Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью курсовой является исследование и анализ механизмов манипуляции, использованных в СМИ.
В соответствии с целью, предметом были определены задачи исследования:
1) определить роль и место манипуляции в массовых коммуникациях как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе;
2) выявить возможности манипуляции медиатекстов в массовой коммуникации;
3) обосновать необходимость использования такого рода манипулятивных методов в СМИ
4) анализировать методы, использованные в массовой коммуникации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизмы, реализующие манипулятивное воздействие 6
1.1. Что есть манипуляция? 6
1.2. Кто владеет информацией, тот владеет миром 7
1.3. Средства манипуляции в СМИ 8
1.3.1. Технические методы 8
1.3.2. Манипуляция в СМИ как современное мифотворчество 12
1.4. Оружие – слово 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
4
стр.
ВВЕДЕНИЕ
1. Механизмы, реализующие манипулятивное воздействие
1.1. Что есть манипуляция?
1.2. Кто владеет информацией, тот владеет миром
1.3. Средства манипуляции в СМИ
1.3.1. Технические методы
1.3.2. Манипуляция в СМИ как современное мифотворчество
1.4. Оружие – слово
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4
Манипуляция это скрытое психологическое воздействие на объект манипулятора с целью добиться от него выгодного поведения. Ключевое слово «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его объекту, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, а значит, его выбор является несвободным и неосознанным.
Актуальность темы. Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Средства массовой коммуникации сегодня представляют собой систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норма, на формирование ценностных ориентаций личности.
Техника целенаправленного ведения массовых пропагандистских мероприятий и методов информационно-психологического воздействия на широкую аудиторию развивалась на протяжении всей истории человечества. Мощный толчок технологии влияния на массы получили благодаря распространению различных религий. Другим источником приемов и методов влияния на массовое сознание послужили усилия товаропроизводителей в условиях рыночной экономики. Современный арсенал политической рекламы манипулятивного характера во многом заимствован из предпринимательской деятельности, благодаря которой расширялись средства, способы и приемы психологического воздействия на массы. Огромную роль в развитии этих приемов и методов сыграло техническое развитие современных средств массовой информации, новые возможности аудио - визуальных эффектов, породившие своеобразную субкультуру образов и мифов, которые активно используются, в том числе, и для эксплуатации массового сознания людей.
Научная значимость исследования состоят в том, что:
- выявлены социально-психологические особенности воздействия современных средств массовой информации;
- показаны особенности манипуляции, как средства управления аудитории;
- уточнено и конкретизировано понятие «манипуляция» дан анализ сущности и содержания понятие «манипуляция»
- теоретически обосновано использование методов манипуляции в СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что манипулятивные методы в средствах массовой коммуникации позволяет определить наибольший охват аудитории, эффективность воздействия и т.п., что позволяет повысить такие факторы, как: частота трансляции, амплитуда между повторами, аналогичных по структуре и содержанию передач, сохранение актуальности.
Целью курсовой является исследование и анализ механизмов манипуляции, использованных в СМИ.
Исходя из данных определена проблема исследования: каково манипулятивное воздействие и его последствия.
Объект исследования – телевидение, радио, реклама, печатные материалы.
Предмет исследования – методы психологического воздействия, как средство манипуляции.
В соответствии с целью, предметом были определены задачи исследования:
1) определить роль и место манипуляции в массовых коммуникациях как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе;
2) выявить возможности манипуляции медиатекстов в массовой коммуникации;
3) обосновать необходимость использования такого рода манипулятивных методов в СМИ
4) анализировать методы, использованные в массовой коммуникации.
4
Манипуляция – особая форма управления другим человека с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет. Происхождением слово « манипуляция » обязано латинскому языку, «manus» буквально означает – рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. Поскольку сегодня в качестве таких объектов выступают живые люди, то слово приобрело переносный смысл.
По сути, манипуляция общественным сознанием (в том числе и посредством СМИ) – это особый вид власти, который принуждает людей менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые им. В результате умелых манипуляций поведение большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов. Волевое, направляющее воздействие происходит в скрытой форме, без объяснения аудитории как механизмов воздействия на неё, так и ожидаемого от неё характера поведения.
В зависимости от сферы применения и объектов воздействия феномен управления можно рассматривать следующим образом:
1. Управление как наука, набор теорий, концепций, упорядоченная система знаний.
2. Управление как процесс совершения командно-административных действий в отношении других лиц.
3. Управление как функция информирования, осуществляемая с целью изменения поведения аудитории для получения нужных результатов.
В нашем случае наибольший интерес представляет третий пункт – информационное управление, когда управляющее воздействие формируется посредством СМИ и носит неявный, скрытый характер, в результате которого субъект воздействия (читательская аудитория) принимает то или иное решение «будто бы» самостоятельно.
Средства массовой информации в современном мире – основной поставщик сведений о происходящих в нём событиях. В силу своей специфики СМИ сегодня – основной инструмент воздействия на массовое сознание. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества».[1]
Поговорка – «кто владеет информацией, тот владеет миром» верна как никогда. Лишь стала известна восприимчивость психики человека к внешнему воздействию (внушению), пропаганда и агитация стали основным рычагом воздействия на людей, заменив собой грубую физическую силу. Попытки управлять населением предпринимались везде и всегда, но с широким распространением печатных изданий, радио, телевидения, а теперь и Интернета это стало делать намного проще. К тому же, способы воздействия постоянно совершенствуются, что, к примеру, подтверждается высокой эффективностью рекламы.
Возьмём набившую уже оскомину телерекламу. Каждый из нас при её просмотре каждый раз раздражённо думает: «Ни за что, никогда ЭТО не куплю». Но феномен длительного информационного воздействия заключается в том, что даже если реклама товара или какого-либо производителя, представителя коммерческой услуги воспринимается нами явно в негативном свете, то всё равно впоследствии мы отдадим ему предпочтение перед другими в силу узнаваемости бренда.
Незаметно, день за днём, информационное воздействие делает своё дело: товар, объект рекламы становится известным, узнаваемым, «своим». В связи с этим С. Зелинский пишет: «Причем, в зависимости от специфики психики того или иного индивида, подобное воздействие (чтобы данный товар стал «близким» именно ему) может происходить и в течение нескольких лет. Здесь как раз важен принцип времени, принцип длительности воздействия».[2]
В современных СМИ используются различные методы манипуляции сознанием граждан, зачастую одни накладываются на другие, либо одновременно используются несколько способов. Единой классификации нет, и специалисты пытаются их систематизировать самостоятельно. С. Зелинский обобщает их следующим образом[3]:
1. Принцип первоочерёдности – делается ставка на сенсационность и новизну материала, даже если информация в корне не верна. Например, подобный метод применяется в предвыборных технологиях, когда оппонента, что называется, «поливают грязью» и неважно, что будет потом.
2. Ложные свидетели и свидетельства – сообщения от якобы очевидцев и якобы участников событий, которым окружающие готовы верить, так как они исходят, «от обычных граждан». Срабатывает эффект доверия к другим людям.
3. Образ врага – создаётся надуманная угроза, на противостояние которой выделяются человеческие и другие ресурсы, значительные денежные средства. Иногда угроза существует на самом деле, но её опасность значительно преувеличивается (сознательно).
4. Смещение акцентов – намеренное искажение оценки какой-либо ситуации за счёт явного выпячивания одних фактов на фоне других. Происходит переключение внимания аудитории с одних проблем и явлений на другие.
5. «Лидеры мнений» – для оценки ситуации берётся мнение публичных личностей, которым доверяют в силу их популярности или высокого социального, политического, либо иного статуса. Мнение кандидатур может быть вполне искренним, но выбор участников совсем не случаен.
6. Переориентация внимания – несколько напоминает метод «смещение акцентов». Необходимая информация «незаметно» подаётся на фоне другой, чаще всего эмоционально заряженной, тем самым отвлекая и не давая воспринимать первую критически.
7. Эмоциональная заряженность – подаётся достоверная информация, но преднамеренно в эмоциональной форме с тем, чтобы вскрыть и обойти защитные механизмы человека. Известно, что когда человеком овладевают сильные эмоции, его разум спит.
8. Показная проблематика – происходит отвлечение аудитории от насущных проблем путём заострения внимания на других, менее значимых проблемах. Например, к первым можно отнести проблему алкоголизма, наркомании, высокого уровня коррупции и других.
9. Информационная блокада – замалчивание каких либо событий, проблем в течение продолжительного времени. Рано или поздно истина восторжествует, но ценное время для возможности исправить (спасти) ситуацию будет утеряно.
10. Удар на опережение – данный метод часто характеризуется вбросом информации, «порочащей честь и достоинство», например, накануне выборов. Подобная информация, как правило, достоверная, но используется для дискредитации конкретного человека или группы лиц.
11. Ложный накал страстей – информация преподносится, как сенсационная, и аудитории даётся понять, что от неё ждут самых решительных действий. В результате ограниченность во времени, подкреплённая эффектом толпы, играет на руку манипуляторам, заставляя людей принимать скоропалительные, необдуманные решения.
12. Эффект правдоподобия – для продвижения установок, чуждых аудитории, они облекаются в формы, понятные и близкие большинству. Среди правдивой на 70-90 % информации находится 10-30 % искажённой информации, либо неправды. Правдивая информация используется в качестве маскирующей, которая притупляет бдительность.
13. Эффект мозгового, информационного штурма – переизбыток информации вводит аудиторию в некоторый ступор, в её обилии теряется пресловутая «истина» и манипуляторам на фоне этого легче сделать выводы, выгодные им самим.
14. Обратный эффект – рискованный метод, но часто даёт результаты. Основан на вызывании жалости и сочувствия к тому человеку, о котором сообщается много плохого.
15. Зло с человеческим лицом – эмоционально окрашенные события преподносятся обыденно, буднично, будто и не происходит ничего. При частой подаче материала в подобном виде критичность восприятия аудитории резко снижается, что позволяет ей подсознательно «закрывать глаза» на многие преступления.
16. Односторонность освещения событий – слово другой стороне конфликтующих не даётся, в результате общественности навязывается мнение, выгодное лишь одной стороне.
17. Принцип контраста – создаётся или упоминается резко негативная ситуация и тут же находится спаситель (вполне заурядный), который, однако, на её фоне воспринимается супергероем.
18. Одобрение мнимого большинства – создаётся группа поддержки, которая якобы по собственной воле одобряет то или иное событие, решение, иногда в этой группе принимают участие известные личности. По принципу: «все так делают, а я чем хуже?» аудитория склоняется к нужному решению.
19. Эмоциональный шок – эмоционально заряженная информация вводит человека в ступор и «выводит из игры», на её фоне подаётся другая информация, которую обработать критически (эмоционально подавленный) человек уже не в состоянии.
20. Ложные аналогии – создаётся и муссируется «неправильная» логическая цепочка, которая выступает в качестве идеи, теории. Например, идея о том, что, если спортсмен добился успеха в спорте, то добьётся таких же успехов, будучи депутатом.