Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 23:44, курсовая работа
Долгие годы «Полярная правда» оставалась единственным авторитетным ежедневным печатным органом областного масштаба. Ее монополия стала разрушаться с 1991 года, когда в Мурманской области стали рождаться многочисленные издания новых органов власти: Советов депутатов, администраций области и городов.
Но еще долгое время «Полярная правда» оставалась востребованной у жителей Кольского полуострова, так как журналисты газеты заняли выверенную независимую линию. Именно «Полярка» бралась за трудные темы жизни региона и страны, от которых отказывались прикормленные бюджетным финансированием издания нового времени.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Медийное пространство Мурманской области……………….………….5
1.1.История развития СМИ Мурманской области………………………………...5
1.2.Виды СМИ Мурманской области ...…………………………………………..11
Выводы по главе 1………………………………………………………………….16
Глава 2. Развитие газетного дела на Мурмане (на примере газеты «Полярная правда»)……………………………………………………………………………..17
2.1.История развития газеты «Полярная правда»………………………………..17
2.2.Газета «Полярной правда» и современное состояние газетного дела Мурманской области……………………………………………………….………20
Выводы по главе 2………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………
13 из этих газет – еженедельники, остальные выходят от двух до пяти раз в неделю. Самый небольшой тираж (от 500-700 экз.) – у газеты «Инфо-Вестник Островной» (г. Островной). Тиражи остальных муниципальных газет – от 1,5 тыс. до 11 тыс. экземпляров. В настоящее время еще в нескольких районах области готовятся документы на регистрацию СМИ с учредителями – органами власти;
- крупные компании и частные лица.
Учредители более
20 газет, издающихся в районах
области. Наиболее крупные
- политические партии.
Свои газеты выпускают
региональные отделения партий
- религиозные организации.
Издательство Мурманской
и Мончегорской Епархии
- учебные заведения и общественные объединения.
Мурманский областной совет профсоюзов выпускает еженедельник «Дело чести». Два ведущих вуза области – Мурманский государственный технический университет и Мурманский государственный педагогический институт издают соответственно: ежемесячники «Университетский курьер» и «Планета МГПУ».9
Старейшие из действующих газет Кольского полуострова - это общественно-политические издания, появившиеся в 20-30-х годах ХХ века.
В 1920 года увидел свет первый номер областной «Полярной правды» (тираж от 10 до 15 тыс. экз., выходит четыре раза в неделю, имеет еженедельное рекламно-информационное приложение «Полярочка»).
С 1930 года выпускается еженедельник «Кировский рабочий» (учредители – администрации городов Кировск и Апатиты, ОАО «Апатит», тираж – 3 тыс. экз.).
С 1932 года в Мурманске издается ежемесячная корпоративная газета «Арктическая звезда» (учредитель – ОАО «Мурманское морское пароходство).
С 1935 года в Мончегорске работает городская газета «Мончегорский рабочий» (учредители: администрация города и трудовой коллектив редакции, выходит три раза в неделю, до 5 тыс. экз.).10
В мае 1991 года в г. Апатиты начала издаваться первая в области частная газета – еженедельник «Дважды два».
Более 10 лет назад в Заполярье появились первые «федералы»: газеты «Ва-Банкъ» и «Комсомольская правда Мурманск». Сегодня свои региональные вкладки в Мурманской области помимо «Комсомольской правды» имеют «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Жизнь за всю неделю».
В Мурманске издается достаточно много ежедневных областных газет. Четыре раза в неделю выходят «Полярная Правда», «Мурманский Вестник», и «Вечерний Мурманск», в пятидневном режиме работает «Комсомольская Правда Мурманск». Эти же газеты – в числе тиражных и популярных.
Самое крупное мурманское рекламное издание – газета бесплатного распространения «Ва-банкъ» (100 тыс. экз.). Помимо нее в «бесплатной» нише работают «Мурманская строительная неделя», «Всегда кстати», «Мой город Мурманск», «Выбор дня». В числе ведущих продаваемых рекламных и рекламно-информационных СМИ - серия газет, выпускаемых редакционно-издательским центром «РиО – Мурманск». РИЦ «РиО – Мурманск» - крупнейшее местное издательство. Существует с конца 90-х, объединяет 12 газет, в том числе «Все объявления Мурманска», «РиО Мурманск», «Авто Мурманска и области», «Есть работа», «Недвижимость», «Новая ТВ-Программа» и другие.
Большинство мурманских журналов – специализированные издания, посвященные бизнесу и экономике. Глянцевые СМИ развлекательного и рекламного характера начали появляться не так давно.
Регулярно (один раз в два месяца) с 1996 года выходит научно-практический журнал «Наука и бизнес на Мурмане» (учредитель – ООО «Мурманское книжное издательство»). С 2002 года выпускается ежеквартальный журнал «Рыбные ресурсы» (учредитель – ООО «Рыбные ресурсы»). Менее двух лет издаются «информационно-практические» журналы «Север строительный» и «Север промышленный» (учредитель - ООО «Геликон»). Работают журналы «Политика. Экономика. Финансы», «Мурманский Бизнес-журнал».11
С 2003 года существует молодежный журнал «Территория жизни» - совместный проект Мурманского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и шведской общественной организации «Ноев Ковчег Баренц» (г. Лулео).
Кроме того, выпускаются ежегодник «Лапландский заповедник» (журнал о биосферном резервате «Лапландский заповедник», природе Кольского полуострова), литературные альманахи «Мурманский берег» и «Площадь первоучителей», автомобильный журнал «Авто 51 экстрим», межрегиональный журнал «Триумфальная арка», ежемесячный журнал об отдыхе и развлечениях CITY, с ноября 2006-го года издается рекламно-информационный журнал Street Mini.12
«Я бы не сказал, что новые издания приходят часто. Обычно активизируются под выборы, но на рынке эта продукция не задерживается», - охарактеризовал мурманскую печатную динамику Николай Бакшевников. «В последние годы в Мурманской области появилось несколько новых периодических печатных изданий, можно сказать, нашедших свою нишу и своего читателя. Среди них – регулярно выходящие газеты «Территория закона», «Вечерка на дом», «Наша версия на Мурмане», - комментируют ситуацию на газетном рынке в областном департаменте информационного обеспечения. - Постоянно предпринимаются попытки создания так называемых «деловых» изданий. Например, некоторое время назад в области выходила газета «Предприниматель Заполярья». Сейчас эта ниша местными изданиями практически не заполнена. В связи с этим считать рынок печатных СМИ полностью сформированным, наверное, было бы преждевременно».13
Выводы по главе 1
Мурманская область относится к группе субъектов федерации, где сочетаются благоприятные и неблагоприятные условия для свободы массовой информации.
Мнения о перспективах
печатного рынка Заполярья
Глава 2. Развитие газетного дела на Мурмане (на примере газеты «Полярная правда»)
2.1.История развития газеты «
«Полярная правда» - старейшее региональное издание в Мурманской области.
В Мурманске только что победило вооруженное восстание против белогвардейцев. Новая власть нуждалась в своем печатном органе. Так 23 февраля 1920 года увидел свет первый номер нового печатного листка, который в соответствии с нравами того времени назвали «Известия Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов». Совет и выступил учредителем нового издания. В нем публиковались прежде всего всевозможные постановления и распоряжения новой власти.14
Газета развивалась вместе с экономикой Кольского полуострова. В начале своей истории ее номера выходили в свет нерегулярно, не установленным тиражом: редакция печатала столько номеров, сколько находилось материальных и технических средств. Но вскоре был установлен тираж – тысяча экземпляров, и периодичность выпуска – раз в неделю. С 28 сентября 1920 года газета меняет свое имя: «Известия Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов» были переименованы в «Северную правду». Но с этим именем газета просуществовала недолго. 8 февраля 1921 года газете дают название «Полярная правда», под которым она выходит и по нынешнее время. Название оказалось на редкость удачным. Северяне ее любовно называли и называют до сих пор «Полярка», «Полярочка».
В советские времена газета должна была служить не для развлечения читателей или их информирования, а быть «коллективным пропагандистом, агитатором и организатором». И журналисты «Полярной правды», являвшейся органом партийной и советской власти, талантливо и энергично выполняли предназначенную им роль. В 20–30 годы прошлого века они освещали трудовые будни и праздники северян, выходили в Баренцево море с рыбаками, рассказывали о первопроходцах и первостроителях Хибин и Монче-тундры, о тружениках заполярного сельского хозяйства, воинах. Потом началась тяжелая и долгая война. «Полярная правда» вместе со всеми мурманчанами стала в единый строй борцов с врагом. Сводки Совинформбюро на бесконечные четыре года стали главным газетным материалом.
Победный 45-й ознаменовался для газеты важным событием. Отмечая 25-летие издания, мурманские власти дали одной из улиц города, прежде именовавшейся Красной, новое имя – «Полярной правды».15
На свой полувековой юбилей коллектив «Полярки» получил другую заслуженную награду. 20 февраля 1970 года Указом Президиума Верховного Совета СССР газета «Полярная правда» была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Учредителем газеты в то время был Мурманский областной комитет КПСС.16
Долгие годы изображение ордена украшало первую полосу каждого выпуска газеты. «Сорвали» его только ветры перемен начала 90-х годов. Исчезли тогда и структуры – обком КПСС и областной Совет народных депутатов, чьим органом была газета. Новым ее учредителем стал редакционный коллектив. Потом учредитель главной газеты региона решил опереться на многочисленных соучредителей: Мурманский банк Сбербанка России, компании «Севрыбхолодфлот», «Мурманскнефтепродукт», Мурманская организация профсоюзов ФНПР, Управление федеральной почтовой связи, рыболовецкий колхоз «Беломорский рыбак».
Газета печаталась вначале высоким способом печати, а с 1994 года - офсетным, форматом А2 на 4 -8 полосах в МИПП «Север». Периодичность выхода газеты — ежедневная. Тираж газеты менялся в разные годы: 1980 г. он достигал 180 000 экз., а в 1999-м — 13500 экз., 2009-м — 9500 экз.17
Долгие годы «Полярная правда» оставалась единственным авторитетным ежедневным печатным органом областного масштаба. Ее монополия стала разрушаться с 1991 года, когда в Мурманской области стали рождаться многочисленные издания новых органов власти: Советов депутатов, администраций области и городов.18
Но еще долгое время «Полярная правда» оставалась востребованной у жителей Кольского полуострова, так как журналисты газеты заняли выверенную независимую линию. Именно «Полярка» бралась за трудные темы жизни региона и страны, от которых отказывались прикормленные бюджетным финансированием издания нового времени.
«Полярная правда» на Кольском полуострове стала и первым самостоятельным коммерческим информационным общественно-политическим изданием, которому пришлось пройти трудный путь падения тиражей, увеличения затрат на печатные услуги, бумагу, снижения рекламных площадей. Не помогли старейшей газете и финансово сильные ее соучредители. В 2008 году редакция пошла на сокращение периодичности выхода. Издание стало выходить только четыре дня в неделю: вторник, среда, четверг («Полярка - плюс», формат А3, печать с дополнительным цветом). Финансовый кризис в стране привел и к краху старейшего издания. В конце 2009 года «Полярная правда» стала выходить один раз в неделю, а с ноября 2009 года ее выпуск прекратился до 29 января 2010 года, когда сменился учредитель газеты и состав коллектива.
В год 90-летия газеты учредителем газеты становится ООО «ТМГ «Трансатлантик Маркетинг Груп». «Полярная правда» выходит по вторникам, формат газеты А3, 12 страниц, печать полноцветная. Учредитель издания решил вернуть в логотип издания изображение старой награды коллектива - орден Трудового Красного Знамени. Деловое издание ориентировано не на массового читателя, как раньше, а на успешных людей. «Мы хотим, чтобы жизнь в нашей области и городе менялась к лучшему, - объясняет свою позицию новая редакция, - и готовы работать для этого. Поэтому мы будем предоставлять страницы нашей деловой еженедельной областной газеты для выражения мнений тех людей, кому действительно есть, что сказать - вне зависимости от того, насколько высоко на карьерной лестнице стоят они».19
Основное место в газете занимают оригинальные журналистские материалы, освещающие все стороны жизни Мурманска и области. В газете публикуются аналитические материалы, бизнес-новости. На страницах старейшей газеты появились новые рубрики: «Свое дело», «Свой путь», «Перспектива». В мае у газеты начал работать и свой сайт: www.polarpravda.ru.
2.2. Газета «Полярной правда» и современное состояние газетного дела Мурманской области