осуществления  согласованных и целенаправленных действий по управлению предприятием.

Уместно заметить, что результатом  рассмотренного выше процесса является формирование финансового плана  предприятия на общефирменном (корпоративном) уровне. Этот план предусматривает  должную сбалансированность доходов  и расходов, активов и пассивов предприятия и следовательно, поступлений и платежей. Реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) так или иначе децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует так называемое внутрифирменное планирование, в рамках которого осуществляется планирование доходов и расходов и поступлений и платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре подразделения на обособленном балансе, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов, Если предприятие представляет собой группу имущественно связанных юридически самостоятельных компаний [имеющих уже не обособленные, а самостоятельные балансы], то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются так называемые сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.

Информация о работе Этапы финансового планирования организации