Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:17, курсовая работа
Объектом исследования является речь теле-и радиоведущих в выпусках за 2013-2014гг.
Цель курсовой работы – осветить состояние речевой культуры представителей СМИ; провести анализ речи, звучащей в эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения возможности их избежать.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
1)Рассмотреть теоретическую базу исследования и изучить подробную классификацию ошибок
2) Отобрать из устной речи телеведущих и радиоведущих речевые фрагменты, в которых наблюдаются ошибки
3) Обобщить результаты данного анализа и выявить тенденции, свойственные звучащей в эфире речи.
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1…………………………………………………………………………………………….5
Типы ошибок в русской речи…………………………………………………………………5-6
1.1.Лексические ошибки (речевые и собственно стилистические)………………………….6
1.1.1.Лексические речевые ошибки…………………………………………………………. 6-7
1.1.2.Собственно стилистические лексические ошибки…………………………………… 7-8
1.2.Морфологические ошибки ( речевые и морфолого-стилистические)…………………... 8
1.2.1.Морфологические речевые ошибки…………………………………………………. 8-10
1.2.2.Морфолого-стилистические……………………………………………………………..10
1.3.Синтаксические ошибки (речевые и стилистико-синтаксические)……………………. 11
1.3.1.Синтаксические речевые ошибки…………………………………………………... 11-12
1.3.2.Стилистико-синтаксические ошибки…………………………………………………... 12
1.4. Орфоэпические ошибки………………………………………………………………. 12-13
1.4.1. Типы орфоэпических ошибок………………………………………………………….. 13
1.4.2. Ошибки в ударении…………………………………………………………………..13-14
Глава 2
Рассмотрение конкретных ошибок в речи теле и радиоведущих………………………. 15-20
Вывод к главе………………………………………………………………………………….. 21
Заключение…………………………………………………………………………………. 22-23
Ошибка: «На это целевой программЕ запланировано несколько сотен миллионов рублей» ( Алексей Дистерло, «Губернские новости», 04.04.2014) Правильно: «На это целевой программой запланировано несколько сотен миллионов рублей»
Ошибка: «Своих питомец он называет ласково» (Илья Аникеев,«Губернские новости», 14.03.2014) Правильно: «Своих питомцев он называет ласково»
Ошибка: «Он пройдет в Воронеже будучи осенью.» ( Алексей Бочарников,«Губернские новости», 13.04.2014 ) Правильно:»Он пройдет в Воронеже будущей осенью»
Ошибка: « Граждане задолжали банкам восемь целых и восемь десятых триллионОВ рублей.» (Надежда Грошева, «Портфель Нади Грошевой, радио «Business FM», 02.08.2013) Правильно: « Граждане задолжали банкам восемь целых и восемь десятых триллионА рублей.»
Ошибка: «Женщине приговор отсрочили до достижению ребенком четырнадцатилетнего возраста» ( Степан Змачинский, «Губернские новости», 12.05.2014) Правильно: «Женщине приговор отсрочили до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста»
Ошибка: «Склады эти люди выкупили больше пяти лет назад» (Алексей Дистерло,«Губернские новости», 01.04.2014) Правильно: «Склады эти люди выкупили более пяти лет назад»
Ошибка: «Одного из которых явно больше сорока лет» ( Борис Корчевников,«В прямом эфире», 29.05.2014) Правильно: «Одному из которых явно больше сорока лет»
Ошибки в использовании двойных сопоставительных союзов
Ошибка: «Впрочем, находиться на территории рынка смогут НЕ те, у кого нет таких денег, даже обычные бабушки, продающие фрукты и овощи со своего огорода» (Иван Федотов,«Губернские новости», 21.03.2014) Правильно: «Впрочем, находиться на территории рынка смогут И те, у кого нет таких денег, даже обычные бабушки, продающие фрукты и овощи со своего огорода»
Неудачные нагроможденные конструкции
Ошибка: «Праздничная атмосфера продолжает ощущаться» (Ольга Ерохина,«Губернские новости», 05.05.2014) Правильно: «Праздничная атмосфера ощущается/все еще ощущается»
Двусмысленность конструкций, в которых управляемое слово моет быть отнесено к разным управляющим словам
Ошибка: «Владимир Диденко держит на руках первого разрешённого питомца за колючей проволокой.»(Майя Евглевская,«Губернские новости», 03.06.2014) Правильно: «Владимир Диденко держит на руках первого питомца, разрешенного за колючей проволокой.»
Речевые лексические ошибки
Неудачный выбор синонимов
Ошибка: «Трудовой получилась минувшая неделя и для наших баскетболистов» (Иван Косякин, «Марафон», 02.02.2014) Правильно: «Трудной получилась минувшая неделя…»
Ошибка: «Дружественная поддержка» (Наталья Медведева,«Губернские новости.Новости регионов», 30.05.2014)Правильно: « Дружеская поддержка»
Незнание значения слова
Ошибка: «Это самое гуманное наказывание» (Борис Корчевников,«В прямом эфире», 29.05.2014) Правильно: «Это самое гуманное наказание»
Ошибка: «На время ИММИГРИРОВАЛИ из своей страны» ( Анастасия Горелкина,«Губернские новости.Новости регионов», 21.05.2014) Правильно: «На время ЭМИГРИРОВАЛИ из своей страны»
Смешение паронимов
Ошибка: «Семь семейных пар-рекордсменов» ( Алексей Дистерло,«Губернские новости», 28.02.2014) Правильно: «Семь пар-рекордсменов»
Нарушение норм лексической сочетаемости
Ошибка: «В парусной регате вышли ребята от 7 до 60 лет» (Степан Змачинский, «Губернские новости», 14.05.2014) Правильно: «В парусной регате вышли лица от 7 до 60 лет» (ребята-это молодежь, а лиц, которым 60 лет, ребятами назвать сложно)
Нарушение синтаксической связи при неверном использовании предлога
Ошибка: «У этих спортивных великанов, по ДВА метра ростом» (Иван Косякин, «марафон», 02.06.2014) Правильно: «У этих спортивных великанов, поД ДВА метра ростом»
Тавтология
Ошибка: «Следующую домашнюю игру курбатовцы проведут в следующую субботу «(Иван Косякин, «Марафон», 02.06.2014) Правильно: «Следующую домашнюю игру курбатовцы проведут в будущую субботу»
Плеоназм
Ошибка: «Мадам, да вы прогрессируете вперед!» (Вадим Абрамов, «Шкаф», 21.02.2014)Правильно: «Мадам, да вы прогрессируете»
Ошибка: « Ну что, с первым боевым крещением Вас?» ( Светлана Пермякова, «Шкаф», 16.04.2014)
Морфологические речевые ошибки
Неправильное образование некоторых падежных форм имен существительных
Ошибка: «Вернемся все-таки к Вашей любови» (Лариса Гузеева, «Давай Поженимся»,1 канал, 28.05.2014) Правильно: «Вернемся все-таки к Вашей любви» (т.к.«любовь» здесь-имя нарицательное)
Ошибка: «10 гектар.»(Илья Аникеев,«Губернские новости», 25.03.2014) Правильно: «10 гектаров»
Неуместное использование собирательных числительных вместо количественных
Ошибка: «Такое наказание назначено двоим братьям» (Элина Речкина,«Губернские новости», 07.05.2014) Правильно: «Такое наказание назначено двум/обоим братьям»
Неуместное использование количественных числительных вместо качественных
Ошибка: «Личности четырех летчиков» (Иван Федотов,«Губернские новости» , 13.05.2014) Правильно: «Личности четверых летчиков»
Ошибки в склонении числительных
Ошибка: «В планах обеспечить квадратными метрами четырехсот пятьдесят детдомовцев.» ( Илья Аникеев,«Губернские новости», 06.03.2014) Правильно: «В планах обеспечить квадратными метрами четыреста пятьдесят детдомовцев»
Орфоэпические ошибки
Ошибка: «Умение делать одежду развилОсь» ( Алексей Дистерло,«Новости 24 часа») Правильно: «Умение делать одежду развИлось»
Ошибка: «Двухколёсый» (Иван Федотов, «Губернские новости.Новости регионов» 30.05.2014) Правильно: «ДвухколёсНый»
Ошибка: «Спортсмены оттачивают методы работы в партЕре» (Татьяна Кощук, «Губернские новости. Новости регионов», 23.05.2014) Правильно: «Спортсмены оттачивают методы работы в пАртере» (т.к.в спортивной среде принят вариант ударения на первый слог)
Ошибка: «НоворОжденная» (Иван Федотов,«Губернские новости», 18.04.2014) Правильно: «НоворождЁнная»
Ошибка: «ТрАву»( Иван Федотов,«Губернские новости», 14.04.2014) Правильно: «ТравУ»
Ошибка: «Уровень комфорта и сЭрвиса» ( Элина Речкина,«Губернские новости», 27.03.2014) Правильно: «Уровень комфорта и сЕрвиса»
Ошибка: «СкладЫ эти люди выкупили больше пяти лет назад» (Алексей Дистерло,«Губернские новости», 01.04.2014) Правильно: «СклАды эти люди выкупили более пяти лет назад»
Ошибка: « Почему односельчане не против самосудА?» (Илья Аникеев,«Губернские новости», 22.10.2013) Правильно: « Почему односельчане не против самосУда?»
Ошибка: «Специалисты аварийно-спасательных служб и поисковЫх отрядов.»(Иван Федотов, «Губернские новости», 15.05.2014) Правильно: «Специалисты аварийно-спасательных служб и поискОвых отрядов.»
Ошибка: «Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены» (Рауф Ахмедов,«Губернские новости»,12.03.2014) Правильно: «Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены»
Ошибка: «Местные власти незаконно передАли кладбище» (Денис Вольф, «Губернские новости», 23.05.2014) Правильно: «Местные власти незаконно пЕредали кладбище»
Ошибка: «Вслед за штурмовиками в небо поднЯлись» (Антон Соколов,«Губернские новости», 26.05.2014) Правильно: «Вслед за штурмовиками в небо поднялИсь»
Ошибка: «Из парка Динамо, где кипят ремонтО-восстановительные работы» (Антон Соколов,«Губернские новости», 25.04.2014) Правильно: «Из парка Динамо, где кипят ремонтНО-восстановительные работы»
Ошибка: «Животное привезли из Челябинска в конце декабря специально для оленИхи» (Элина Речкина,«Губернские новости», 15.01.2014) Правильно: «Животное привезли из Челябинска в конце декабря специально для олЕнихи»
Ошибка: «С граблЯми и лопатами» (Иван Федотов, «Губернские новости», 14.04.2014) Правильно: «С грАблями и лопатами»
Вывод к главе
Итак, целью было узнать, какие ошибки наиболее часто допускают журналисты. Оказалось, что чаще всего у ведущих возникают проблемы с постановкой ударения, также проблемы, связанные со знанием таких разделов языка, как синтаксис и морфология. Примечательно, что те, кто выдают, больше сюжетов, допускают ошибки чаще, чем их коллеги ( например, Илья Аникеев и Иван Федотов «Губернские новости») К сожалению, в речи теле- и радиоведущих ( и в информационных, и в развлекательных передачах) стало нормой неверное построение фразы, проглатывание концов слов, речевая скороговорка, ненужные ударения на каждом слове, блёклость и монотонность. Какие меры можно принять в борьбе с ошибками в речи ведущих? Либо увольнять неграмотных ведущих, либо брать штраф за каждую допущенную ошибку. Вопросы кадровой политики и профессиональной подготовки сотрудников находятся в исключительной компетенции редакций средств массовой информации, в том числе радио-и телекомпаний, осуществляющих свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Влияние на кадровую политику со стороны Администрации не допускается законом Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»18
Заключение
Данная работа была посвящена выявлению разновидностей ошибок , допускаемых теле- и радиоведущими. Задачи, поставленные перед началом исследования, были выполнены. Мы узнали, какие ошибки чаще всего допускают в эфире. Несомненно, в каждом тексте есть особо трудные моменты, где может «споткнуться» любой профессионал, но ошибки допускают в самых простых словах и предложениях.
Когда-то Петр I своим указом повелел «боярам в Думе говорить не по-писаному...».19 Времена, когда дикторы телевидения читали утвержденные и одобренные наверху политически корректные тексты, давно миновали. Можно сказать, что наше время – время прямого эфира: многочисленные ток-шоу, телевизионные мосты, прямые включения, комментарии очевидцев – все это теперь привычно. Но одновременно стало ясно, что в прямом эфире не избежать ошибок в речи.
Главное даже не то, что вещающих на массовую аудиторию недоучили (или не научили ) говорить грамотно. Искать стилистические ошибки в речи ведущих дело, конечно, нужное и важное, но касается оно по большей части узкого круга профессионалов. И совсем другое, когда произносимые слова оскорбляют общественную нравственность. В настоящее время на радио и телевидении практически полностью ликвидирован Институт дикторов. Остались дикторы программ и рекламных объявлений. И если раньше ведущий радио - и телепрограмм демонстрировал своим искусством образец чтения текста, автором которого он не являлся, то в нынешней ситуации трудно разграничить субъектную и объектную речь, ибо диктор может быть, а может и не быть автором текста. И наоборот, если прежде ведущий был преимущественно автором и интерпретатором собственного текста, то теперь он выполняет роль диктора, читая по бумажке или по бегущей строке телесуфлёра «чужой» информационный текст. Подобное смещение социальных ролей привело к тому, что уровень культуры устной речи на радио и телевидении ощутимо снизился. Практически стерлась грань между произношением диктора-профессионала и приглашенного в студию «человека со стороны».
За последние десять лет грани между функциональными областями языка практически стерлись. Язык СМИ вобрал в себя все возможные источники-от обиходно-разговорной речи до научной. Поэтому так сложно услышать эталонную речь в эфире.
Более того, постоянные реформы русского языка способствуют закабалению русских и обрезания русской культуры. Следует заметить, что язык – это бесценное достояние народа. Русский язык упрощается в угоду тем, кто его не учил и не хочет учить! Новые нормы русского языка, утвержденные министерством образования и науки РФ, фактически придают официальный статус безграмотному произношению и употреблению слов. Допущение среднего рода слова "кофе", ударений "дОговор" и "йогУрт", придание официального статуса слову "брАчащиеся" - лишь первый шаг на пути к деградации нашего языка. 20Однако в настоящее время на радиоволнах существуют программы, которые учат слушателей грамотной речи. Например, на «Эхо Москвы» и на «Радио России».Добавился «Ликбез» на «Русском Радио-2».И тем не менее уровень стилевого использования языка все равно понижается.
Приведу справедливое суждение Константина Паустовского, прекрасного русского писателя, истинного ценителя русского языка и его ревностного защитника: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».21 Чтобы по праву называться «журналистом», нужно чтить нормы родного языка, помнить, что, по большей части, именно СМИ влияют на речевую грамотность населения.
Итак, слово из радиоприемника и с телеэкрана всё более возвышает свой статус, особенно в информационных программах, которые доносят до нас жизненно важную информацию. Поэтому теле- и радиоведущие должны заботиться о повышении уровня культуры, ведь именно эти люди оказывают непосредственное воздействие на аудиторию, в том числе и на формирование у человека культуры, интеллекта и грамотности.
Примечания
1 Изменение речи в СМИ. / (http://bibliofond.ru/view.
2 И.А.Бодуэн де Куртенэ.Избранные
труды по общему языкознанию. / И,А,Бодуэн
«Об общих причинах языковых изменений»//
3 Как уст румяных без улыбки// Лингвистическая и социально-психологическая
мотивация речевых ошибок: апология, типология,
персонология./(http://www.
4 Отечественная журналистика
в период перестройки ( вторая половина
80-х-начало 90-х гг)/(http://jyrnalistedu.ru/
5 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 1 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ, 2004. — 5с
6 Ожегов И.С. Толковый словарь русского языка / И.С. Ожегов // 22-е издание. (http://slovarozhegova.ru/).
7Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. — М.: Рольф, 2001. — С.7.
8 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 1 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ, 2004. — с.10-14
9 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 1 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ, 2004. — с.14-16
10Ожегов И.С. Толковый словарь русского языка / И.С. Ожегов // 22-е издание. (http://slovarozhegova.ru/).
11 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 2 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ-с.5-14
12 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 2 /А.М.Шишлянникова.-В.: ВГУ-с.5-15
13 Ожегов И.С. Толковый словарь русского языка / И.С. Ожегов // 22-е издание. (http://slovarozhegova.ru/).
14 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 2 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ-с.21-25
15 Шишлянникова А.М. Текстовые ошибки. Выпуск 2 / А.М.Шишлянникова.- В.: ВГУ-с.25-26