Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение особенности формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- охарактеризовать организацию и основную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- дать определение таким понятиям как унитарное предприятие, государственное и муниципальное предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие, признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 10
1.3 Имущество унитарного предприятия 15
1.4Особенности финансов унитарных предприятий 18
Глава 2. Виды и гражданская правосубъектность унитарных предприятий 23
2.1 Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.2 Правоспособность унитарных предприятий 25
2.3 Дееспособность унитарных предприятий 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Т.О.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Итак, среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия  выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и  не становятся собственниками закрепленного  за ними имущества. Создавший такое  предприятие единоличный учредитель (как правило, публичный собственник) сохраняет за собой право собственности  на переданное предприятию и приобретенное  им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как  самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество.

1.2 Признаки унитарных  предприятий как юридических  лиц

Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых  необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла  признаваться субъектом права. Признаки унитарных предприятий таковы.

Организационное единство

Характерной чертой унитарных  предприятий с точки зрения организационного построения является отсутствие высших органов управления и контрольных  органов, которые присутствуют в  большинстве юридических лиц  иных организационно-правовых форм. Соответствующие  функции выполняют образования, находящиеся вне государственных (муниципальных) предприятий. Из-за этого отсутствие контрольных органов и органов высшего управления в рамках унитарных предприятий не ослабляет воздействия собственника на деятельность унитарных предприятий. Напротив, данное воздействие усиливается, поскольку органы власти, заменяющие органы высшего управления и контрольные органы, обладают большими полномочиями по сравнению с указанными органами в иных юридических лицах. Кроме того, органы власти не руководствуются непосредственно интересами предприятий, «оторваны» от них, что позволяет им принимать решения, нацеливающие данные организации на выполнения функций публично-правовых образований независимо от их соответствия интересам предприятия, его коллектива или руководителя.

Законодательное ограничение  структуры унитарных предприятий  только исполнительным органом не препятствует созданию в рамках унитарных предприятий  совещательных органов. Пункт 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях допускает  их создание в случаях, предусмотренных  законами и иными нормативными правовыми  актами. В литературе высказано предположение, что вопрос о создании в рамках унитарного предприятия совещательных  органов должен решать собственник  его имущества по своему усмотрению, поскольку необходимость их создания определяется конкретными условиями  функционирования унитарного предприятия. Кроме того, данные органы не имеют  самостоятельного значения, а, следовательно, их деятельность не способна нарушить предсказуемость государственных (муниципальных) предприятий как субъектов гражданского оборота.

В отличие от совещательных  органов создание иных, кроме исполнительного, органов с самостоятельными полномочиями в рамках унитарных предприятий законодательство не допускает. Их организация на основе положений уставов является незаконной. Однако до принятия Закона об унитарных предприятиях практика их создания в рамках унитарных предприятий была достаточно распространена. Это свидетельствует о том, что дополнительные к исполнительному органы с самостоятельными полномочиями в рамках унитарных предприятий могут иметь место и потребность в их организации в отдельных случаях существует. Наличие данных органов позволит усилить контроль за действиями унитарных предприятий, будет способствовать ограничению полномочий исполнительного органа и обеспечит принятие органами власти решений более адекватных положению дел на предприятиях. На унитарных предприятиях возможно создание органов с контрольно-управленческими и управленческими полномочиями (наблюдательных советов), а также контрольных органов (ревизионных комиссий). Безусловно, в законодательстве нужно четко определить полномочия, которыми подобные органы могут обладать, а для наблюдательных советов и случаи, когда допускается их создание. Это позволит избежать неопределенности в правовом положении предприятий, а также иных негативных последствий.

Имущественная обособленность.

Анализ форм имущественной  обособленности унитарных предприятий - прав хозяйственного ведения и  оперативного управления позволил установить ряд их особенностей. Во-первых, это - относительный характер имущественной  обособленности унитарных предприятий, которую права хозяйственного ведения  и оперативного управления обеспечивают. Прежде всего, подобное положение проявляется  в том, что права хозяйственного ведения и оперативного управления не обеспечивают устойчивого владения государственными и муниципальными предприятиями принадлежащим им имуществом. Неустойчивость владения выражается в праве собственника изымать имущество предприятий, нечетком отделении их имущества  от имущества, закрепленного за другими  предприятиями и учреждениями, предоставлении собственнику права предъявлять  в суд вендикационные иски наряду с унитарными предприятиями. Во-вторых, права хозяйственного ведения и оперативного управления предполагают наличие ограничений правомочий пользования и распоряжения субъектов указанных вещных прав в отношении принадлежащего им имущества. Соответствующие ограничения касаются как содержания правомочий пользования и распоряжения, так и возможностей по осуществлению данных правомочий.

Относительность таких форм имущественной обособленности, как  права хозяйственного ведения и  оперативного управления, порождает  другую их особенность, а именно: данные формы имущественной обособленности носят специальный характер. Это  выражается в том, что они приспособлены  только для строго определенных организационно-правовых форм юридических лиц, в то время  как право собственности применяется  для юридических лиц различных  организационно-правовых форм. Специальный  характер и относительность таких  форм имущественной обособленности, как права хозяйственного ведения  и оперативного управления, являются порождением их особого назначения - обеспечивать выполнение субъектами хозяйственного ведения и оперативного управления функций публично-правовых образований в процессе участия  в имущественных отношениях.

Чем более специальный  и относительный характер имеет  та или иная форма имущественной  обособленности, тем более она  подходит для реализации функций  публично-правовых образований. Поэтому  в законодательстве наметилась тенденция  сокращения сферы применения права  хозяйственного ведения, расширения применения права оперативного управления. Однако в ближайшее время полный отказ  от права хозяйственного ведения, как  представляется, нереалистичен и  нежелателен. Поскольку рассматриваемые  особенности прав хозяйственного ведения  и оперативного управления связаны  с их предназначением - обеспечивать выполнение функций публично-правовых образований через участие в  имущественном обороте, то данные особенности  указанных вещных прав следует укреплять.

В то же время, ограничение  имущественной обособленности унитарных  предприятий нужно сочетать с  укреплением гарантий соблюдения законных интересов их контрагентов.

Гражданско-правовая ответственность  государственных (муниципальных) предприятий.

Отличительной чертой признака самостоятельной имущественной  ответственности унитарных предприятий  является менее выраженная, чем в  случае с другими юридическими лицами, взаимосвязь ответственности предприятий  с признаками организационного единства и имущественной обособленности. По общему правилу, чем больше организационная  и имущественная обособленность юридического лица, тем сильнее выражен  признак самостоятельной имущественной  ответственности, и наоборот. Вышеуказанные  закономерности проявляются в определенной степени и в случае с унитарными предприятиями, но они резко ослаблены. Государственные (муниципальные) предприятия  в большей степени, чем иные юридические  лица связаны со своими учредителями и имущественно, и организационно. В то же время имущественная ответственность учредителей по долгам унитарных предприятий такая же или даже меньше, чем в случае с иными юридическими лицами. Стабильность имущественного оборота и обеспечение реализации функций публично-правовых образований требуют сужения принципа раздельной ответственности унитарных предприятий и собственника их имущества. Основная задача в данном случае - добиться большего контроля собственника за действиями государственных (муниципальных) предприятий, которые связаны с несением предприятиями гражданско-правовой ответственности. Немаловажным является и обеспечение законных интересов кредиторов унитарных предприятий, в том числе через усиление ответственности публично-правовых образований за действия предприятий.

Выступление в гражданском  обороте от собственного имени.

Особенности признаков организационного единства, имущественной обособленности, самостоятельной имущественной  ответственности унитарных предприятий  вызывают появление особенностей и  у такого признака данных предприятий, как выступление от своего имени в гражданском обороте. Во-первых, унитарные предприятия проявляют невысокую гражданско-правовую активность и нацелены на решение некоммерческих задач. Во-вторых, на характер участия предприятий в имущественных отношениях сильное административное воздействие оказывают собственники имущества предприятий.

Учитывая место и роль унитарных предприятий в системе  имущественных отношений, целесообразно  усиливать воздействие собственника на характер участия унитарных предприятий  в имущественном обороте и  основные условия такого участия. В  этой связи в литературе предложено увеличить полномочия собственника в части воздействия на ценовую  политику предприятий, способы установления договорных отношений. Предлагалось также  наделить публично-правовые образования  правом принуждать унитарные предприятия  к участию в тех или иных договорных отношениях необходимых  для выполнения функций государства (местного самоуправления).

В заключение отметим, что  правовое положение унитарных предприятий  характеризует такой дополнительный элемент, как компетенция. В этой связи, для того чтобы урегулировать  правосубъектность унитарных предприятий правовыми средствами, одних только гражданско-правовых норм недостаточно. Необходимо подключение также норм других отраслей публичного права (административного, финансового, налогового и др.). Правовое регулирование предпринимательской деятельности унитарных предприятий должно быть комплексным.

1.3 Имущество унитарного  предприятия

Способы использования имущества  унитарного предприятия:

-хозяйственное ведение;

-оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия  находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении  унитарное предприятие (ГУП, МУП) может  распоряжаться имуществом, выпускаемой  продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных  законом или иными правовыми  актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним  имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения  предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию  как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного  уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»  устанавливает запрет для государственных  и муниципальных предприятий, созданных  на праве хозяйственного ведения, выступать  учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему  части своего имущества в хозяйственное  ведение (дочернего предприятия). Необходимость  запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества  предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных  предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества  унитарного предприятия являются:

-имущество, переданное  предприятию по решению собственника  в оплату уставного фонда;

-иное имущество, переданное  предприятию по решению собственника;

-прибыль, полученная в  результате хозяйственной деятельности;

-заемные средства, в том  числе кредиты банков и других  кредитных организаций;

-амортизационные отчисления;

-капитальные вложения  и дотации из бюджета;

-дивиденды (доходы), поступающие  от хозяйственных обществ и  товариществ, в уставных капиталах  которых участвует предприятие;

-добровольные взносы  и пожертвования организаций,  предприятий, учреждений и граждан;

-иные источники, не  противоречащие законодательству  РФ, в том числе доходы от  сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет  право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать  другим предприятиям, организациям и  учреждениям принадлежащие ему  оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки  от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться  недвижимым имуществом. Продажа недвижимого  имущества, которое находится у  унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого  имущества.

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия