Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа
Очень насыщенной является история белорусской журналистики. Журналистики, как вид деятельности, претерпевал множество изменений, метаморфоз, стилей, целей и, самое главное, форм подачи материала, информации и новостей. Современное общество стремиться как можно активнее «включиться» в век информации, век цифровых технологий, век, определяющий будущее.
Введение…………………………………………………………………..………..3-4
Глава I
1.1 Дореволюционные женские журналы………………………..…………..5-7
1.2 Появление женских общественно-политических журналов………….....8-9
1.3 Тенденции советской женской прессы……………………………..….10-12
Глава II
2.2 История создания глянцевых журналов………………………………13-15
2.3 Женские журналы СССР......................................................…………….16-18
2.4 Первые журналы после Великой Отечественной войны………………...19
Заключение ………………………………………………………………………..20
Использованная литература……………………….………………………………21
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Институт журналисты
Кафедра истории журналистики
История развития женских журналов на территории Беларуси
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I
Глава II
Заключение ………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………….…………………………
Введение
Очень насыщенной является история белорусской журналистики. Журналистики, как вид деятельности, претерпевал множество изменений, метаморфоз, стилей, целей и, самое главное, форм подачи материала, информации и новостей. Современное общество стремиться как можно активнее «включиться» в век информации, век цифровых технологий, век, определяющий будущее.
Поэтому мало кто задумывается, как сложен и многоцветен мир слов в нашей повседневной речи. Но ещё более сложным и многоцветным оказываются слова, попадая в бурную стихию прозы. И как важно учитывать время в которое пишутся материалы, ведь современный читатель на бегу, мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает из в некий воздушный смысл, столь же бесплодный, как слагающие его тени. Ища прежде всего быстроты, мы разучились ходить, теперь только немногие еще умеют читать пешком – почти все читают велосипедно, по 30- 40 верст, т.е. хотел сказать страниц в час. Спрашивается, что они видели в этих быстро промелькнувших страницах, могли ли что-нибудь заметить и разглядеть….
Я хочу подчеркнуть, что наша журналистика теряет всякий аналитический смысл материалов с появлением интернета, где главное – это новость и краткость. Заметьте, все газеты, радио и даже телевидение сейчас транслируется в Интернете, но ничто не заменит глянцевую обложку, запах свежей типографской краски и актуальные заголовки, которые так и манят скорее начать читать. И даже если появляется онлайновая версия журнала, тиражи не падают, а наоборот возрастают. Ведь женский журнал всегда будут актуальным и нужным. Он как подружка, с которой можно поговорить по душам, обсудить последние веяния моды, поделиться рецептами и т.д.
Именно о женских журналах, а точнее об истории их создания моя курсовая работа. В выбранной мной теме я попытаюсь рассмотреть отечественные женские журналы.
Актуальность данной темы несомненна,
- во первых, женским журналам, на мой взгляд, уделяется слишком маленькое внимание в изучении курса;
- во-вторых, именно женские журналы дают возможность проследить изменение жизни женщин на территории республики.
Поэтому целью моего исследования – было изучить историю женских журналов , идейную и стилистическую нагрузку, наметить систему и методику работы, направленную на осмысленное восприятие времени издания.
Глава I.
В истории развития дореволюционных женских журналов выделяются три периода. На первом (с 1779 г. до середины 50-х гг. XIX в.) были заложены главные типологические характеристики прессы для женщин. Конец XVIII - середина XIX вв. являются для отечественной периодики этапом классификационного структурирования. Издания стали подразделяться на массовые и специальные, среди журналов, адресованных широкой аудитории, появились литературные, музыкальные, театральные, детские и др. Первый женский журнал открылся в 1779г. Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета было основано Н.И.Новиковым.
Опираясь на тематический принцип классификации периодики, можно констатировать определение типологической структуры отечественной женской прессы, в ней выделились следующие типы: литературный женский журнал («Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860) и женский журнал мод и домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.
Литературные и публицистические материалы таких изданий изначально не предназначались широкому читательскому кругу, в их потенциальную аудиторию могли войти образованные женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от социально установленных интересов женщины и придавало журналам элитарный характер, который в свою очередь требовал от издателей тщательной работы над подготовкой издания к выходу.
Для второго типа изданий, публиковавших обозрения мод, советы практического характера, литературные публикации, преобладающими стали консультативная (создание внешнего имиджа, совершенствование знаний в семейно-бытовых вопросах) и развлекательная функции. Их успешный выход закрепил на рынке средств массовой информации периодическую литературу практического характера, адресованную женщине-жене, женщине-хозяйке и женщине-матери, продемонстрировав тем самым одно из важнейших типологических отличий женских журналов - направленность на внутрисемейные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило им обращаться к массовой аудитории и отражалось на длительности существования. Таким образом, тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные интересы разных слоев населения. Информация, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.
Характерной чертой женских журналов рассматриваемого периода явился относительно непродолжительный период их издания. Причин, служащих объяснению такого явления, несколько.
Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX - начале XX вв. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала, популярного на предыдущем этапе, в ходе развития журналистики и интенсивной социализации журнальной периодики был заменен литературно-общественным журналом («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884). Обсуждение женского вопроса в средствах массовой информации, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа «женщины умной, образованной, самостоятельной».
Наблюдались типологические изменения и в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др. Расширилась структура: утвердился отдел фельетона - раздел светской хроники.
В начале XX в. происходит разделение отечественной женской прессы на массовую и специальную. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов («Женщина» (1907-1717), «Дамский мир» (1907-1917), «Женское дело» (1910-1918), «Журнал для хозяек» (1912-1918), «Мир женщины» (1912-1917), «Журнал для женщин» (1914-1918) стали: капитализация общества, развитие технического прогресса, коммерциализация прессы. Такие издания были рассчитаны на удовлетворение массового читательского спроса женского населения. Основные темы соответствовали тому кругу интересов женщины, который закрепился в ходе культурно-исторического становления общества. Одной из главных целей изданий по-прежнему являлось оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, развлечение.
Помимо массовых женских изданий появляются специальные - женские общественно-политические журналы («Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Их возникновение свидетельствовало о дальнейшей трансформации образа женщины в общественном сознании. Изменение ее типа нуждалось в источнике распространения новой морали, поведения, образа жизни, идеологическом центре, способном определить методы и способы ликвидации женской дискриминации. Группа политических изданий была немногочисленна.
Среди основных причин, сказавшихся на формировании данного типа периодики, следует назвать такие как:
Выделились журналы отечественных феминисток («Женский вестник», «Союз женщин») и работниц («Работница»). Перечисленные издания были рассчитаны на узкий круг читателей, в основном на представителей соответствующих политических движений, главной их целью стала пропаганда определенных идей, разработка политических платформ, агитация сторонников.
Несколько отличалась структура «Работницы», что выражалось в наличии разделов политики, жизни отечественной и зарубежной работницы. Массовые женские издания отличались наличием многочисленных отделов, что вытекало из их тематического разнообразия. Эти журналы имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и раздел, состоявший из рубрик, чьи основные темы были выбраны с учетом фактора массового интереса, концентрировавшегося вокруг тех сфер жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальной, семейной, культурной, педагогической, религиозной.
В начале XX в. были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию («Ворт» (1905-1913), «Домашняя портниха» (1906-1908), «Парижанка» (1908-1910), «Женский мир» (1909-1911), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914) и др. Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучшилось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.
Все женские издания исследуемого периода были либо частные, либо принадлежали политическим объединениям, следовательно, отражали идеологическую позицию собственных издателей.
Изучение тематико-типологических особенностей женской прессы 1917-1990 гг., условий ее формирования и характера деятельности позволяет выделить три периода ее становления и развития. В первый (1917-1928гг.) наблюдалось зарождение типов советских женских журналов.
По аудиторному признаку в центральной женской прессе выделились общественно-политические издания для женщин-партработников («Коммунистка» (1920-1930), для работниц («Работница») и для крестьянок («Крестьянка» (с 1922 г.), «Батрачка» (1925-1929 гг.). Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные, они открывались в крупных российских городах и столицах союзных республик, здесь интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учетом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.
Таким образом, вся женская пресса стала починяться ЦК партии, что способствовало укреплению типологического единообразия изданий.
За период 1929-1945 гг. советский женский общественно-политический журнал достиг массового распространения, что подтверждает рост тиражей прессы. Политика правительства по отношению к женщинам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для домохозяек («Общественница» (1936-1941).
Преобладающими тенденциями советской женской прессы на данном этапе стали: цели, отражающие основные идеи экономических компаний, в частности, содействующие подъему промышленного и колхозного строительства, индустриализации и коллективизации, наглядно демонстрирующие участие в них женского населения. Особо популярными были материалы, пропагандирующие успехи советского строительства, определенные профессии и отрасли труда, отражающие итоги соцсоревнований, способствующие политическому воспитанию.
В период 1945-1990 гг. сформировалась основные типологические черты система советской женской прессы. Она была основана на принципе территориального деления партийного аппарата и состояла из трех уровней. Первый представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (с 1945 г.), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. На втором уровне находились журналы, выпускавшиеся республиканскими ЦК партии на национальных языках.
В женских журналах эталонируется морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир. Воспитание в женщине особенностей характера и поведения, связанных с функцией материнства и внутрисемейными обязанностями, наиболее успешно проводилось в беседах педагогов, психологов. Подобная форма общения с аудиторией вела к публичному обсуждению, и, следовательно, к признанию и распространению нехарактерных для женщины тоталитарного общества личных чувств, внимания к внешнему виду.
Информация о работе История развития женских журналов на территории Беларуси