Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………стр.4
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы………………………..стр.6
1.1 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………. стр.6
1.2 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………...стр.9
Выводы по главе I……………………………………………………………....стр.16
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………………....стр.17
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку…………………стр.17
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку…………………...стр.19
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку……………………стр.25
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку………………...стр.28
2.5 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы……………..стр.30
2.6 Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы……..стр.34
2.7 Олимпиады по русскому языку……………………………………………стр.35
2.8 Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы…………………………………………………………………………...стр.37
Практическая часть ………………………………………………………….....стр.41
Заключение……………………………………………………………………...стр.54
Список литературы……………………………………………………………..стр.56
1) Красные осенние листья усеяли косогор. 2) Солнце закрыло облако. 3) На горизонте туристы увидели большой город. 4) Айсберг - плавучая ледяная гора.
№2. Викторина по русскому языку для 9 класса.
1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно (бессоюзные).
2. Стихотворение в
прозе о языке И.С. Тургенева (
3. Фамилия известного
автора – составителя словаря (
4. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология).
5. Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение (сочинение).
6. Как называются слова
пришедшие в русский язык из
других языков? (
7. Каких звуков больше в русском языке? (согласных).
8. Из чего состоят гласные буквы? (голос)
9. Как называется разговор двух или более лиц?(диалог).
10. Какой тип речи
очень напоминает
11. Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (возвратность).
12. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы).
13. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).
14. С какой целью
до 1918 года в словах, оканчивающихся
на согласный, использовали «Ъ»
15. Сколько букв в русском алфавите? (33).
16. Что такое русский язык? (наука).
17. Как в современном
языке звучит древнерусское
18. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (угроза)
19. Какие знаки препинания
ставятся в конце
20. Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа).
21. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие).
22. Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ).
23. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый»-«сильный»? (антонимы).
24. Сколько «А» в слове сорока? (сорок «А»).
25. Буквами какой азбуки называются буквы «аз», «буки», «веди»? (кириллица).
26. Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете? (глаголица).
27. Сколько склонений в русском языке? (три).
28. Какой признак у
глаголов был, есть и будет?
29. Что обозначают слова «уж», «замуж», «невтерпеж? (это наречия).
30. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог).
31. Как называется раздел
науки о языке, который
32. Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно).
33. Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре-).
37. Как звук обозначает Ь? (не обозначает звука).
38. Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке? (гласный).
39. Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика).
40.Какая первая буква
пишется в слове «
№3. КВН по русскому языку (5-6 классы)
Цели: применить знания по русскому языку,
развивать творческие способности,
воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений
Ведущий: Мы начинаем КВН.
Для чего? Для кого?
Чтоб не осталось в стороне никого, никого.
Пусть не решит он всех проблем, не решит всех проблем.
Поможет знания в борьбе
закрепить нам в игре.
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник – КВН
Чтоб этот праздник – КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!
1 конкурс. Представление команд (название, девиз, эмблема, приветствие)
2 конкурс. Разминка (Команды по очереди отвечают на вопросы)
1.Чем кончается день и ночь? (Ь на конце)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)
3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)
4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)
5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
6. Какие сто букв
могут остановить движение
7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).
9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
10. Какую строчку нельзя
прочитать? (швейную)
3 конкурс Покажи предложение.
В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Ведущий читает фразу. Обе команды должны изобразить это предложение «Кто быстрее».
4. .
Конкурс «Найди в каждой
На этот конкурс
капитаны команд должны
Ряды слов записаны на доске. Участнику необходимо подчеркнуть 4 лишнее слово в каждом ряду, затем устно аргументировать свой выбор.
1 команда берег, огород, обед, красивый
деревня,
лошадь, девочка, писать
тополь, дождь, дверь, олень
2 команда я, мы, друг, он
скатерть, постель, конь, ель
ребята, работа, ракета, чистая
5. конкурс Пока участники выполняют задание, проводится конкурс «Что значит».
- Ребята, вам необходимо раскрыть смысл крылатых выражений (по очереди задается вопрос каждой команде). Начнем с команды №3 «Имя прил.»
Рукой подать (близко) , во весь дух (быстро), засучив рукава (хорошо работать), через час по чайной ложке (медленно), прикусить язык (замолчать), склонять по падежам (ругать), морочит голову (обманывать), на скорую руку (быстро), ни пуха ни пера (пожелать удачи).
6. Конкурс “Ударение”
Ведущий 1: В стихотворном фельетоне В.Масса и М. Червинского “Между прочим” есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:
Говорил он, между прочим,
“Красив`ее”, “Мы так х`очим”,
“Д`осуг, ш`офер, пр`оцент, з`аем,
Кв`артал, п`ортфель, билитень”,
“П`оверх плана выполняем”,
“Агент зв`онит целый день”.
Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке. Задание одинаковое для обеих команд. Кто выполнит быстрее и правильнее, тот победил.
7 . Конкурс «Отгадай слово».
Капитан определяет на этот конкурс 1 человека. Трем участникам дается карточка с заданием. Необходимо записать лишь конечное образовавшееся слово.
Команда №1. Расписка.. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. Угадай слово, сложив все выделенные части слова вместе.
Команда №2. Завязка. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
А остальные члены команды участвуют в 8 конкурсе «Эти хитрые приставки» Определите, какие из данных слов имеют приставки по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют приставки.
Задание первой команде.Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить.
Задание второй команде.Подождать, подовый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.
В это время класс отгадывает загадки.
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит… тень
В печке вязаной сидят. варежка
И всем одно имя. Что это? руки и пальцы
А в ясный день – в углу скучаю зонтик
Это солнышко сорвем – много зерен соберем.
Много зерен соберем, их поджарим, погрызем,
А приедут гости – им дадут по горсти подсолнух
Девица – круглолица
Ночью ей не спится –
В зеркало гладится луна
Встанут в
ряд – все заговорят буквы
9 конкурс. Конкурс телефонистов
Команда встает в линейку. Ведущий сообщает скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
1 команде: Жутко жуку жить на суку.
2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.
1 команде: У Бори винт. У Вити бинт
2 команде:
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
10. Конкурс “Красна речь пословицей”.
Ведущий : Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. ( Каждая команда получает по 9 карточек. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 4 пословиц).Первая часть Вторая часть
1) Новых друзей наживай, а старых не теряй.
2) Ученый водит, а неученый следом ходит.
3) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
4) Корень учения горек, А плод сладок.
5) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
6) Грамоте учиться - всегда пригодится.
7) Не спеши языком, торопись делом.
8) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
11 конкурс Разыграй пословицу. (Команды вытягивают пословицу, необходимо интересно ее разыграть, зрители угадывают).
12 конкурс Конкурс капитанов (От данных слов образуйте форму множественного числа, если это возможно)
Рука, яблоко,
виноград, доктор, метро, море, клей, нога,
мука, сон, шоколад, ружье
Пока капитаны готовятся, вопросы болельщикам:
Болельщикам: ведущий называет существительное, вы называете пару
Козел – коза
Ворона – ворон курица - петух
Волк –
волчица