Особенности подготовки журналиста к командировке в зону военного конфликта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:12, реферат
Краткое описание
В данном реферате мы постарались отразить разные точки зрения и наблюдения журналистов и исследователей по поводу работы корреспондента в зоне военных конфликтов.
Содержание
Введение Глава 1. Направления и аспекты темы «Подготовка журналистов к командировке в зону вооруженных конфликтов» 1.1 Определение основных аспектов 1.2 Понятие «горячая точка» Глава 2. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации. 2.1. Правовые основы 2.2 Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута 2.3. Подготовка документов 2.4. Снаряжение в зоне военного конфликта Глава 3. Работа журналиста в «горячей точке». 3.1. Освещение военного конфликта Заключение Библиография
- аккредитационное удостоверение (если
аккредитация имела место);
- удостоверения творческих организаций,
членом которого является журналист
(в том числе международных);
- экземпляры газет и журналов
с собственными публикациями
или вырезки своих публикаций,
доказывающие, что журналист является
именно тем, кем он представляется;
- визитные карточки с логотипом
СМИ, которое он представляет».
Есть и такой список, где перечислены
документы, которые брать с собой не рекомендуется,
чтобы избежать каких-либо вопросов или
проблем:
«- любые фотоснимки, где журналист
снят с оружием в руках;
-подробные карты, на которых
нанесены точки дислокации военных
гарнизонов и формирований;
-списки участников боевых действий,
фотографии лидеров противоборствующих
сторон;
- графики выхода на связь
с редакцией СМИ.
При подготовке пакета документов, которые
журналист берет с собой, нужно понимать,
что любой из них может быть подвергнут
проверке и изучению, документы могут
быть сопоставлены, при необходимости
журналисту могут быть заданы уточняющие
и проверочные вопросы».
2.4 Снаряжение в зоне
военного конфликта
«Условия и характер предполагаемой
поездки предъявляют к личным вещам командируемого
целый ряд специфичных требований. Вещь
должна быть легкой, прочной, надежной
и достаточно компактной. Желательна универсальность
использования — как в условиях холода,
так и жары и повышенной влажности.
В случае выезда даже в летнее время в
горную местность или же в континентальные
районы необходимо предусмотреть наличие
одежды, способной обеспечить достаточный
комфорт в температурных пределах от +40
до нулевых отметок. Проще всего эта задача
решается применением многослойной одежды.
<…>
При длительных пеших переходах по дорогам
без покрытия и тропам качество и характеристики
обуви приобретают первостепенное значение.
Обувь должна, будучи достаточно комфортной,
выдержать многодневные переходы и не
развалиться, не создавать ощущение неуверенности
из-за плохого сцепления с грунтом, излишне
не утомлять мышцы стопы, чувствующие
каждый камешек через подошву, не создавать
ощущение парника или компресса и, наконец,
не быть многокилограммовыми гирями на
ногах. <…>
Неразношенная обувь даже очень дорогих
и качественных марок может привести к
сбитым или стертым ногам, что в критической
ситуации может сыграть роковую роль,
да и просто ограничит вашу подвижность
и мобильность. <…>
Рюкзак — основное и наиболее удобное
средство переноски грузов и снаряжения
при длительных пеших переходах. <…>
рюкзак подбирается по росту, лямки и поясной
ремень обязательно должны регулироваться
в нескольких местах, обеспечивая точную
подгонку по фигуре. Рюкзаки с узкими лямками
лучше сразу отвергнуть, кроме того, следует
отдать предпочтение лямкам с сетчатой
нижней поверхностью — плечи под ними
будут меньше потеть. <…>
Таким образом, выезжая в командировку
с возможными длительными пешими переходами,
желательно иметь следующий набор личных
вещей:
— легкая куртка из водоотталкивающего
и непродуваемого материала;
— свитер или джемпер из материала типа
Polar или натуральной шерсти;
— пара хлопчатобумажных футболок или
рубашек-ковбоек;
— брюки из вышеперечисленных тканей
или обычные джинсы;
— головной убор типа шляпы, вполне годится
армейская панама;
— шейный платок;
— хорошо разношенные трекинговые ботинки
для переходов и легкие кроссовки для
стоянок;
— прочный рюкзак с широкими лямками,
поясным ремнем и каркасом для облегчения
и перераспределения нагрузки с плеч на
бедра».
3. Работа журналиста
в зоне военного конфликта
3.1 Освещение военного
конфликта
Несмотря на огромное значение подготовки
корреспондента к работе в зоне военных
конфликтов, нельзя забывать про цель
всего этого – получение, переработка
и донесение информации массам. Здесь
играет большое значение как именно преподнести
эту информацию.
Князев А.А. в своей работе «Журналистика
конфликта» выделяет несколько подходов
к освещению военных конфликтов:
1) «Первый подход к освещению конфликта
преследует цель активизировать общественное
мнение против одной из участвующих сторон,
что иногда реализовалось на практике
глобальными телесетями».
2) «При освещении вооруженного конфликта
(как и любого социального конфликта, любой
ситуации противостояния) идеальным для
СМИ является отражение позиций обеих
сторон конфликта. Это один из наиболее
перспективных способов освещения конфликтов,
поскольку причины конфликтов, по сути,
часто сводятся к гигантскому различию
идеологий, точек зрения. Неприятие мнений
оппозиционных сторон приводит к еще большему
провалу в отношениях, впечатлению, что
одна сторона подавляет и притесняет другую
(индийцы и пакистанцы, израильтяне и палестинцы,
хуту и тутси, сербы и хорваты). Выслушать
и понять разные точки зрения – такую
возможность дает глобальное телевидение.
Правда, надо отметить, что в реальности
добиться взаимопонимания между оппозиционными
сторонами крайне трудно. Еще труднее
– заслужить репутацию беспристрастного
телеканала в глазах той или иной стороны».
«Корреспондент не должен разделять
конфликтующие стороны на «хороших» и
«плохих», чтобы не упрощать ситуацию,
не попасть в ловушку собственных чувств
и не стать объектом манипулирования со
стороны властей. Игнорирование этого
правила (например, во время войны в Персидском
заливе и военной операции в Ираке Саддам
Хусейн предстал как воплощенное зло,
в период балканского кризиса злодеем
оказался Слободан Милошевич, после терактов
во всем обвинили бен Ладена) может привести
к нарушению достоверности и целостности
картины происходящего. Журналисту, открыто
занявшему сочувствующую позицию по отношению
к одной стороне, при внезапном изменении
событий придется менять свое мнение перед
многомиллионной аудиторией. Это подорвет
доверие к телекомпании, которую он представляет».
«Требования, предъявляемые к видеоряду
во время освещения военных действий,
довольно строги. <…>
« Так, сцены насилия и трупы не показываются
без достаточных на это оснований. Телесети
избегают демонстрировать удручающие
последствия перестрелок или несчастий.
Человеческие жертвы, изуродованные люди
оказывают крайне сильное воздействие
на аудиторию, в которой могут оказаться
дети. Жесткие ограничения на показ и демонстрацию
насилия имеют под собой серьезные основания,
поскольку не допускают снижения порога
чувствительности аудитории.
Журналисты, работающие в зоне военных
действий, вынуждены соблюдать определенные
правила освещения борьбы, главными участниками
которой выступают политики. Серьезные
проблемы с доступом к информации могут
возникнуть из-за умалчивания фактов со
стороны властей, пропагандистской деятельности
политиков и неправительственных деятелей,
а также из-за прямых угроз жизни журналистов.
Все это создает непростые условия для
корреспондентов глобальных телесетей.
Во-первых, они должны разбираться в пропагандистской
информации сторон и выделять реальные
факты. Во-вторых, угроза жизни журналистов
может ограничивать рамки репортажей,
а упущение подробностей ведет к неполному
контексту. В-третьих, правительства сильной
стороны выставляют свои решения в благоприятном
свете, стараясь повлиять на общественное
мнение.».
Еще большая ответственность лежит на
журналисте при освещении им террористических
актов. Делая эфир о таком происшествии
корреспондент в любом случае привлекает
к нему большое внимание общественности,
а значит, тем самым, «делает рекламу террористам»,
но с другой стороны и умолчать о таком
он не имеет права. Смягчаются такие репортажи
с помощью того, что сводится к минимуму
рекламный аспект. С осторожностью используются
любые слова или выражения которые могут
каким-то образом спровоцировать ощущение
о законности действий террористов.
При освещении террористических актов
журналисты стараются придерживаться
бесстрастности при изложении материала.
«Любое экспрессивное выражение, в том
числе интонационное или мимическое, может
обернуться серьезными последствиями.
Согласно принципам международной профессиональной
этики, корреспонденты должны относиться
к происходящему ответственно, выпускать
в эфир только тщательно проверенную информацию;
не превращать отдельные инциденты в события,
чтобы не обострить ситуацию и не создавать
паники; не допускать, чтобы террористы
выступали в эфире с политическими требованиями;
избегать длительного освещения насилия.».
Заключение
Международные и внутренние конфликты
всегда вызывали большой интерес у людей.
И журналисты во все времена помогали
и помогают быть в курсе разгорающихся
противоречий, воин, восстаний и т.д., при
этом, они обладают правом пользоваться
свободой поиска информации и свободой
передачи этой информации общественности,
однако, при этом, они обязаны соблюдать
границы, определяемые законом.
Все это, безусловно, важно, но еще важнее,
сохранить жизнь и здоровье журналиста
во время выполнения заданий в зоне военных
конфликтов. И причем сохранение жизни
журналиста – дело рук не только самого
журналиста. Определенную ответственность
несут также и государственные или общественные
организации, которые должны следить за
сохранностью жизни людей, рискующих ею,
ради получения информации для масс.
Библиография
1. Амиров В.М. Журналистика экстремальных
ситуаций (конспект лекций) / В. М. Амиров;
Гос. федеральное образовательное учреждение,
Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Фак. журналистики,
Каф. периодической печати. Екатеринбург,
2010. 51 с.
2. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских,
Б. Н. Пантелеев. Освещение журналистами
экстремальных ситуаций. – Воронеж, 2012.