История развития женских журналов на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Очень насыщенной является история белорусской журналистики. Журналистики, как вид деятельности, претерпевал множество изменений, метаморфоз, стилей, целей и, самое главное, форм подачи материала, информации и новостей. Современное общество стремиться как можно активнее «включиться» в век информации, век цифровых технологий, век, определяющий будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………..3-4
Глава I
1.1 Дореволюционные женские журналы………………………..…………..5-7
1.2 Появление женских общественно-политических журналов………….....8-9
1.3 Тенденции советской женской прессы……………………………..….10-12
Глава II
2.2 История создания глянцевых журналов………………………………13-15
2.3 Женские журналы СССР......................................................…………….16-18
2.4 Первые журналы после Великой Отечественной войны………………...19
Заключение ………………………………………………………………………..20
Использованная литература……………………….………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Институт журналисты

 

 

 

Кафедра истории журналистики

 

 

История развития женских журналов на территории Беларуси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..………..3-4

Глава I

    1. Дореволюционные женские журналы………………………..…………..5-7
    2. Появление женских общественно-политических журналов………….....8-9
    3. Тенденции советской женской прессы……………………………..….10-12

Глава II

    1. История создания глянцевых журналов………………………………13-15
    2. Женские журналы СССР......................................................…………….16-18
    3. Первые журналы после Великой Отечественной войны………………...19

 

Заключение ………………………………………………………………………..20

Использованная литература……………………….………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Очень  насыщенной является история белорусской журналистики. Журналистики, как вид деятельности,  претерпевал множество изменений, метаморфоз, стилей, целей и, самое главное, форм подачи материала, информации и новостей. Современное общество стремиться как можно активнее «включиться» в век информации, век цифровых технологий, век, определяющий будущее.

Поэтому мало кто задумывается, как сложен и многоцветен мир слов в нашей повседневной речи. Но ещё более сложным и многоцветным оказываются слова, попадая в бурную стихию прозы. И как важно учитывать время в которое пишутся материалы, ведь современный читатель на бегу, мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает из в некий воздушный смысл, столь же бесплодный, как слагающие его тени. Ища прежде всего быстроты, мы разучились ходить, теперь только немногие еще умеют читать пешком – почти все читают  велосипедно, по 30- 40 верст, т.е. хотел сказать страниц в час. Спрашивается, что они видели в этих быстро промелькнувших страницах, могли ли что-нибудь заметить и разглядеть….

Я хочу подчеркнуть, что наша журналистика теряет всякий аналитический смысл материалов  с появлением интернета, где главное – это новость и краткость. Заметьте, все газеты, радио и даже телевидение сейчас транслируется в Интернете, но ничто не заменит глянцевую обложку, запах свежей типографской краски и актуальные заголовки, которые так и манят скорее начать читать. И даже если появляется онлайновая версия журнала, тиражи не падают, а наоборот возрастают. Ведь женский журнал всегда будут актуальным и нужным. Он как подружка, с которой можно поговорить по душам, обсудить последние веяния моды, поделиться рецептами и т.д.

Именно о женских журналах, а точнее об истории их создания моя курсовая работа. В выбранной мной теме я попытаюсь рассмотреть отечественные женские журналы.

Актуальность данной темы несомненна,

- во первых, женским журналам, на мой взгляд, уделяется слишком маленькое внимание в изучении курса;

- во-вторых, именно женские журналы дают возможность проследить изменение жизни женщин на территории республики.

Поэтому целью моего  исследования –  было изучить историю женских журналов , идейную и стилистическую нагрузку, наметить систему и методику работы, направленную на осмысленное восприятие времени издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

 

    1. Дореволюционные женские журналы

 

 

В истории развития дореволюционных женских журналов выделяются три периода. На первом (с 1779 г. до середины 50-х гг. XIX в.) были заложены главные типологические характеристики прессы для женщин. Конец XVIII - середина XIX вв. являются для отечественной периодики этапом классификационного структурирования. Издания стали подразделяться на массовые и специальные, среди журналов, адресованных широкой аудитории, появились литературные, музыкальные, театральные, детские и др. Первый женский журнал открылся в 1779г. Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета было основано Н.И.Новиковым.

Опираясь на тематический принцип классификации периодики, можно констатировать определение типологической структуры отечественной женской прессы, в ней выделились следующие типы: литературный женский журнал («Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860) и женский журнал мод и домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.

Литературные и публицистические материалы таких изданий изначально не предназначались широкому читательскому кругу, в их потенциальную аудиторию могли войти образованные женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от социально установленных интересов женщины и придавало журналам элитарный характер, который в свою очередь требовал от издателей тщательной работы над подготовкой издания к выходу.

Для второго типа изданий, публиковавших обозрения мод, советы практического характера, литературные публикации, преобладающими стали консультативная (создание внешнего имиджа, совершенствование знаний в семейно-бытовых вопросах) и развлекательная функции. Их успешный выход закрепил на рынке средств массовой информации периодическую литературу практического характера, адресованную женщине-жене, женщине-хозяйке и женщине-матери, продемонстрировав тем самым одно из важнейших типологических отличий женских журналов - направленность на внутрисемейные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило им обращаться к массовой аудитории и отражалось на длительности существования. Таким образом, тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные интересы разных слоев населения. Информация, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.

Характерной чертой женских журналов рассматриваемого периода явился относительно непродолжительный период их издания. Причин, служащих объяснению такого явления, несколько.

  • Во-первых, еще не сформировалась читательская аудитория. Несмотря на то, что в России уже образовался слой женщин, владеющих грамотой, они не проявили особенного интереса к специально адресованным им изданиям. Требовалось время для того, чтобы читательницы «привыкли» к женской прессе и чтобы сами издания заявили о своей деятельности, предложили модель издания, соответствующего интересам аудитории, добились массового распространения периодики.
  • Во-вторых, у отечественных издателей отсутствовал опыт работы в данной области журналистики, что выразилось в нечетком формировании целей и задач, слабо разработанных программах нового для того времени типа прессы. Аудиторию не могло заинтересовать то, что не соответствовало ее информационным потребностям. В-третьих, женская пресса развивалась благодаря частному капиталу. Средства, вложенные в создание женских журналов, не окупались. Издательские предприятия становились убыточными ввиду отсутствия массового покупательского спроса.

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX - начале XX вв. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала, популярного на предыдущем этапе, в ходе развития журналистики и интенсивной социализации журнальной периодики был заменен литературно-общественным журналом («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884). Обсуждение женского вопроса в средствах массовой информации, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа «женщины умной, образованной, самостоятельной».

Наблюдались типологические изменения и в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др. Расширилась структура: утвердился отдел фельетона - раздел светской хроники.

В начале XX в. происходит разделение отечественной женской прессы на массовую и специальную. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов («Женщина» (1907-1717), «Дамский мир» (1907-1917), «Женское дело» (1910-1918), «Журнал для хозяек» (1912-1918), «Мир женщины» (1912-1917), «Журнал для женщин» (1914-1918) стали: капитализация общества, развитие технического прогресса, коммерциализация прессы. Такие издания были рассчитаны на удовлетворение массового читательского спроса женского населения. Основные темы соответствовали тому кругу интересов женщины, который закрепился в ходе культурно-исторического становления общества. Одной из главных целей изданий по-прежнему являлось оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, развлечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Появление женских общественно-политических журналов

 

 

Помимо массовых женских изданий появляются специальные - женские общественно-политические журналы («Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Их возникновение свидетельствовало о дальнейшей трансформации образа женщины в общественном сознании. Изменение ее типа нуждалось в источнике распространения новой морали, поведения, образа жизни, идеологическом центре, способном определить методы и способы ликвидации женской дискриминации. Группа политических изданий была немногочисленна.

Среди основных причин, сказавшихся на формировании данного типа периодики, следует назвать такие как:

  • обострение общественно-политической обстановки,
  • рост женской интеллигенции и женского рабочего пролетариата,
  • расширение женского движения и его идейное расслоение,
  • политизация женского населения.

 Выделились журналы отечественных феминисток («Женский вестник», «Союз женщин») и работниц («Работница»). Перечисленные издания были рассчитаны на узкий круг читателей, в основном на представителей соответствующих политических движений, главной их целью стала пропаганда определенных идей, разработка политических платформ, агитация сторонников.

Несколько отличалась структура «Работницы», что выражалось в наличии разделов политики, жизни отечественной и зарубежной работницы. Массовые женские издания отличались наличием многочисленных отделов, что вытекало из их тематического разнообразия. Эти журналы имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и раздел, состоявший из рубрик, чьи основные темы были выбраны с учетом фактора массового интереса, концентрировавшегося вокруг тех сфер жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальной, семейной, культурной, педагогической, религиозной.

В начале XX в. были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию («Ворт» (1905-1913), «Домашняя портниха» (1906-1908), «Парижанка»  (1908-1910), «Женский мир» (1909-1911), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914) и др. Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучшилось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.

Все женские издания исследуемого периода были либо частные, либо принадлежали политическим объединениям, следовательно, отражали идеологическую позицию собственных издателей.

Изучение тематико-типологических особенностей женской прессы 1917-1990 гг., условий ее формирования и характера деятельности позволяет выделить три периода ее становления и развития. В первый (1917-1928гг.) наблюдалось зарождение типов советских женских журналов.

По аудиторному признаку в центральной женской прессе выделились общественно-политические издания для женщин-партработников («Коммунистка» (1920-1930), для работниц («Работница») и для крестьянок («Крестьянка» (с 1922 г.), «Батрачка» (1925-1929 гг.). Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные, они открывались в крупных российских городах и столицах союзных республик, здесь интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учетом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.

Таким образом, вся женская пресса стала починяться ЦК партии, что способствовало укреплению типологического единообразия изданий.

За период 1929-1945 гг. советский женский общественно-политический журнал достиг массового распространения, что подтверждает рост тиражей прессы. Политика правительства по отношению к женщинам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для домохозяек («Общественница» (1936-1941).

 

 

 

 

    1. Главные тенденции советской женской прессы

 

 

Преобладающими тенденциями советской женской прессы на данном этапе стали: цели, отражающие основные идеи экономических компаний, в частности, содействующие подъему промышленного и колхозного строительства, индустриализации и коллективизации, наглядно демонстрирующие участие в них женского населения. Особо популярными были материалы, пропагандирующие успехи советского строительства, определенные профессии и отрасли труда, отражающие итоги соцсоревнований, способствующие политическому воспитанию.

В период 1945-1990 гг. сформировалась основные типологические черты система советской женской прессы. Она была основана на принципе территориального деления партийного аппарата и состояла из трех уровней. Первый представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (с 1945 г.), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. На втором уровне находились журналы, выпускавшиеся республиканскими ЦК партии на национальных языках.

В женских журналах эталонируется морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир. Воспитание в женщине особенностей характера и поведения, связанных с функцией материнства и внутрисемейными обязанностями, наиболее успешно проводилось в беседах педагогов, психологов. Подобная форма общения с аудиторией вела к публичному обсуждению, и, следовательно, к признанию и распространению нехарактерных для женщины тоталитарного общества личных чувств, внимания к внешнему виду.

Информация о работе История развития женских журналов на территории Беларуси