Мотивация и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение мотивации и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие аудитории СМИ;
- рассмотреть мотивацию и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ.

Содержание

Введение
1. Понятие аудитории СМИ
2. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

аудитория СМИ.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Мотивация и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ

План

Введение

1. Понятие аудитории СМИ

2. Мотивация и ожидания  в механизме обращения аудитории  к СМИ 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества, среди миллионов коммуникативных контактов, средства массовой информации являются одним из важнейших участников социальных отношений. Пресса, Интернет, радио, телевидение - есть те источники, которые регулярно снабжают нас информацией о важнейших событиях как регионального, так и мирового масштаба.

СМИ превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием колоссальное количество людей и сфер человеческой деятельности. Из выше сказанного становится ясно, что социологу-исследователю просто необходимо знать все процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять, насколько это хрупкая и невероятно интересная по своей структуре система, которая постоянно меняется, совершенствуется.

Цель работы – изучение мотивации и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие аудитории СМИ;

- рассмотреть мотивацию и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ.

Объект исследования – аудитория СМИ.

Предмет исследования – мотивация и ожидание аудитории при обращении к СМИ.

 Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых Матвеевой Л.В., Аникеевой Т.Я., Мочаловой Ю.В., Мельник Г.С., Тепляшиной А.Н., Богомоловой Н.Н.

 

 

 

1. Понятие аудитории  СМИ

Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассматриваются и в более широкой системе социальных отношений.

Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.

Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

С другой стороны, система массовой информации и пропаганды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональных общностей) с личностью.

Средства массовой информации апеллируют к личности в совокупности её социальных ролей - как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народнохозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому журналистика, ее практические задачи оказались так близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей, науке, которую «отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально-типичные черты».

В поле зрения социологии журналистики попадают и те характеристики (отношения) аудитории, которые определяются рамками самой системы массовой информации (аудиторные характеристики или отношения), и те, что определяются объективным положением в более широкой социальной системе (социально-демографические и профессиональные характеристики) и субъективным отношением к своему положению людей (социально-психологические характеристики). Свойства аудитории, характеризующие ее положение в широкой социальной системе, рассматриваются как факторы, независимые переменные по отношению к аудиторным характеристикам—зависимым переменным.

Каждая отдельно взятая социально-демографическая и социально-психологическая характеристика не дает возможности предполагать с высокой степенью вероятности тот или иной выбор человеком информации, ее оценку, реакцию на нее и т. п. Так, в системе массовой информации знание только профессиональных характеристик аудитории не дает возможности  прогнозировать ее аудиторное поведение. Таким образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.

В поиске оснований для планирования информационного воздействия практики и исследователи в области массовой информации стремятся отыскать устойчивые сочетания социально-демографических и социально-психологических характеристик аудитории. В этом смысл типологических исследований. Выявление представителей разных типов среди аудитории позволяет сделать адресат массовой информации более конкретным и соответственно более действенным—информационное воздействие.

Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют материалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории—важнейшая задача практического программирования деятельности массовой информации.  Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.

Существуют следующие типы и виды аудитории

1.Первичная и вторичная аудитории

2.Реальная, потенциальная и расчетные аудитории.

Первичная, это та часть аудитории, которая реально получает информацию от прессы, радио, телевидения, а затем с той или иной степенью активности передает эту информацию в преобразованном виде тем, кто с этими источниками непосредственно не контактировал. Так образуется вторичная аудитория.

Вторичная аудитория конкретного издания, программы- это те читатели, слушатели и зрители, которые сами не получали информацию посредством СМИ а получили информацию о событии от первичной аудитории, которая, лично контактировала со СМИ и после передала информацию в собственной интерпретации другому человеку, который и является представителем вторичной аудитории.

 

2. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ

В исследованиях аудитории массовой коммуникации можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демографического состава аудитории, ее социально-психологических характеристик, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением.

Социально-психологические характеристики аудитории охватывают довольно широкий круг явлений. Сюда относятся субъективные побудительные причины обращения аудитории к различным каналам массовой коммуникации, то есть мотивы обращения к этим каналам, соц. установки, ценностные ориентации, социальные стереотипы и др.

Большое внимание в исследованиях аудитории в западных странах уделяется выявлению мотивов обращения людей к различным каналам массовой коммуникации, прежде всего к телевидению. Мотив - сложное интегральное психологическое образование, которое позволяет ответить на вопросы: почему и для чего осуществляется активность человека, почему выбраны именно эти цель, этот способ ее достижения.

Мотивы обращения аудитории к ТВ: «информационные», «развлекательные», «общения».

В запросах различных групп читателей оказались некоторые различия, но если взять аспирантов, студентов, рабочих и служащих, то наиболее важными качествами газеты они считают:

1. информативность;

2. проблемность публикаций;

3. дискуссионность материалов, т. е. сопоставление различных точек зрения и аргументов;

4. доказательность, обоснованность  высказываемых позиций и суждений;

5. умение правдиво и убедительно  объяснить трудные и острые  проблемы;

6. способствует ли выработке  собственной позиции;

7. оригинальность изложения, живость  языка;

8. доступность и доходчивость  материалов.

Постоянно подчеркивается важность аргументированности оценок и заключений. Результаты исследования еще раз свидетельствуют о том, что глубокое обоснование, доказательность суждений, содержащихся в материалах СМИ, составляют одно из важнейших требований образованной аудитории. При этом для решения имеет значение не только сам факт аргументации, но и качествово аргументов, и представленность различных точек зрения.

Еще один психологический момент связан с естественной склонностью человека к соревновательности, состязательности. Потребность людей в соревновательности имеет вполне определенные психологические основания. Эта потребность проявляется не только в их собственной жизни и деятельности, но и в стремлении видеть реальную «соревновательную борьбу» людей. Для мыслящих людей эта потребность находит выражение в желании увидеть и оценить борьбу точек зрения, где бы она ни происходила — в открытых диспутах или на страницах печати. Этим объясняется огромный интерес к таким формам телевизионных передач, в которых борьба точек зрения происходит на глазах у зрителей. Эта же потребность находит отражение в интересе людей к проблемной постановке вопросов в печати и к их дискуссионной форме изложения. Полемичность изложения материала, отражающая борьбу разных позиций, позволяет людям удовлетворять их естественную потребность видеть соревновательность, оценить силу и слабость «противников» в полемике, быть своего рода участниками дискуссионной борьбы, что способствует выработке собственной позиции.

Просмотр, прослушивание передач, чтение печатной продукции является познавательно-оценочной деятельностью, осуществляемой исходя из определенных целей и побуждаемой конкретными мотивами. Если говорить обобщенно, то кто-то хочет «что-то узнать», кто-то – «зарядиться эмоциями», кто-то – найти приемлемые для себя образцы поведения, а кто-то – поделиться с другими прочитанным или увиденным. Такое внимание к продукции СМИ в целом соответствует их функциям, но в этом реализуются и основные функции психики человека: когнитивная (познание), аффективная (эмоциональное отношение), регулятивная (поведение), коммуникативная (общение). Иными словами, передача или статья могут дать новые знания о чем-то, вызвать эмоции, повлиять на поведение, дать повод пообщаться.

Таким образом, мотивы обращения аудитории к СМИ подразделяются на 6 блоков:

  1. информационный. В основе мотивов лежит потребность в получении информации для необходимой ориентировки в мире социальных явлений и событий;
  2. развлекательный. Это мотивы, опирающиеся на потребность в эмоциональной разрядке: отдохнуть, развлечься, уйти от повседневных, однообразных забот, сопереживать событиям, недоступным реципиентам в собственной жизни т.п.;
  3. коммуникативный, «общенческий». Здесь мотивы, связанные с потребностью человека в контакте с другими людьми: виртуально встретиться, обсудить увиденное и услышанное с другими, уйти от одиночества и т.д.;
  4. социальной идентификации. В этом блоке объединены мотивы, связанные с потребностью найти в материалах СМИ свою референтную группу;
  5. утилитарный. Здесь содержатся практические, бытовые потребности человека;
  6. самопознания и самоутверждения. В этом блоке сосредоточены мотивы, связанные с потребностью человека утвердиться в своих взглядах, ценностях и лучше познать себя, наблюдая за другими.

Основными мотивами обращения к СМИ являются мотивы: информационный, коммуникативный, развлекательный. При этом реципиенты одновременно указывают на несколько мотивов обращения к СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью.

Информация о работе Мотивация и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ