Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:42, контрольная работа
Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.
Цель автора - описать все вытекающие термины с практической и теоретической сторон. Этим объясняется включение в контрольную работу примеров работы над текстами художественной литературы и публицистики.
Введение
Классификация способов изложения и видов текста
Повествование, его виды и признаки
Виды повествования
Типичные ошибки построения повествования
Описание, его виды и признаки
Виды описания
Типичные ошибки построения описания
Рассуждение и его формы
Форма рассуждения
Правила логического доказательства
Определение и объяснение
Виды определений
Правила определений
Типичные нарушения правил определения понятий
Список использованной литературы
текст повествование ошибка рассуждение понятие
В случае опровержения точки зрения оппонента на первый план выходит выявление логической несостоятельности утверждений, оценка выбора формы рассуждения, употребления стилистических средств и риторических приемов без учета особенностей аудитории.
Построение рассуждения определяется правилами построения умозаключения, в котором из одного или нескольких известных нам и определенным образом связанных между собой по смыслу суждений - общего суждения (большей посылки) и частного случая (меньшей посылки) следует вывод - суждение, содержащее новое знание. Полная форма рассуждения включает формулировку посылки - главной мысли рассуждения, основную часть - цепь умозаключений, отражающих мыслительные операции, которые приводят к новому суждению, и вывод, соотнесенный с посылкой и вытекающий их хода рассуждения. Чтобы установить контакт с читателем, основную часть рассуждения могут предварить разъяснением посылки.
Построение рассуждения опирается на правила логики, задача редактора - придать рассуждению форму, которая облегчит читателю постижение смысла логической конструкции.
Синтаксическая структура рассуждения формируется последовательностью повествовательных предложений, смысловым центром которых служит имя - обозначение предметов, явлений, процессов. Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Таким образом, синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, связь мыслей. Основная единица «рассуждающей речи» - прозаическая строфа с цепной связью. Связь между суждениями выражается с помощью повтора соотносящихся членов предложения, посредством синонимов или с помощью местоимений. Прочность синтаксической конструкции рассуждения обеспечивается ее смысловой целостностью, точностью грамматических связей, риторическими приемами организации текста.
Риторические приемы построения рассуждений направлены на достижение эффективности речи. Их применение определяет коммуникативная стратегия и тактика речевого общения. Цель риторических приемов - не только убеждение логикой доказательств и свидетельств, но и психологическое воздействие на адресата речи, которое осуществляется через ее внешнюю форму.
...И о русском языке мы должны помнить и гордиться им. Русский язык - это не только средство общения, это еще и хранилище духовной культуры, ее сгущение до алгебраической полноты. Сфера русского языка - это не только гигантский запас слов, обилие идеоматических выражений, выражений, возникших на литературной, церковной, философской, научной, фольклорной основе. Я обо всем этом говорю не из бахвальства. Нам необходимо, крайне необходимо знать наши богатства, наши ценности, гордиться ими, чтобы лучше их сохранять, не стесняясь нынешних рубищ. Итак, культура! Вот о чем мы обязаны прежде всего думать, заботясь о нашем будущем. (Д. Лихачев «Достоинство нации») - Приемами риторического построения в этом рассуждении служат целенаправленный подбор суждений, последовательность и группировка доводов, выбор языковых средств, изобразительность, предметная контрастность.
Цель риторических фигур - сопоставление или сочетание двух знакомых читателю простых представлений, которые формируют новое, ранее не знакомое ему представление: троп - сопоставление, основой которого может служить их сходство, смежность, контраст, риторический вопрос - утверждение в форме вопроса, риторические образы, которым свойственна словесная избыточность, украшенность, диффамация - лишение доброго имени, распространение сведений, порочащих кого-либо, градация - последовательность, постепенность при переходе от одного свойства к другому с усилением или ослаблением этого свойства.
Форма рассуждения
Выбор формы рассуждения определяется его целью. Непосредственное умозаключение - рассуждение, целью которого служит выведение из одного суждения (посылки) суждения, более полно и ясно раскрывающего его суть.
Обоснование непосредственного умозаключения часто в тексте не приводится, оно подразумевается. Этот вид рассуждений находит применение в коротких информационных сообщениях.
Что касается срока обучения в аспирантуре, то для многих специальностей, требующих проведения серьезных научных экспериментов, он может быть продлен до четырех лет (подразумевается: трех лет не хватает для завершения исследований).
Рациональное объяснение - рассуждение, которое не преследует цель доказать необходимость предлагаемого вывода, оно обосновывает лишь его возможность, не претендуя на единственно правильную трактовку факта. В качестве приемов рационального объяснения могут быть использованы сравнения, аналогия, указания на причины. Одним из приемов служит выдвижение различных версий:
Рухнула крыша рынка. Возможно, из-за нарушения правил эксплуатации здания, либо из-за сильного снегопада и чрезмерной нагрузки, либо из-за конструктивных ошибок проекта. Версия теракта была отвергнута сразу.
Практический силлогизм - рассуждение, основывающееся на непосредственных наблюдениях автора. В практическом силлогизме общие положения переформулированы в термины конкретных действий. Первая посылка - формулировка результата, к которому следует стремиться, вторая - средства достижения цели. Вывод - действия, которые ведут к достижению цели. Практический силлогизм может использоваться при формулировке заголовков, слоганов, девизов, обращений...'
Я убежден, что на выборы надо ходить. И не просто ходить - нужно голосовать. Голосуй или проиграешь!
Рассуждение-доказательство строится на основе дедуктивного умозаключения, в процессе его истинность одного суждения обосновывается при помощи других суждений, истинность которых уже установлена.
Доказательность - важнейшее свойство правильного умозаключения. В отличие от доказательств научных, требующих их абсолютной достоверности, в журналистских текстах доказательство может предлагать вывод, лишь наиболее вероятный, убеждающий адресата в достоверности информации. К полной форме рассуждения-доказательства обычно прибегают, когда перед автором стоит задача полемически заострить рассуждение. Этому служит подчеркнутая строгость его логической структуры.
Структура рассуждения-доказательства. Тезис - суждение, истинность которого следует доказать (доказательство прямое, основанное на несомненном начале). Если тезис, с точки зрения автора ложен, в структуру рассуждения вводят антитезис - суждение, противопоставляемое тезису. В этом случае доказывается ложность антитезиса (доказательство косвенное). Аргументы - доводы, обосновывающие в доказательстве истинность тезиса или ложность антитезиса в опровержении. Классическая логика и риторика разделяют аргументы к истине (к разуму) и аргументы к публике (к человеку), направленные соответственно на мыслительную и эмоционально-волевую сферы сознания адресата. Источниками аргументов к истине служат общеизвестные факты, общепринятые теории, аксиомы, ссылки на авторитетные мнения. Аргументы к публике только дополняют аргументы к истине, попытка заменить их аргументами к человеку свидетельствует о необоснованности доказательства или логической уловке с целью ввести в заблуждение оппонента.
Демонстрация - процедура выведения из аргументов истинности, обоснованности тезиса или опровержение ложности антитезиса проявляет себя в выборе аргументов, последовательности суждений, использовании риторических приемов и специфических логических связок (во-первых, во-вторых, потому что, следовательно и др.). Как факультативные элементы демонстрации в текст могут быть введены разъяснения к тезису и аргументам. Вывод - логический итог рассуждения, заключительное суждение, полученное по правилам умозаключения в результате сопоставления двух или нескольких посылок. Вывод, повторяющий тезис, - один из приемов демонстрации, подчеркивающий его истинность. При выборе варианта расположения тезиса и аргументов, их формулировке учитывают особенности аудитории.
Ход рассуждения в статье Л.В. Щербы «Новейшие течения в методике преподавания родного языка»:
Тезис: Следующее, на что я позволю себе указать, это на важное значение умения писать, т.е. как выучиться писать хорошо, стилистически хорошо владеть писанием.
Антитезис: К сожалению, до сих пор все учатся в большинстве случаев как бы ощупью, - талант есть, ну и пишут...
Аргумент 1: ...Вот я написал «Как это можно понять?» Уметь оценить - это значит переставить слова, прибавить словечки... Все ли это равно? Нет, не все равно.
Аргумент 2: Сознательное отношение к слову, к значению всяких языковых элементов - предпосылка хорошего, правильного владения стилем.
Вывод: Когда каждое слово на своем месте, то, что человек хотел сказать, может быть понято только в одном направлении и не может быть толкований ни вправо, ни влево. Это есть результат, это точный стиль, который является результатом сознательного отношения к слову» сознательного изучения разных оттенков.
Доказательство-опровержение - доказательство ложности, несостоятельности или недоказанности тезиса выдвижением антитезиса или доказательство справедливости отрицания выдвинутого тезиса. Структурная связь между элементами опровержения осуществляется последовательностью его элементов и связками между ними. Способы опровержения - критика аргументов, выдвинутых в пользу тезиса, доказательство их ложности, когда из аргументов не вытекает истинность тезиса, способ приведения к абсурду, когда аргументы противоречат очевидности и общепризнанным истинам.
Когда говорят, что двадцать девять человек* в основном женщин, замуровавших себя в пещере под землей в ожидании конца света, совершили свой свободный выбор, хочу возразить (тезис).
Это поступок - свидетельство как раз крайней степени несвободы (антитезис). Все они, конечно же, люди зомбированные (аргумент 1). Другое дело, прежде чем оказаться в таком положении, или, вернее, состоянии» человек совершает личный выбор: отказывается отвечать за собственные поступки (аргумент 2). Да, зомби становятся добровольно, и первый шаг делает сам человек (вывод).
Правила логического доказательства
Любое доказательство должно учитывать уровень знаний и интересы аудитории, на которую оно рассчитано, должно быть ясным, достаточным, но не чрезмерным, непротиворечивым и последовательным.
Правила тезиса:
· Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным» его формулировка должна исключать двусмысленность.
· Тезис должен быть тождествен самому себе на всем протяжении доказательства.
· Формулировка тезиса должна быть согласованной с ранее высказанными суждениями о том же предмете.
· Не следует выдвигать в качестве тезиса доказательства положение очевидное, не нуждающееся в обосновании.
Правила аргументов:
· Аргументы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, должны быть истинными, не подлежащими сомнению, и не должны противоречить друг другу.
· Истинность аргументов должна быть установлена независимо друг от друга.
· Когда тезис выводится из аргументов, а аргументы выводятся из тезиса и рассуждение не ведет к получению нового знания, возникает ошибка порочного круга в доказательстве.
· Приведенные аргументы должны быть достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса. При оценке аргументов следует иметь в виду, что разница в знаниях автора-специалиста и аудитории может спровоцировать непонимание текста.
· Аналогия, используемая как прием демонстрации, позволяет делать выводы только вероятные. Их точность тем выше, чем больше предметов, сходных по ряду признаков, привлечено к процессу доказательства.
Правила демонстрации:
· Доказательство должно быть ясным, достаточным (не чрезмерным), непротиворечивым, последовательным.
· Доказательство должно быть проведено с соблюдением всех правил логического умозаключения.
Правила, определяющие литературную форму рассуждения-доказательства:
· Выбор формы изложения должен быть обоснован темой рассуждения, целыо автора, жанром публикации, интересами и уровнем подготовки аудитории.
· Формулировки рассуждений должны быть точными и ясными, соответствовать принятой логической терминологии.
· Специального внимания редактора заслуживают выразители смысловой связи между структурными элементами рассуждений и выбор вариантов построения текста.
Типичные ошибки рассуждения- доказательства
Ошибки тезиса:
Тезис неопределенен, сформулирован неточно, не ясен предмет рассуждения и цель доказательства.
Наличие или отсутствие в тексте журналистского произведения каких- либо текстообразующих факторов (атрибутов), а также степень интенсивности их проявления оказывают существенное влияние на характеристики апостериорного представления о тексте и тем самым изменяют информационную нагрузку в ту или иную сторону от типового уровня.
Подмена тезиса в ходе доказательства происходит, когда, начав доказывать одно положение, автор отвлекается от него для анализа аргументов или возражений против формулировки тезиса и начинает доказывать истинность другого, сходного с ним тезиса.
Легко или трудно сегодня быть порядочным человеком? Я думаю, безоговорочно можно утверждать, что легко тому, кого окружают порядочные люди. Ну а поскольку установить всеобщую порядочность невозможно, то следует говорить о том, что и как должен делать каждый сознательный гражданин, чтобы вокруг него и рядом было как можно больше порядочных людей.
Информация о работе Смысловое изложение художественных и публицистических текстов