Биография Альфреда Адлера. Неполноценность и комплекс неполноценности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:05, реферат
Краткое описание
Альфред Адлер – австрийский ученый - подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Биография Альфреда Адлера………………………………….…….................3 2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..5 2.1. Термин комплекса неполноценности……………………….........5 2.2. Истоки комплекса неполноценности…………………….............6 2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека, на его характер и поведение ..............................................................................10 2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно ценности…………………………………………………………………….........15 Заключение………………………………………………………………….........18 Список использованной литературы……………………………………………19
2.3. Влияние
комплекса неполноценности на
личность человека, на его характер
и поведение
Как уже было отмечено,
Адлер полагал, что чувство неполноценности
является источником всех устремлений
человека к саморазвитию, росту и компетентности.
Но какова же конечная цель, ради которой
мы боремся и которая обеспечивает меру
постоянства и целостности нашей жизни?
Движет ли нами потребность попросту избавиться
от чувства неполноценности? Или мы мотивированы
стремлением безжалостно доминировать
над другими? Или, быть может, нам нужен
высокий статус? В поиске ответов на эти
вопросы представления Адлера заметно
менялись со временем. В своих ранних размышлениях
он выражал убежденность в том, что великая
движущая сила, управляющая человеческим
поведением, – не что иное, как агрессивность.
Позднее он отказался от идеи агрессивных
устремлений в пользу "стремления к
власти". Взамен он выдвинул более широкое
положение, согласно которому люди стремятся
к превосходству, и это состояние полностью
отличается от комплекса превосходства.
Таким образом, в его рассуждениях о конечной
цели человеческой жизни было три различных
этапа: быть агрессивным, быть могущественным
и быть недосягаемым.
Комплекс неполноценности
- глубокое всепроникающее чувство собственной
неполноценности по сравнению с другими
людьми. Часто сопровождается дефективными,
ошибочными установками и поведением.
То есть, данный косплекс
действует на протяжение всей жизни и
влияет на поведение человека в обществе,
на его характер. Нередко люди с данным
комплексом становятся замкнутыми, либо
они просто неудобно чувтсвуют себя в
обществе. Скорее всего человек с таким
косплексом напряжен на работе и вообще
среди людей. Нередко такие люди боятся
высказывать свое мнение.
Адлер: « Каждый симптом
в жизни человека проявляется в динамике,
то есть в развитии. Поэтому можно сказать,
что у него есть прошлое и будущее. Будущее
неразрывно связано с нашими стремлениями
и целью, тогда как прошлое указывает на
характер неполноценности или неадекватности,
которую мы стараемся преодолеть. Вот
почему комплекс неполноценности нас
больше интересует в начале, в то время
как комплекс превосходства нас интересует
в его динамике, развитии. Более того, эти
два комплекса естественным образом связаны.
Нас не должно удивлять, если в случае,
в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности,
мы обнаруживаем более или менее скрытым
комплекс превосходства. С другой стороны,
если исследуем комплекс превосходства
в динамике, мы всякий раз находим более
или менее скрытый комплекс неполноценности»7.
В основе невроза, согласно
концепции Адлера, и лежит комплекс неполноценности
- заложенное в раннем детстве болезненное
чувство своей никчемности, которое невротик
стремится победить путем гиперкомпенсации,
стремясь к неадекватному господству
над близкими и в идеале над всеми людьми.
«Любой невроз, - пишет Адлер, - может пониматься
как ошибочная с позиций культуры попытка
избавиться от чувства неполноценности,
чтобы обрести чувство превосходства»8.
Адлер писал: «Наиболее
распространенная форма, в которой возникающее
в детстве чувство неполноценности пытается
избежать разоблачения, заключается в
возведении компенсаторной надстройки,
помогающей вновь обрести устойчивость
и добиться превосходства в жизни . Человек
борется здесь за свое признание, пытается
его завоевать, - человек, постоянно стремящийся
вырваться из сферы неуверенности и чувства
неполноценности и добиться богоподобного
господства над своим окружением или стремящийся
уклониться от решения своих жизненных
задач»9. То есть
такой человек всю жизнь стремится быть
лучшим, считая что таким образом он сможет
скрыть свои какие-то недостатки. Но в
принципе ничего особо полезного он ничего
не делает.
Адлер: «Стремление
к превосходству никогда не исчезает,
и фактически, именно оно формирует разум
и психику человека. Как мы говорили, жизнь
— это достижение цели или формы, а стремление
к превосходству — это движущая сила для
достижения формы. Это своего рода поток,
несущий вперед весь материал, который
может найти. Рассмотрим для примера ленивых
детей. Недостаток у них активности, отсутствие
интереса к чему бы то ни было могут создать
у нас впечатление полного отсутствия
у них движения. Но и у них мы найдем желание
превосходить других, желание, которое
заставляет их говорить: «Если бы я не
был так ленив, я мог бы стать президентом».
Их развитие и стремление, если можно так
сказать, относительны. Они высокого мнения
о себе и придерживаются представления
о том, что могли бы многое совершить и
принести немало пользы, если бы...! Конечно
же, это — ложь, выдумка, ясно , что человечество
очень часто удовлетворяется выдумками.
И это особенно справедливо в отношении
людей, которым не хватает смелости: они
вполне довольствуются фантазиями. Не
чувствуя в себе большой силы, они всегда
идут в обход, желая избежать трудностей.
И благодаря этому бегству, благодаря
постоянному уходу от битвы, у них появляется
ощущение, что они сильнее и умнее, чем
это есть на самом деле.
Основанное на реальных
впечатлениях, в последствие тенденциозно
закрепленное и углубившееся чувство
неполноценности уже в детском возрасте
постоянно побуждает пациента направлять
свое стремление на цель, значительно
превышающую всякую человеческую меру» .10
Конечно, из этого не
следует, что все талантливые невротики,
применив механизм гиперкомпенсации,
становятся великими художниками, философами,
политиками и полководцами. Для обычного
невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое
лечение должно быть направлено на то,
чтобы показать ему, как он привычным для
себя способом постоянно пытается оказаться
в идеальной для осуществления своей руководящей
жизненной линии ситуации, пока он, поначалу
из негативизма, а затем по собственной
воле не изменит свой жизненный план и
не присоединится к человеческому сообществу
и его логическим требованиям".
Адлер полагал, что”…нам
известны дети, которые начинали воровать
из чувства превосходства. Они полагают,
что, обманывая, дурача других и оставаясь
непойманными, они, таким образом, становятся
богаче без особых хлопот. То же чувство
очень сильно выражено у преступников,
которые считают себя героями.
Это не имеет ничего
общего со здравым смыслом или общепринятой
логикой, когда убийца думает о себе как
о герое — это его субъективное представление.
Ему недостает смелости, и он хочет так
уладить дела, чтобы увернуться от необходимости
действительно решать проблемы жизни.
Следовательно, преступность — это результат
комплекса превосходства, а не проявление
фундаментальной и изначальной порочности.
Похожую симптоматику
мы наблюдаем у невротических личностей.
Например, они страдают бессонницей, а
на следующий день им недостает сил, чтобы
справиться с требованиями дела, которым
они занимаются. Им кажется, что из-за бессонницы
у них нельзя требовать безупречной работы,
так как они не в состоянии справиться
с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются:
«Вот если бы я выспался, я бы вам показал!»
Нечто подобное происходит
с депрессивными личностями, которых мучает
чувство тревоги. Тревога делает их тиранами.
Фактически, они используют свою тревогу,
чтобы управлять другими: с ними постоянно
кто-нибудь должен находиться, их нужно
сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись,
и так далее. Близкие вынуждены строить
свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного
человека.
Депрессивные и больные
люди всегда являются центром внимания
в семье. Таким образом, комплекс неполноценности
является источником их силы. Они беспрестанно
жалуются, что чувствуют слабость, теряют
в весе, и прочее, но, несмотря на это, они
сильнее всех остальных. Они подавляют
здоровых людей — факт, который не должен
нас удивлять, так как в нашей культуре
болезнь может давать определенную силу
и власть. И если бы мы задались вопросом,
кто сильнейшие люди в нашей культуре,
логично было бы ответить – младенцы.
Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными”11.Стиль жизни
основан на наших усилиях, направленных
на преодоление чувства неполноценности.
«Дети с физической
или умственной недостаточностью несут
тяжкое бремя и скорее всего при встрече
с жизнью будут чувствовать неадекватность.
Они считают себя неудачниками и часто
таковыми являются. Тем не менее, в случае
понимания и поддержки родителей они могут
компенсировать неполноценность и обратить
слабость в силу».12. Снова и
снова Адлер говорил о зле избалованности,
которое считал величайшим проклятием,
довлеющим над ребенком. У избалованных
детей не развивается социальное чувство;
они становятся деспотами, ждущими от
общества того, чтобы то приспосабливалось
к их эгоцентрическим желаниям. Таких
людей Адлер считал потенциально самыми
опасными для общества. Отвержение ребенка
также приводит к несчастливым последствиям.
Испытывая плохое отношение к себе в детстве,
эти люди во взрослом возрасте становятся
врагами общества. Их стиль жизни определяется
потребностью отомстить. Эти три условия
– органическая слабость, избалованность
и отвержение – продуцируют ошибочное
представление о мире и находят воплощение
в патологическом жизненном стиле.
Адлер считал, что все
дети испытывают чувство неполноценности,
из-за их физических размеров и недостатка
сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности
может затруднить позитивный рост и развитие.
Но умеренное чувство неполноценности
может побудить индивид к конструктивным
усилиям и достижениям.
«Он (ребенок) в раннем
возрасте обнаружил, что есть другой человек,
существа, которые способны удовлетворять
свои потребности более полно, лучше подготовлены
к жизни … Он начинает чрезмерно высоко
оценивать значение размеров и роста,
дающие возможность открыть дверь, передвинуть
тяжелую вещь или право отдавать приказания
и требовать подчинения им. В душе возникает
желание расти, стать таким же сильным
или даже сильнее других»13.
2.4.Стиль
жизни, как компенсация комплекса
неполноценности
Формирование жизненных
целей начинается в детстве как компенсация
чувства неполноценности, небезопасности,
неизвестности и беспомощности в мире
взрослых. Жизненные цели - в основном
для защиты против чувства бессилия. Они
всегда несколько нереалистичны и могут
стать невротическими преувеличениями,
если чувство неполноценности слишком
сильно.
Например, человек,
который стремится к превосходству, личной
власти, разовьет агрессивные черты характера,
необходимые для достижения этой цели
- амбицию, зависть, недоверие и др.. Эти
черты характера не являются ни врожденными,
ни неизменными, они приняты индивидуумом
как грани целевой его ориентации.
В зависимости от того
есть ли у человека данный комплекс либо
нет, человек вырабатывает определенный
жизненный стиль, при котором ему наиболее
удобно сосуществовать с другими людьми.
Согласно Адлеру, «люди
стараются компенсировать чувство собственной
недостаточности, вырабатывая свой уникальный
стиль жизни ,в рамках которого они стремятся
к достижению фиктивных целей ,ориентированных
на превосходство или совершенство». 14Жизненный
стиль - уникальный способ, выбранный каждым
индивидуумом для следования своей жизненной
цели. Это соединение черт, способов поведения
и привычек, которые взятые в совокупности,
определяют неповторимую картину существования
индивидуума. Стиль жизни тесно связан
с чувством общности, одним из трех врожденных
бессознательных чувств, составляющих
структуру «Я». Чувство общности, или общественный
интерес, представляет собой своеобразный
стержень , который держит всю конструкцию
стиля жизни ,определяет ее содержание
и направление.
Если чувства общности
определяет направление жизни, ее стиль,
то два других врожденных и бессознательных
чувства – неполноценности и стремления
к превосходству – представляют собой
источники энергии личности, необходимой
для ее развития. Оба эти чувства являются
позитивными, это стимулы для личностного
роста, самосовершенствования.
Препятствия росту
индивидуума:
- органическая неполноценность;
- избалованность;
- отверженность.
Дети, страдающие болезнями или слабостями,
могут стать сильно центрированными на
себе. Они отказываются от взаимодействия
с другими из чувства неполноценности
и успешно соревнуются с другими детьми.
Но те дети, которые
преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать”
первоначальные слабости и развить свои
способности в необычной степени.
Избалованные (“испорченные” дети) имеют
трудности в развитии чувства социального
интереса и кооперации. Нехватка уверенности
в своих силах, социальный интерес у них,
обычно, очень слаб.
Отверженный ( неполноценный)
ребенок, никогда не знал любви и кооперации
в доме. Дети такие не уверены в своей способности
быть полезными и получать уважение и
любовь окружающих. У них развивается
жестокость характера, зависть и враждебность.
Когда чувство неполноценности преобладает
или когда социальный интерес недостаточно
развит, индивидуумы начинают стремиться
к личному превосходству. Накопление успеха,
престижа становится более важным, чем
конкретное достижение.
Заключение
Можно сделать вывод, что термин Адлера
- "комплекс неполноценности" - снискал
особую популярность. Он является движущей
силой в развитии личности. Преодоление
этого чувства Адлер связывал с тенденцией
"стремления к власти" (сродни "воле
к власти" у Ницше) и (значительно позднее)
с установкой "стремления к общности".
Недостаточная либо извращенная компенсация
чувства неполноценности, согласно Адлеру,
приводит к неврозам. В дальнейшем Адлер
корректирует некоторые прежние установки,
отказывая компенсации и чувству неполноценности
в статусе универсальных механизмов и
источников развития личности
В заключение своего
изложения общей идеи комплексов неполноценности
и превосходства, я не могу не сказать
несколько слов о них применительно к
нормальным людям.
Как я уже говорила, чувство неполноценности
есть у каждого человека. Оно не является
психическим расстройством, но, напротив,
стимулирует нормальные стремления и
здоровое развитие. Патологическим же
это чувство становится только тогда,
когда в человеке побеждает чувство неадекватности,
и это тормозит его полезную активность,
делает его депрессивным и неспособным
к развитию. В такой ситуации комплекс
превосходства может стать одним из методов
избежать своих трудностей. Человек с
комплексом неполноценности притворяется
лучшим, чем он есть на самом деле, и этот
фальшивый успех компенсирует чувство
неполноценности, ставшее для него невыносимым.
У нормального человека нет ни тени комплекса
превосходства. Конечно же, он стремится
превосходить других в том смысле, что
всем нам не чужды амбиции и желание добиться
успеха, но пока это стремление выражается
в работе, оно не ведет к ложным оценкам,
лежащим в основе душевных расстройств.