Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:58, реферат
Авторский «образ-эталон» («публицист») и его характеристики на разных исторических этапах развития журналистики. Расхождения между образом автора и личностью реального человека (возможные степени расхождения, творческие варианты демонстрации дистанции). Ролевая концепция в практике журналистов – репортеров, расследователей и сатириков: творческое применение метода маски.
Введение
Жанры публицистического стиля.
Авторское «я» в публицистики .
Авторское самовыражение.
Образ автора в журналистском произведении.
Литература
Формы авторского самовыражения. Складывание структуры авторского «я», ее видоизменения на разных исторических этапах развития публицистики.
Преднамеренность и
Варианты совпадения личности автора с ее «отражением» в тексте публицистического произведения (авторское «я» и проблема документальности). Требование известной дистанции между авторским «я» и его создателем в большинстве газетно-журнальных жанров. Активное поведение автора в сюжете («я» действующее).
Авторское «я» как лицо политическое и как лицо социальное. Отражение общественных интересов конкретного публициста в его комментарийных выступлениях. Индивидуализация «я» в авторских колонках.
Авторский «образ-эталон» («публицист») и его характеристики на разных исторических этапах развития журналистики. Расхождения между образом автора и личностью реального человека (возможные степени расхождения, творческие варианты демонстрации дистанции). Ролевая концепция в практике журналистов – репортеров, расследователей и сатириков: творческое применение метода маски.
Возможности авторского самовыражения в публицистическом произведении. «Я» размышляющее, его композиционная роль в статьях, очерках и фельетонах. Элементы самоанализа в тексте; ирония и самоирония журналиста.
Авторская мысль в форме догадки, предощущения. Чутье на новость и чутье на конфликт как стимулы журналистского творчества. Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, реализующей опыт и направленной на формирование новых комбинаций. Создание прогностической модели как творческая задача и связанные с ней вопросы мастерства.
Жанры публицистического стиля
– определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений"), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка,репортаж, интервью, отчет); аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и худож.-публиц. (эссе, очерк, фельетон, памфлет). В перечисленных жанрах реализуются те черты и признаки, которые заключает в себе функц. стиль.
Публицистические
тексты выполняют две основные функции:
сообщение информации и воздействие
на массового адресата. Сложная стилевая
картина этого стиля
Однако
перечисленные черты в разных
жанрах порождают множество вариаций.
Модифицируется в жанрах выражение
авторского начала. Например, жанр заметки
не предполагает открытого проявления
авторского присутствия, тогда как
в жанре репортажа событие передается
через восприятие его автором. Вариативно
в разных жанрах действие конструктивного
принципа. Так, например, экспрессия возрастает
от информационных материалов к художественно-
Вследствие
таких различий некоторые исследователи
отрицают единство газетно-публиц. стиля
и считают публиц. лишь аналитические
и худож.-публиц. тексты, исключая из
числа публиц. информационные тексты,
однако, представляется, такой подход
неправомерен. Нельзя не согласиться с
утверждением: "В основе различения
понятий публицистический стиль – язык
публицистики лежит узкое понимание стиля,
при котором отношение названных единиц
оказывается скорее количественным, чем
качественным. Более широкая трактовка
стиля, принимающая во внимание два типа
показателей (интралингвистических и
экстралингвистических – авт.),
оказывается предпочтительнее, поскольку
позволяет детально характеризовать языковые
сущности и тем самым установить их сходство
и отличия, а также специфическое в их
составе".Следовательно, публицистическими
являются не только аналитические и художественно-
Напротив, функц. стиль "задает общую установку использования языковых средств и способ речевой организации", поэтому без такого общего подхода к исследованию, который позволяет осуществить понятие функц. стиля, невозможно вскрыть характерные черты отдельных жанров. Но, с другой стороны, вскрыть особенности функционального стиля в целом можно лишь в результате тщательного исследования специфики его жанровой реализации.
Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.
Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом "где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить". Основные показатели времени – наречия "сегодня", "вчера", "завтра", позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл "только что, сейчас, скоро" задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа "Сегодня состоится велопробег" будет однозначно понято как "состоится в нашем городе", если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.).
Типичные формулы в начале хроникального сообщения: "Вчера в Москве открылась выставка", "Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание", "Завтра в Перми состоится открытие".
Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: "Криминальная хроника", "Актуально", "Официальная хроника", "Новости в середине часа" и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.
Жанр Х. используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.
Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др.В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".
Композиция Р. предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический Р. Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".
В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку Р. предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.
Интервью – полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.
"Новостное",
информационное И.
Аналитическое И. – развернутый диалог о проблеме. Журналист в своих вопросах задает разные аспекты ее рассмотрения (суть, причины, следствия, способы решения), информированное лицо на эти вопросы подробно отвечает. Роль журналиста отнюдь не пассивна. Его познания в данной проблеме помогают ему ставить вопросы по существу и таким образом участвовать в формировании концепции текста, в формулировании тезисов, которые складываются из предпосылки вопроса журналиста и ответа собеседника.
Между описанными крайностями располагается бесконечное множество И., разных по тематике, по объему и качеству информации, по тональности и т.д. Напр., во всех СМИ популярны портретные интервью и интервью, совмещающие характеристику лица и раскрытие проблемы (герой на фоне проблемы, проблема через призму характера героя).
И. в электронных СМИ – это диалог, реализующий закономерности публичной спонтанной речи. Со стороны журналиста – это сочетание заготовленных и свободно возникающих в процессе разговора вопросов; выражение оценки ответов, живая, часто весьма эмоциональная реакция на них (согласие, несогласие, уточнение и т.п.); высказывание собственного мнения по обсуждаемой теме. Журналист следит за тем, чтобы собеседник не отклонялся от темы, пояснял детали (в том числе термины), которые могли бы оказаться непонятными для слушателей или зрителей. Со стороны интервьюируемого – это глубокая осведомленность в проблеме, обеспечивающая сформированность содержательной стороны речи, спонтанность которой проявляется только в неподготовленности конкретной формы ответа. Ответ строится в соответствии с текущим разговором, зависит от формы вопроса, от сказанного ранее, от сиюминутного замечания журналиста. На уровне формы проявляются все особенности диалогической спонтанной устной речи: особый ритм, обеспечиваемый близкими по длине синтагмами, паузы, поиск слова, неполнота синтаксических конструкций, повторы, подхват реплик, переспросы и т.д.