Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 20:15, курсовая работа
Цель исследования – определить, как современные СМИ освещают медицинскую тематику. Задачи исследования:
1) выяснить, что такое компетентность журналиста в медицинской сфере;
2) выявить влияние журналистского материала на общественную ситуацию;
3) выявить степень соблюдения этических норм журналистов при написании материалов на медицинскую тематику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ В СМИ………
1.1. Суицид. ……..………………………………………….……
1.2. Эвтаназия ……………………………………………………….
1.3. ВИЧ/СПИД…………………………………………………….
1.4. Наркомания…………………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКЕ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет истории, коммуникации и туризма
Кафедра журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ и т.д. медицинской тематики с точки зрения журналистской этики
Выполнила
студентка 2 курса 271 группы
Габинская Юлия Антоновна
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры журналистики
Кулеш Елена Владимировна
Дата сдачи____________________
Оценка________________________
Замечания_____________________
______________________________
______________________________
Гродно 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ
В СМИ………………………..…………………………………………
1.1. Суицид. ……..………………………………………….……
1.2. Эвтаназия ……………………………………………………….
1.3. ВИЧ/СПИД…………………………………………………….
1.4. Наркомания………………………………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКЕ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе СМИ играют весьма значимую роль в формировании представлений людей об окружающем мире, о социальных проблемах.
Наравне с другими публикациями в современных СМИ популярны и очень распространены статьи на медицинскую тематику.
При освещении таких острых медицинских тем, как смерть, наркомания, суицид очень важна профессиональная компетентность журналиста в этих вопросах. Такая информация может оказаться полезной нашему современному обществу, так и вредной. Всё зависит от подачи информации: журналисты должны учитывать интересы аудитории, специфику подачи медицинского материала и специфику издания.
Цель исследования – определить, как современные СМИ освещают медицинскую тематику.
Задачи исследования:
1) выяснить, что такое компетентность журналиста в медицинской сфере;
2) выявить влияние журналистского материала на общественную ситуацию;
3) выявить степень соблюдения этических норм журналистов при написании материалов на медицинскую тематику;
Объект исследования: медицинская тематика в СМИ.
Предмет исследования: этические особенности освещения медицинской тематики в журналистских материалах.
Материалами для исследования являются: Профессиональный кодекс журналиста, статьи из газет.
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ В СМИ
Самоубийство — сложный феномен, который на протяжении многих лет привлекал внимание философов, врачей, социологов и журналистов.
Предотвращение суицида — нелегкая задача. К этому шагу человека приводит целый комплекс взаимодействующих биологических, генетических, психологических, социологических, культурных факторов, а также сопутствующие обстоятельства. Большинство людей, которые задумывают самоубийство, не уверены в том, что хотят умереть. [1]
Одним из важнейших моментов, приводящих к повышению суицидов, является современная ситуация в мире коммуникаций. Обсуждение в прессе этих явлений стимулирует подобные ситуации. В сегодняшнем обществе средства массовой информации играют огромную роль, оказывая значительное влияние на отношения, убеждения и поведение людей. Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть восприимчивого человека к суициду, может стать неграмотное освещение самоубийств в прессе.
Случаи массовых самоубийств, которые происходят примерно в одно и то же время по всему географическому региону, часто связаны с ярким и подробным освещением в СМИ смерти известного человека, который добровольно свёл счёты с жизнью.
В случае с прессой, наиболее сильное воздействие оказывает широкое освещение реальных историй самоубийств на многих каналах или передачах, особенно если речь идет о знаменитостях. Вместе с тем, данные о влиянии художественных фильмов и вымышленных случаев являются противоречивыми: одни не оказывают никакого влияния, другие же повышают частоту суицидального поведения..." [2]
Самый известный пример влияния печатного слова — это так называемый «феномен Вертера», обозначающий «реакцию имитации суицидального поведения.
Феномен известен с 1774 года, когда вышла в свет книга Гёте «Страдания молодого Вертера», главный герой которой застрелился из-за несчастной любви. Вслед за книжным героем с собой покончили сотни реальных молодых людей, копировавших мотив и способ самоубийства.
Освещение в СМИ излишних деталей, фактов, причин самоубийства, публикация предсмертной записки может сформировать у подростков, молодежи и уязвимых слоев населения характерные образы и эффект подражания. [3]
В целом, существует немало свидетельств, подтверждающих, что «некоторые формы документальных сообщений о самоубийствах в газетах и по телевидению связаны со статистически достоверным ростом уровня самоубийств; самое сильное воздействие, по-видимому, они оказывают на молодежь.(3)
В то же время информация о самоубийстве, поданная в надлежащей, достоверной и потенциально поддерживающей манере может помочь предотвратить случаи трагических смертей.
“Утверждать общую концепцию, направленность таких программ следует после консультации с экспертами в данной области” [4]
“Эвтаназия - это практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; это удовлетворение просьбы о смерти в безболезненной или минимально болезненной форме для сокращения страданий.” [5]
“Образ эвтаназии в массовом сознании — это та картинка, которую рисуют средства массовой информации.” [6]
В средствах массовой информации не первый год продолжается тема эвтаназии, в которой принимают участие как сторонники так и противники этого метода. В прессе идёт бурное обсуждение важных вопросов: нужна ли эвтаназия в принципе? Если да, то в какой форме? Как законодательно урегулировать ее осуществление?
“Только с начала 2000 х годов термин «эвтаназия» проникает в рос
сийские средства массовой коммуникации, то есть приобретает публич
ный характер. С 2004 года статьи по данной проблематике публикуются
в печатных периодических изданиях. Проблеме эвтаназии были посвящены выпуски популярных передач «Пусть говорят», «Судите сами» на центральных российских телеканалах. Безусловно, нужно отметить Internet как одну из ведущих публичных арен, на которой происходит определение и проблематизация эвтаназии в настоящее время.
Нетрудно заметить, что обращение российских СМИ к теме эвтаназии – это либо ответ или комментарий на ситуации, возникшие в западных странах, либо освещение конкретных случаев эвтаназии. Так, в конце 2008 года и начале 2009 года общественное внимание привлекли два случая применения эвтаназии, получившие широкое освещение как в мировых, так и в российских СМИ. В декабре 2008 года в Великобритании по телевидению был показан акт эвтаназии, что вызвало острую дискуссию мировой общественности. В феврале 2009 года в Италии суд одобрил просьбу пациента об эвтаназии. Кроме того, в качестве случаев выдвижения утверждений требований можно рассматривать художественные фильмы, репрезентирующие проблему эвтаназии: например, «Море внутри» (2004, реж. Алехандро Аменабара), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000, реж. Кшиштоф Занусси). Тема эвтаназии, как не основная, поднималась в некоторых иностранных сериалах – например, «Челенджерс. Экстремальные ситуации» (1994–1995, реж. Оливье Олтмэн), «Любовницы» (2008, реж. Питер Хор, Филипп Джон).” [7]
Средства массовой информации и средства общения всегда играли существенную роль в глобальной осведомленности о ВИЧ/СПИДе. СМИ обладают поразительным потенциалом повлиять на взгляды и поведения.
Заголовки, рассказы или репортажи на тему ВИЧ/СПИД могут разрушить человеческие жизни, спровоцировать панику, укрепить предубеждения и распространить неправильную информацию.
Или наоборот, аккуратная информация может помочь людям избежать ВИЧ/СПИД, понизить предубеждения и помочь людям справиться с распространением ВИЧ/СПИДа.
За всю сравнительно короткую историю эпидемии СПИДа, СМИ сыграли важную роль в убеждении общества противостоять СПИДу и решении всех вопросов по правам человека.
Открытые дебаты и анализ политики являются необходимыми компонентами для сообщений СМИ, особенно о ВИЧ/ СПИДе. Без свободных дискуссий не может быть достигнуто широко распространенное понимание этих вопросов.
Продолжительное внимание СМИ к освещению проблемы ВИЧ/ СПИДа повышает общественную осведомленность о ВИЧ/ СПИДе и всех касающихся вопросов. Это является важным для продолжительного обеспечения новейшей информацией, а также для воздействия на настроение и поведение общественности.
Вопреки хорошо понимаемым способам передачи ВИЧ, до сих пор распространено множество заблуждений по поводу риска ВИЧ инфекции. Отчасти причиной этого является влияние СМИ в начале развития пандемии.
В связи с этим многие люди узнали о риске, но не получили полную информацию об этой проблеме. [8]
Источники СМИ обладают сильной, но тяжелой ответственностью по освещению ВИЧ/СПИДа: повысить знания без поднятия паники. Поэтому подходить к освещению этой темы следует осторожно и тактично.
“В распространении информации о наркотиках средства массовой информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь, получают информацию из СМИ. “ [9]
«СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств)» [10]
СМИ преследует цель вызвать негативное отношение у аудитории к наркотикам.
Некомпетентнось журналиста в освещении таких вопросов как наркомания может справоцировать пропаганду наркотиков и осложнить борьбу с этой проблемой.
«Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются начинающие журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией». «Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов». [11]
В 2001 году был создан первый документ, формулирующий основные принципы, которыми должны руководствоваться журналисты при освещении проблемы наркомании - Декларация «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению.
Темы, от освещения которых следует отказаться:
Этот стереотип появился ввиду того, что журналисты освещая деятельность рок-звезд, обязательно рассказывают о присутствии наркотиков в их жизни. Ведь «порок привлекает население к герою, потому что растленный и порочный герой вызывает зависть и желание соответствовать. Рок-музыка как никакое другое искусство воспевает пороки и дурные привычки… Большой и трезвый рок-музыкант - нонсенс». [12]
Журналисты часто указывают на взаимосвязь наркотиков с талантом музыкантов, которые творят благодаря действию наркотиков, а не вопреки ему. «На определенном этапе наркотики кажутся даже необходимыми для творчества». [13]
Журналист рассказывает, как пристрастие к наркотикам погубило не один десяток жизней, однако не предлагает никаких вариантов решения проблемы. У читателя формируется представление о невозможности борьбы с наркоманией.
Журналист пользуется стереотипом: бывших наркоманов не бывает. А у читателя формируется мнение,что бороться с наркоманией невозможно и бесполезно.
Мы пришли к такому выводу: журналистика является неотъемлимой стороной в борьбе против наркомании. Но её польза будет лишь при профессиональной компетентности и чёткой позиции журналиста. Также журналистам стоит уделять внимание не только проблеме наркозависимости, но и профилактике этого заболевания