Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования: ознакомиться и изучить вопрос использования метафор, при написании заголовков газет.
Задачи исследования:
ознакомиться с теоретическими основами написания газетных заголовков;
рассмотреть вопрос использования метафор в заголовках газет с теоретической и практической точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Заголовки публикаций и его смысловая нагрузка 4
1.2 Классификация газетных заголовков 6
1.3 Средства выразительности, используемые в заголовках 10
2.1 Теоретические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 13
2.2 Практические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Заголовки публикаций и его смысловая нагрузка 4
1.2 Классификация газетных заголовков 6
1.3 Средства
выразительности, используемые
2.1 Теоретические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 13
2.2 Практические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Французский ученый, философ и писатель Паскаль заметил: “Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко”. В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность, беспомощность автора обычно приводит к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом.
Максим Горький, рассказывая о труде писателя, подчеркивал, что лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко: “Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям просторно”.
Экономное,
точное выражение мысли –
Заголовки публикаций
в газете – неотъемлемый
Актуальность исследования обусловливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет, прочитан материал или нет.
Изучая заголовки современных периодических изданий, видно, что журналисты используют разнообразные лексические и синтаксические языковые средства, такие как метафора, олицетворение, перифраза, эпитеты, олицетворение, синекдоха; часто встречается стилистически окрашенная лексика. Удачно обыгрывают известные фразы, цитаты из произведений, уместно используют названия книг, кинофильмов, стихотворений. Очень часто встречаются заголовки-обращения, просьбы, пожелания, риторические вопросы. Для новостных колонок в основном используют повествовательные предложения, не являющиеся восклицательными с точки зрения интонации.
В данной работе хотелось бы остановиться более подробно на рассмотрении вопроса использования метафор в заголовках газет.
Цель исследования: ознакомиться и изучить вопрос использования метафор, при написании заголовков газет.
Задачи исследования:
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
СОЗДАНИЯ ГАЗЕТНЫХ
ЗАГОЛОВКОВ
В настоящее время при
подготовке высококачественного
Яркость, образность, новизна публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.
Заголовки представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны.
Заголовки выполняют несколько важных функций. Прежде всего, они подводят читателя непосредственно к тексту статьи и сообщают суть материала.
Заголовки публикаций являются неотъемлемым элементом дизайна газеты. От их оформления во многом зависит имидж периодического издания. Они разбивают серую массу текста, помогают читателю быстрее ознакомиться с содержанием номера, выделить то, что представляет для него особый интерес. Удачный заголовок часто определяет решение прочитать весь материал или пропустить его.
Заголовки также дифференцируют материалы по степени важности. Своими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько значительными или интересными эти материалы считает сама редакция.
В настоящее время почти все тексты и многие газетные иллюстрации публикуются с заголовками. Исключения составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок - рубрику, обозначающую тему этих публикаций или другой общий для них признак.
Как правило, заголовки в газетах и журналах строятся по традиционным моделям: повествовательный, заголовок-сообщение, заголовок-резюме, заголовок-цитата, обращение, призыв, игровой заголовок и другие.
В процессе редакционной практики
возникли своеобразные стереотипы
Стиль заголовков - одно из специфических отличий периодического издания. Его не следует менять в течение длительного времени. По стилю заголовков постоянный читатель узнает газету, даже не видя ее названия.
Известно, что человек мгновенно и без напряжения воспринимает слова, в которых содержится не более шести букв. Именно из них опытные журналисты составляют газетные заголовки. Обычно их пишут в настоящем времени. Это вызывает ощущение сиюминутности. Правда, данное правило, не касается материалов, посвященных историческим событиям.
Неудачный выбор заголовка или плохое оформление резко снижают воздействие всей публикации. Содержательную статью с невыразительным заголовком часто вообще не замечают. Яркий заголовок побуждает прочитать следующий за ним текст или внимательно рассмотреть иллюстрацию.
Воздействие заголовка на читателя зависит от технического оформления - размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или в центре. Играет роль и деление заголовка на строки, выбор гарнитуры шрифта и его кегля, насыщенность цвета и другие характеристики. Опытные дизайнеры применяют дополнительные цвета для выделения на полосе одной, иногда двух важнейших публикаций, концентрируя на них внимание читателей.
Нередко заголовок, дающий слабое представление о содержании публикации, конкретизирует и развивает подзаголовок.
Подзаголовок может также указывать характер газетного выступления или источник получения информации.
Таким образом, система заголовков периодического издания позволяет читателю быстро познакомиться с содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю. Правильный выбор места, размера, цвета и гарнитуры шрифта заголовка улучшают дизайн периодического издания. Заголовок может иметь образную форму. Тогда он должен быть дополнен подзаголовком.
Существует несколько классификаций заглавия публикаций. Рассмотрим их более подробно.
В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные комплексные заглавия. Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста. Значительное количество заголовков выражает тему текста (тематизирующие заглавия). Тема текста входит в состав его основной мысли. Это тезис, который раскрывается системой тезисов, составляющих текст. Основная мысль включает тему публикации и ее предикат. Одно из главных назначений заголовка — сообщить читателю о теме публикации, которую ему предлагает газета. Формулирование предиката темы при этом не обязательно, так как по главной теме читатель может быть сориентирован в содержании текста. В процессе чтения материала информация, заложенная в заголовке, уточняется, конкретизируется. Процесс восприятия прямой - от заголовка к тексту [1].
Сложнее воспринимаются заглавия,
отражающие факт, положенный в основу
материала, когда их связи с текстом
видоизменяются. Подтекст, на котором
основан заголовок, понимается ретроспективно
- после прочтения текста. Процесс
восприятия системы «заголовок —
текст» усложняется, в нем присутствует
осцилляция (возвращающееся восприятие),
за счет чего повышается выразительность
текста. Положительная оценочность
заголовка — результат
Газетный текст может быть посвящен какому-либо событию. Тогда основная мысль строится по типу «событие — случилось», «событие — произошло», «событие — показало, что ...» и т. д. В заголовке актуализируется или название темы-события, или вся основная мысль (тема + предикат). Но есть и другие публикации. При создании заглавия автор газетного текста имеет возможность сделать его выразительнее, передать событие иносказательно для того, чтобы усложнить процесс восприятия, заинтересовать читателя, заставить его обратиться к тексту [2].
3аголовок газетного текста
актуализирует аналитическую
Кроме основных элементов
общего содержания текста, заголовок
может актуализировать и его
второстепенные элементы - иллюстрации
к тезисам и общий фон к
цели сообщения. Такие заглавия особенно
экспрессивны, так как они построены
на вынесении перед текстом
Газетное заглавие очень
часто выражает тот оценочный
фон, который окрашивает весь текст,
присутствует в каждом элементе его
содержательной схемы. Эти, оценочные
по своему характеру, заглавия актуализируют
тот дополнительный коннотативный
смысл, который заключен в содержательной
структуре текста. Прямое выражение
оценки — свойство газеты, которое
следует из ее воздействующей функции.
Оценочный заголовок
Комплексные заголовки соотносятся
с несколькими элементами структурной
схемы текста одновременно. Они передают
усложненную информацию. Степень
их информативности выше, связи этих
заглавий с текстом более многообразны,
чем предыдущих, что является одним
из средств повышения
Комплексный заголовок может отражать два смысловых элемента текста, когда он построен на явлении многозначности слова. В прямом значении заголовок соотносится с темой, но его значение понимается ретроспективно, после восприятия смысла текста [2].
Вторая классификация заглавий основана на том, полностью или не полностью отражен в них тот или иной элемент текста. Текст представляет собой систему тезисов, связанных друг с другом. Каждый тезис имеет двучастную структуру, состоит из темы и ее признака (предиката). Развертывание текста — последовательное предицирование предметов мысли [2].