Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:17, курсовая работа
Объектом исследования является речь теле-и радиоведущих в выпусках за 2013-2014гг.
Цель курсовой работы – осветить состояние речевой культуры представителей СМИ; провести анализ речи, звучащей в эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения возможности их избежать.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
1)Рассмотреть теоретическую базу исследования и изучить подробную классификацию ошибок
2) Отобрать из устной речи телеведущих и радиоведущих речевые фрагменты, в которых наблюдаются ошибки
3) Обобщить результаты данного анализа и выявить тенденции, свойственные звучащей в эфире речи.
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1…………………………………………………………………………………………….5
Типы ошибок в русской речи…………………………………………………………………5-6
1.1.Лексические ошибки (речевые и собственно стилистические)………………………….6
1.1.1.Лексические речевые ошибки…………………………………………………………. 6-7
1.1.2.Собственно стилистические лексические ошибки…………………………………… 7-8
1.2.Морфологические ошибки ( речевые и морфолого-стилистические)…………………... 8
1.2.1.Морфологические речевые ошибки…………………………………………………. 8-10
1.2.2.Морфолого-стилистические……………………………………………………………..10
1.3.Синтаксические ошибки (речевые и стилистико-синтаксические)……………………. 11
1.3.1.Синтаксические речевые ошибки…………………………………………………... 11-12
1.3.2.Стилистико-синтаксические ошибки…………………………………………………... 12
1.4. Орфоэпические ошибки………………………………………………………………. 12-13
1.4.1. Типы орфоэпических ошибок………………………………………………………….. 13
1.4.2. Ошибки в ударении…………………………………………………………………..13-14
Глава 2
Рассмотрение конкретных ошибок в речи теле и радиоведущих………………………. 15-20
Вывод к главе………………………………………………………………………………….. 21
Заключение…………………………………………………………………………………. 22-23
-существительные со значением
«лица» - т.е.существительные, для характеристики
человека по какому-либо
-несклоняемые существительные,
заимствованные из других
-аббревиатуры-
Неверное использование форм числа существительных.
Неправильное образование некоторых падежных форм имен существительных. Наибольшие затруднения у говорящих вызывают:
-образование формы
-образование формы
-склонение имен собственных
Неправильное образование форм степеней сравнения прилагательных-контаминация, соединение элементов простой и сложной форм.Простая( синтетическая )форма прилагательного: низкий-ниже,красивый-красивее. Сложная(аналитическая)форма сравнительной степени: более низкий,более красивый.
Ошибки в образовании и использовании краткой формы прилагательных. Краткая форма есть лишь у качественных прилагательных .Относительные и притяжательные прилагательные такой формы не имеют.
Неуместное использование
Ошибочное использование составных числительных 22. 33, 54 и др. с существительными, имеющими только форму множественного числа (ножницы, сутки) Ошибки в склонении числительных. В количественных числительных склоняется каждое простое слово и каждая часть сложного слова
Неверное образование слов, в состав которых входят числительные
Ошибки в употреблении числительных оба-обе.
Неудачное употребление возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой.
Ошибки в употреблении личных местоимений третьего он, она, они лица и относительных местоимений какой, который, чей.
Ошибки в образовании форм местоимения после предлогов, после сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ошибки в использовании недостаточных глаголов-т.е.таких глаголов, от которых образуются не все личные формы( обычно не образуются формы 1 лица ед.числа). Ошибки в употреблении изобилующих глаголов-т.е.таких глаголов, от которых в настоящем или будущем простом времени образуются параллельные личные формы, одна из которых более литературная, стилистически нейтральная,а другая просторечная, Ошибки в образовании повелительной формы глагола
Ошибки в употреблении видо-временных форм причастия, в частности форм прошедшего времени.Ошибочным является и использование причастий будущего времени.
Ошибки в образовании форм наклонения причастия. Не отвечающие литературной норме сочетания причастий с частицей бы
Ошибки в образовании залоговых форм глагола и причастия
Ошибки в образовании форм деепричастия. От глагола несовершенного вида образуется деепричастие несовершенного вида с суффиксами –а, -я. От глаголов совершенного вида образуется деепричастие совершенного вида суффиксами –в,-вши
1.2.2.Морфолого-стилистические ошибки12
Морфолого-стилистические ошибки выражаются в употреблении грамматических форм, закрепленных за определенным функциональным стилем в нехарактерном для данных форм стилистическом контексте.
Использование падежных форм существительных, имеющих сниженную стилистическую окраску
Использование кратких форм прилагательных, имеющих книжную стилистическую окраску, в разговорном стиле
Использование полных форм прилагательных, имеющих разговорную окраску, в книжных стилях речи
Собирательные числительные типа двое, трое,четверо не рекомендуется сочетать с названиями людей, имеющих высокий социальный статус
Разговорной речи присущи формы несовершенного вида глаголов типа обуславливать, сосредотачивать.К книжным стилям относятся формы обусловливать, сосредоточивать( без чередования гласных)
1.3.Синтаксические ошибки (речевые и стилистико-синтаксические ошибки)
По словарю С.И.Ожегова: СИНТАКСИС13- а, м. 1. Раздел грамматики - наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения.
1.3.1.Синтаксические речевые ошибки14
В этот разряд входят ошибки, связанные с неправильным построением словосочетания или предложения. Наиболее распространенные среди этих отклонений от языковых норм следующие:
Неудачный порядок слов в предложении
Нарушение порядка слов в предложениях с причастными оборотами
Неверное грамматическое согласование
Неправильное грамматическое управление
Ошибки в управлении при однородных членах предложения
Двусмысленность конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным управляющим словам
Нанизывание одинаковых падежей, приводящее к неясности смысла
Неудачные конструкции с дательным падежом, порождающие двусмысленность высказывания
Нарушение синтаксической связи при оборотах с предлогами кроме, помимо, наряду
Разнотипность в оформлении однородных членов предложения
Ошибки в использовании двойных сопоставительных союзов
Пропуск предлога при однородных членах предложения, требующих разных предлогов
Нарушение падежного согласования между обобщающим словом и однородными членами
Нарушение видо-временных отношений и согласования в роде, числе и падеже в предложениях с причастными оборотами
Нарушение правила «односубъектности» в предложениях с деепричастными оборотами
Нарушение видо-временных отношений в предложениях с деепричастными оборотами
Загромождение сложного предложения придаточными
Разнотипность частей сложного предложения
Смещение синтаксической конструкции
Нагромождение союзов и союзных слов
Ошибки в оформлении чужой речи
1.3.2.Стилистико-
Ошибки этого рода выражаются в немотивированном употреблении в одном тексте синтаксических конструкций, принадлежащих к разным функциональным стилям.Подобные погрешности нарушают стилистическую однородность текста.К наиболее распространенным из них относятся:
Использование деепричастных оборотов в разговорном стиле
Использование причастных оборотов в разговорном стиле
Использование конструкций с отглагольными существительными в разговорном стиле
Использование разговорных синтаксических конструкций ( в частности, неполных и эллиптических предложений) в книжном стиле
Неправильный порядок слов в предложении
1.4.Орфоэпические ошибки
Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Орфоэпические нормы устанавливаются учеными - специалистами в области фонетики.
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем - территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков.
1.4.1.Типы орфоэпических ошибок
Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны
1.4.2.Ошибки в ударении 17
Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова
Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Иногда варианты даются в словарях как равноправные
В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.
Рассмотрение конкретных ошибок в речи теле- и радиоведущих
Изучив теоретическую базу, мы перешли к практической части. Проанализировав информационные и развлекательные программы, за период с августа 2013 года по июнь 2014 года, мы можем сделать вывод, что наиболее распространенными нарушениями являются: орфоэпические ошибки ( неправильная постановка ударения), синтаксические речевые ошибки ( неверное грамматическое согласование, неправильное грамматическое управление) ; лексические речевые ошибки (неудачный выбор синонимов, плеоназм), морфологические речевые ошибки ( неверное использование качественных и количественных числительных, неправильное образование некоторых паденых форм имен существительных).Всего было найдено 50 ошибок.
Синтаксические речевые ошибки.
Неверное грамматическое согласование
Ошибка: «ПредставленА материалы экстремистского содержания» (Ангелина Некрасова,«Губернские новости.Новости регионов», 23.01.2014) Правильно: «ПредставленЫ материалы экстремистского содержания»
Ошибка: «Новый, соответствующий 21 веку стандартЫ» (Юлия Беляева,«Губернские новости», 11.03.2014) Правильно: «Новый, соответствующий 21 веку стандарт»
Ошибка: «С начала года на территории города произошлО 4 аварии» ( Илья Аникеев, «Губернские новости.Новости регионов» 23.05.2014) Правильно: «С начала года на территории города произошлИ 4 аварии»
Ошибка: «Проблемы детского травматизма летом особенно актуальнА»(Диана Колединова,«Губернские новости.Новости регионов» 23.05.2014) «Проблемы детского травматизма летом особенно актуальнЫ»
Ошибка: «Пообщался с теми, кто следствие вели» ( Алексей Бочарников, «Губернские новости», 08.05.2014) Правильно: «Пообщался с теми, кто следствие вел»
Ошибка: «Поддержка детей с ограниченными возможностями-ОДИН из приоритетных направлений работы» (Алена Евтякова,«Губернские новости», 03.06.2014) Правильно: «Поддержкка детей с ограниченными возможностями-ОДНО из приоритетных направлений работы»
Ошибка: «В этом году девушки хотят сделать традиционным совместные поездки» (Наталья Медведева,«Губернские новости. Новости регионов», 30.05.2014) Правильно: « В этом году девушки хотят сделать традиционнымИ совместные поездки»
Ошибка: «Первая в абсолютном зачете стала Дарья Кидинкина»(Степан Змачинский, «Губернские новости», 14.05.2014) Правильно: «Первой в абсолютном зачете стала Дарья Кидинкина»
Неправильное грамматическое управление
Ошибка: «В спорткомплексе «Белый колодец» съехались участники» (Дальмира Бирюкова, «Губернские новости», 30.04.2014) Правильно: «В спорткомплекс «Белый колодец» съехались участники.»
Ошибка: «Проследить одной за тысячи учеников» ( Илья Аникеев, «Губернские новости», 26.02.2014) Правильно: «Проследить одной за тысячью учеников»