Ошибки в речи теле- и радиоведущих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является речь теле-и радиоведущих в выпусках за 2013-2014гг.
Цель курсовой работы – осветить состояние речевой культуры представителей СМИ; провести анализ речи, звучащей в эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения возможности их избежать.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
1)Рассмотреть теоретическую базу исследования и изучить подробную классификацию ошибок
2) Отобрать из устной речи телеведущих и радиоведущих речевые фрагменты, в которых наблюдаются ошибки
3) Обобщить результаты данного анализа и выявить тенденции, свойственные звучащей в эфире речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1…………………………………………………………………………………………….5
Типы ошибок в русской речи…………………………………………………………………5-6
1.1.Лексические ошибки (речевые и собственно стилистические)………………………….6
1.1.1.Лексические речевые ошибки…………………………………………………………. 6-7
1.1.2.Собственно стилистические лексические ошибки…………………………………… 7-8
1.2.Морфологические ошибки ( речевые и морфолого-стилистические)…………………... 8
1.2.1.Морфологические речевые ошибки…………………………………………………. 8-10
1.2.2.Морфолого-стилистические……………………………………………………………..10
1.3.Синтаксические ошибки (речевые и стилистико-синтаксические)……………………. 11
1.3.1.Синтаксические речевые ошибки…………………………………………………... 11-12
1.3.2.Стилистико-синтаксические ошибки…………………………………………………... 12
1.4. Орфоэпические ошибки………………………………………………………………. 12-13
1.4.1. Типы орфоэпических ошибок………………………………………………………….. 13

1.4.2. Ошибки в ударении…………………………………………………………………..13-14

Глава 2
Рассмотрение конкретных ошибок в речи теле и радиоведущих………………………. 15-20
Вывод к главе………………………………………………………………………………….. 21
Заключение…………………………………………………………………………………. 22-23

Вложенные файлы: 1 файл

Ошибки в речи теле- и радиоведущих.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «ВГУ»

 

Факультет журналистики

Кафедра стилистики и литературного редактирования

 

 

 

 

Ошибки в речи теле- и радиоведущих

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки ׀ курса ОДО

Капанадзе И. В.

 

Научный руководитель:

доц., к.филол.н. Запрягаева  М.Я.                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...4

Глава 1…………………………………………………………………………………………….5

Типы ошибок в русской речи…………………………………………………………………5-6

1.1.Лексические ошибки (речевые  и собственно стилистические)………………………….6

1.1.1.Лексические речевые  ошибки…………………………………………………………. 6-7

1.1.2.Собственно стилистические  лексические ошибки…………………………………… 7-8

1.2.Морфологические ошибки ( речевые и морфолого-стилистические)…………………... 8

1.2.1.Морфологические речевые  ошибки…………………………………………………. 8-10

1.2.2.Морфолого-стилистические……………………………………………………………..10

1.3.Синтаксические ошибки (речевые и стилистико-синтаксические)……………………. 11

1.3.1.Синтаксические речевые  ошибки…………………………………………………... 11-12

1.3.2.Стилистико-синтаксические  ошибки…………………………………………………... 12

1.4. Орфоэпические ошибки………………………………………………………………. 12-13

1.4.1. Типы орфоэпических ошибок………………………………………………………….. 13

 

1.4.2. Ошибки в ударении…………………………………………………………………..13-14

 

Глава 2

Рассмотрение конкретных ошибок в речи теле и радиоведущих………………………. 15-20

Вывод к главе………………………………………………………………………………….. 21

Заключение…………………………………………………………………………………. 22-23

Примечания……………………………………………………………………………………. 24

Список используемой литературы…………………………………………………………….25

 

 

 

Введение

Если учесть, что современный человек – это уже не человек читающий, а человек, смотрящий телевизор, то роль телевидения в процессе формирования речевых норм, несомненно, возросла за последние годы. В настоящее время речь, звучащая с экрана, увы, вносит свой «вклад» в «размывание языковой нормы», вместо того чтобы быть образцом точности и грамотности. В течение дня, смотря телепередачи, можно заметить оговорки, не только речевые и грамматические, но порой и орфографические ошибки.

Среднее количество просчетов в устной речи работников СМИ составляет две ошибки в минуту. К такому выводу пришли специалисты Челябинского государственного университета, проанализировав чистоту и грамотность речи российских теле- и радиоведущих.1Даже произнесение заранее подготовленных текстов (в том числе и в новостных программах) оказывается в рамках этой частотности. Оказалось, что во всех СМИ с русским языком обращаются небрежно. Часто ошибаются даже сотрудники таких «образцовых» каналов, как «Радио России» и «Культура».

В последние годы раздвинулись рамки публичной речи. Доступ к микрофону получили люди, не имеющие специальной подготовки. В эфир хлынул поток «разговорной» речи. Человек «читающий» и «пишущий» превратился в человека «говорящего». И если раньше четко выверенные тексты звучали в устах профессиональных дикторов как эталон, то сегодняшнее стремление к «разговорности», к сожалению, не подкреплено элементарными знаниями законов орфоэпии.

Вопросам орфоэпических и акцентологических норм в работе средств массовой информации уделялось и продолжает уделяться значительное внимание. В своих трудах ученые-филологи не только высказывают требования к правильности речи, но и проводят её системный анализ.

Данная исследовательская работа направлена на выявление общего числа ошибок, допускаемых журналистами в эфире. Можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу курсовой работы на тему «Ошибки в речи теле- и радиоведущих».

Ведь сегодня СМИ, к сожалению, не могут являться средством распространения образцов безупречной русской речи. Скорее напротив: отмена цензуры, увеличение степени свободы СМИ зачастую приводят к снижению требовательности журналистов к себе и своей речи, а также к снижению требований, предъявляемых руководством СМИ к речевой культуре своих сотрудников и к уровню их «речевой продукции».

Современный же язык стали намного упрощать, заимствовать иностранные слова и т.п. А разве он бы стал таким «великим и могучим», если б с древности к нему относились так неответственно. Конечно же - нет. Язык - это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов - и внешних, как говорят, экстралингвистических, и внутренних, собственно языковых. Русский языковед И.А. Бодуэн в одной из своих статей удивлялся тому, что, несмотря на такое количество самых разнообразных обстоятельств, обусловливающих изменения в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство2. Но ничего особенно удивительного в этом нет. Ведь язык - это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.

В своей курсовой работе я хочу привести примеры речевых ошибок в СМИ и доказать, что эта тема будет актуальна до тех пор, пока дикторы не научатся в полной мере любить и уважать свой родной язык.

Предмет данного исследования: речевые ошибки разных уровней

Объектом исследования является речь теле-и радиоведущих в выпусках за 2013-2014гг. 
Цель курсовой работы – осветить состояние речевой культуры представителей СМИ; провести анализ речи, звучащей в эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения возможности их избежать.

Поставленная цель предполагала решение следующих задач: 

1)Рассмотреть теоретическую базу исследования и изучить подробную классификацию ошибок

2) Отобрать из устной речи телеведущих и радиоведущих речевые фрагменты, в которых наблюдаются ошибки

3) Обобщить результаты данного анализа и выявить тенденции, свойственные звучащей в эфире речи.

 

 

Глава 1

Типы ошибок в русской речи

Ошибка — это отклонение от общепринятых рекомендуемых нормами литературной речи правил употребления слов, словосочетаний и предложений. 3Правила эти складываются исторически под воздействием двух условий — системных закономерностей языкового строя и некоторого набора условных соглашений, которые касаются образования и произношения отдельных форм, слов и целых выражений. Последние, т.е. условные соглашения, своим происхождением в конечном счете тоже обязаны системным закономерностям, но более глубоким хронологически, связанным с ранним, не современным состоянием языка, а кроме того, они дополняются еще поправками, своего рода “возмущениями”, вносимыми в логически строгий, системный порядок языкового строя так называемыми экстралингвистическими факторами, — историко-культурными, политическими, идеологическими соображениями. Такие “поправки” представляют собой результат сознательного воздействия общества на язык и формируют специфические традиции речевой культуры. Таким образом, ошибкой становится нарушение (незнание) либо системных правил, либо установленной обществом конвенции, которая касается кодифицированного, одобренного обществом облика конкретных языковых единиц.

В середине 80-х годов 20 века наступили серьезные перемены в   общественно-политической жизни страны. Вслед за этим начались перемены в   работе средств массовой информации. КПСС во главе с Михаилом Горбачевым   использовала СМИ для того, чтобы изменить существующий порядок и внедрить новые, демократические идеи. Пресса была инструментом перемен, и модель прессы как инструмента действовала во благо переменам. 4

Кроме того, следует учесть и тот факт, что широкое вхождение в жизнь технических средств информации явилось причиной падения, особенно у молодого поколения, интереса к книге как источнику не только информации, но и, главным образом источнику грамотного употребления слова в собственной речи. Речь, звучащая в эфире, да и сами представители профессии дикторов, для абсолютного большинства слушателей являются образцом для подражания, средством формирования речевой деятельности, средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей.

 

Данная курсовая работа основана на классификации ошибок, автором которой является Т.А.Колосова.5 Принцип  данной типологии - это рассмотрение ошибок с точки зрения их деления на две крупные группы - речевые и собственно стилистические. Он особенно удобен для нас, т.к. благодаря этому принципу можно выявить самые частые ошибки именно в эфире. Пунктуационные и орфографические ошибки не рассматривались, поскольку упор сделан на выявлении ошибок в устной речи Используя данную классификацию, рассмотрим следующие основные виды нарушений в речи теле- и радиоведущих.

1.1.Лексические ошибки ( речевые и собственно стилистические )

По словарю С.И.Ожегова: ЛЕКСИКА, -и, ж. Словарный состав языка, какого-н. его стиля, сферы, а также чьих-н. произведений, отдельного произведения. Русская л. Просторечная л. Л. Пушкина. II прил. лексический, -ая, -ое.6 Лексика – это не просто множество единиц языка, а система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов одного уровня. Слова объединены в группы по определенным признакам. Например, могут выделяться тематический, лингвистический уровни организации слов, объединенных какой-либо сферой употребления или принадлежностью к одним грамматическим признакам. Такие системные отношения в группах слов называются парадигматическими. Примером этого могут служить: антонимы, синонимы, омонимы и паронимы.7

1.1.1.Лексические  речевые ошибки8

Использование слова( исконно русского или заимствованного)  без учета его значения

Неудачный выбор синонимов

Неумелое пользование антонимами. Ошибка принимает разные формы:

-неверное попарное объединение  однородных членов предложения

-непреднамеренное столкновение  в одном контексте слов, имеющих  противоположное значение

-противопоставление понятий, которые на самом деле не  являются противоположными, Смешение паронимов-слов, близких по звучанию (обычно однокоренных), но разных по значению

Ошибки в использовании омонимов – слов, одинаково звучащих, но имеющих разное значение, - и полисемантичных слов

Плеоназм ( лексическая избыточность)

Речевая недостаточность - пропуск слова, необходимого для раскрытия авторской мысли

Тавтология - повторение одних и тех же или однокоренных слов в непосредственной близости друг от друга

Нарушение норм лексической сочетаемости. Лексическая сочетаемость имеет ограничения .

  Ошибки в использовании фразеологических  оборотов.

-употребление устойчивого  сочетания без учета его значения

-искажение фразеологизма ( замена какого-либо слова, сокращение  или расширение компонентного  состава)

-контаминация ( соединение  частей разных фразеологизмов  в один )

-неудачный фразеологический  каламбур ( проявление прямого значения  к фразеологизма и проявление  фразеологического значения у  свободного сочетания слов 

Неудачные авторские неологизмы ( новые слова )

1.1.2.Собственно стилистические лексические ошибки9

Необоснованное употребление стилистически сниженной (разговорной, просторечной) лексики

Использование грубой, в том числе оскорбительной лексики

Неоправданное использование жаргонизмов, диалектизмов – слов, относящихся к лексике ограниченного употребления

Употребление в одном контексте слов с разной эмоционально-оценочной окраской,

Необоснованное использование в нейтральном тексте слов и устойчивых сочетаний, имеющих книжную, высокую окраску

Немотивированное употребление в современной речи архаичной, устаревшей лексики

Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля) в текстах других стилей

Ошибки в использовании образных средств - неудачно построенные образы, нагромождение противоречащих друг другу образов в одном предложении

Языковые штампы – слова и устойчивые выражения, претендующие на образность, но утратившие ее из-за неумеренной «эксплуатации» этих выражений журналистами и писателями

Засорение речи словами-паразитами ( слова, потерявшие присущее им в языке вполне конкретное значение и использующиеся в речи «для связки слов», для заполнения пауз,

1.2.Морфологические  ошибки 

По словарю С.И.Ожегова: МОРФОЛОГИЯ -и, ж. (спец.).101.Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов. 2. Принадлежащая языку система частей речи, их категорий и форм слов.

         1.2.1.Морфологические речевые ошибки11

Речевые морфологические ошибки — это ошибки, связанные с неправильным употреблением в данном контексте или с неверным образованием форм различных частей речи — существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

Неверное употребление форм рода имен существительных. К существительным, вызывающим затруднения в определении рода, относятся:

-склоняемые существительные  с основой на мягкий согласный

-склоняемые существительные, имеющие вариантные родовые окончания

Информация о работе Ошибки в речи теле- и радиоведущих