Метафора в газетных заголовках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: ознакомиться и изучить вопрос использования метафор, при написании заголовков газет.
Задачи исследования:
ознакомиться с теоретическими основами написания газетных заголовков;
рассмотреть вопрос использования метафор в заголовках газет с теоретической и практической точки зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Заголовки публикаций и его смысловая нагрузка 4
1.2 Классификация газетных заголовков 6
1.3 Средства выразительности, используемые в заголовках 10
2.1 Теоретические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 13
2.2 Практические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_Metafore_v_gazetnykh_zagolovkakh.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

3. В №3005 газеты «Новое время» за 2010 год имеется статья о плачевном состоянии городских дорог, которые сплошь состоят из колдобин и ухабов, о некачественной работе дорогосодержащих организаций. Статья озаглавлена, казалось бы, просто – «Нам любые дороги дороги». Тем не менее, в заголовке используется несколько интересных находок.

Во-первых, словосочетание «дороги  дороги» – состоит из двух одинаковых по написанию, но разных по смыслу слов омонимов. Во-вторых, слово – «дороги» (ударение на первое – «о») может означать как нечто близкое сердцу, так и в буквальном смысле – дорогое в материальном плане. В-третьих, вспоминаются слова песни из известного мультипликационного фильма – «Бременские музыканты», в котором бродячие музыканты путешествуют на тележке.

В заголовке метафорично  обыгрывается идея того, что содержание любых дорог всегда отражается на нашем кошельке негативным образом. Какими бы они не были: маленькими, большими, федерального или местного значения, должным образом они никогда не содержатся и не ремонтируются.

4. Заметка в газете «Новое время», №3019 о краевом конкурсе учителей озаглавлена – «Сердце отдаю детям». Можно долго перечислять, что этим хотел выразить автор, но метафоричный смысл выражения объяснит намного больше, чем прямой. Образный заголовок рождает ассоциации с самоотверженной работой учителей, которые отдают детям самое дорогое, что у них есть – сердечную доброту и тепло.

5. В небольшой заметке газеты «Новое время», №3021 о здоровом образе жизни и борьбе с туберкулёзом следующий заголовок – «Инфекция помолодела». Инфекция, это не живое существо, которое может стареть или молодеть, но, тем не менее, подобное название даёт понять, что – «помолодела» относится не к самой инфекции, а к тем, кого она поражает. То есть, возрастной порог заболевших туберкулёзом (как становится понятно из статьи) и другими инфекционными заболеваниями постепенно снижается. В метафоричном заголовке глагол – «помолодела» используется в негативном ключе, на это указывает основное содержание текста.

6. Отличный заголовок в газете «Новое время», №3029 с интригующим названием – ««Проходимцы» в первых рядах». Что же это за проходимцы такие, которые оказались первыми. По прочтении становится понятно, что заголовок составлен с изрядной долей юмора. Во-первых, «Проходимцы», это не кто иные, как паратуристы – туристы с ограниченными физическими возможностями, которые шутливо назвали свою команду подобным образом. «Проходимцы», это те, кто везде проходят, несмотря на свои физические недостатки. В повседневной речи слово приобрело явный негативный оттенок, но после прочтения статьи в заголовке оно воспринимается иначе.

7. В газете «Новое время», №3034. воспоминания сотрудницы газеты о тех годах, когда она только начинала работать журналистом, озаглавлены следующим образом – «…И память снег летит, и пасть не может». В красивой метафоре память, которая в своём движении не успокаивается никогда, сравнивается с падающим снегом. И, хотя между снегом и памятью нет ничего общего, автор в одном предложении красиво сочетает, казалось бы, не сочетаемое. Истинный смысл фразы сложно понять, но ассоциации с падающим снегом и не падающей памятью рождают слегка грустные и красивые образы.

8. Заголовок газеты «Новое время», №3042 – «Следи за собой, будь осторожен» заставляет насторожиться. Хотя, в самом заголовке метафора не содержится, метафоричен его смысл. В самом деле, краткая заметка повествует о росте числа кожно-венерологических заболеваний по целому ряду причин (это становится понятным после её прочтения). Заголовок напрямую краткое содержание статьи не передаёт, но в нём ощущается мистическое настроение одной известной песни Виктора Цоя, которая предостерегает нас от неведомой опасности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важность изучения газетных заголовков очевидна, так как, несмотря на мощное развитие таких средств  массовой коммуникации, как радио  и телевидение, газета продолжает занимать важное место в жизни современного общества. Эффективность газетного текста во многом определяется его заглавием.  Заголовки помогают  быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают  публикации, что важно в информации, которую ему предлагают. Именно заголовок – повод заинтересоваться материалом или пропустить его.  Современный газетный заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии.  Как правило, заголовки газет богаты средствами выразительности.  Заголовок рассматривается нами не только как название, раскрывающее содержание текста, но и как микротекст со своими лексическими особенностями.

 Для создания выразительного  заголовка можно использовать  все известные лексические и синтаксические средства языка. Ограничение может быть только одно – это уместность.

Используя метафоры, как  в самом тексте, так и в заголовках, сохраняется определённая доля риска. И, хотя риск – дело благородное, переносный смысл, рождаемый метафорой, воспринимается разными людьми по-разному. Это зависит от их возраста, уровня образованности, религиозных, политических и других взглядов. Двусмысленность неудачного заголовка сыграет плохую службу, в ряде случаев исказит исходный смысл всей статьи. Если нет уверенности в том, что заголовок удачный, лучше обойтись без использования метафор.

При умелом использовании  метафоры в заголовках статей позволят украсить текст, подготовить и заинтересовать, заинтриговать читателя, а также передать максимум информации в минимальном объёме. Они подадут ему ту информацию, которую не всегда можно выразить словами. Использование метафор, это один из приёмов языковой выразительности, который всегда даёт гарантированный результат.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987, 166с.
  2. Лазарева Э.А. Заголовок в тексте. Свердловск 1989. 96 с.
  3. Чудинов А.П. Динамика моделей концептуальной метафоры // Говорящий и слушающий; языковая личность, текст, проблемы обучения, СПб, 2001, 227с.
  4. Бессарабова  Н.Д. Изобразительные и выразительные возможности метафор в газетно-публицистической речи / Н. Д. Бессарабова. – М., 1985.
  5. Гудков, Л.Д. Метафора и рациональность / Л. Д. Гудков. – М.,1994.
  6. Сковородников, А.П. Выразительные средства языка газетной публицистики / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Журналистика и культура русской речи. – 2004. – №1. – С. 11-21.
  7. Григорьев В.П. Тропы// Литературно-энциклопедический словарь под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева – М., «Советская энциклопедия», 1987. –с.446.
  8. Муравьев Д.П. Тропы// Литературно-энциклопедический словарь под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева – М., «Советская энциклопедия», 1987. –с.218.
  9. Скляревская Г.Н. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания // Вопросы языкознания. –  1987. – № 2. – С.105.
  10. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 12.
  11. Блэк М. Метафора//Теория метафоры. М., 1990. – С.159.

 

 

 

 

 


Информация о работе Метафора в газетных заголовках