Современный детский портрет по текстам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с самого зарождения, а также проанализировать на примере некоторых периодических изданий современный портрет ребенка. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание и назначение. Кроме этого в задачи курсовой работы входит исследование современного портрета ребенка на основе детских периодических СМИ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

      Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой»  началась  с

журнала. Детская  журналистика  в  нашей  стране  имеет  богатую  историю.   До революции, в основном в Петербурге  и  Москве,  издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили  десятилетиями,  другие прекращали свое существование  на  первой  книжке.  Прежде  всего  это  было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего  потому,  что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

     «Друг детей»,  «Детский  музеум»,  «Собеседник»,  «Отдых»,  «Крошка».

«Детский  сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и  потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих  и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру. К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано очень мало, содержание журналов не раскрыто  ни  в  одной  библиографической работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на страницах  периодики. Правда,  с   недавнего времени стали появляться публикации из детских журналов прошлого века,  но  пока  это эпизодические явления.

      Цель предложенной работы – проследить историю детской  журналистики  с самого зарождения, а также проанализировать на примере некоторых периодических изданий современный портрет ребенка. Поэтому в задачи освещения темы будут входить  следующие  моменты:  помимо  описания периодических  изданий  для  детей,  нами  будет  прослеживаться   идеология публикаций, их  содержание и назначение. Кроме этого в задачи курсовой работы входит исследование современного портрета ребенка на основе детских периодических СМИ.

      Объектом данного исследования является детская периодика, а именно, журналы для детей и подростков: «Веселый затейник» и  «Пионер».

     При  написании  работы будет использован обширный материал   детской периодики, документов Главлита, монографий и воспоминаний современников.

    Работа  представляет   интерес   для     широкой     аудитории:     студенты

филологических  отделений, работников   культуры,   прессы,   журналистики, психологов, а также для родителей, для которых немаловажна роль журналистики в воспитании своих детей. 
 
 

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 

    1. История детской журналистики

     До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой  книгой,  написанной  специально  для  детей,  стала  книга  «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы  стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

     Первым детским журналом в мире стал «Лейпцигский  еженедельный  листок»(1772-1774), издававшийся в Германии. Через  три  года  специальное  детское периодическое издание –  «Детское  чтение  для  сердца  и  разума»  –  стало выходить в России в Москве.

     Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца  и разума»  положил  начало  отечественным  изданиям  для  юного  читателя.  Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785  по 1789 год. В издании журнала Н.  Новиков видел,  прежде  всего,  возможность провести в  жизнь  свои  педагогические  и  просветительские  идеи.  Детский журнал, по мнению редактора, должен  был  служить  «для  сердца  и  разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять  юным  читателям  законы добродетели.  В   нем   следует   проводить   идеи   гуманности,   истинного благородства,  честности,  великодушия.  Издание  носило   энциклопедический характер: на его страницах печатались  научные  статьи,  беседы  о  явлениях природы, рассказы, басни,  комедии,  шутки.  И.И.Новиков считал,  что  в  государстве  все  «сделается  удобным,  когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства».  С  этой  целью он и предпринял свое издание.

     Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия  отдельные

номера  Детского  чтения»  перепечатывалось  в   виде   книжек   и   успешно продавались.

    За «Детским чтением  для  сердца  и  разума»  (1785—1789)  последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал  тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение».  Прежде  всего,  он призван был просвещать юное поколение.

     Журнал  Н. Новикова  вызвал  подражание, и с начала XIX века периодические  издания  для  названной  аудитории  стали  выходить  один  за другим.  «Друг  юношества  и  всяких  лет»  М.  Невзорова   (1807-1815),   и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина  (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).

     У первых журналов были и другие особенности: они выходили  при  полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже  стоял перед обществом.  Кроме  того,  необходимо  было  считаться  с  грамотностью населения - подавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для кого же должно издавать книги, посвященные  первоначальным  летам? - спрашивал издатель журнала  «Новое  детское  чтение»  Сергей  Глинка.  И  отвечал. - Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не  то, что может быть понятно детям при первом  чтении,  но  то,  что  делается  им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое  изречение напечатлеваются в уме и в душе  силою вещания внимательной  и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям»[1]"

     Эти, а также некоторые  другие  обстоятельства  определили  структуру, содержание периодических изданий  для  детей,  которые  выходили  вплоть  до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году,  отмечая  обилие  такой периодики,  Н.  А.  Добролюбов  писал:  «В  области  детского  чтения   ныне совершается  то  же  самое,  что  уже  давно  совершилось вообще  с   нашей литературой: журналы заступают место книг»[2].

    Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы;  с 1813 года он  назывался «Друг юношества и всяких  лет»).  Журнал  сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Его издатель,  Н.И. Невзоров, был последователем просветительских идей  Н.И. Новикова. В журнале  публиковались  стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам.  Правда,  содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались  безупречным  вкусом  и педагогическим тактом. Порой в  произведениях (в частности, принадлежащих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди  с  открытой  дидактической назидательностью.

     Другой известный детский журнал относится уже к середине XIX века - это «Библиотека для воспитания», (1843 - 1846).  Основал и редактировал  его литератор-славянофил Д.А. Валуев. Основные материалы журнала   посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту  славянских  народов. Не было  в  журнале  ни  иллюстраций,  ни  развлекательного  раздела,  так  как редактор его считал,  что  для юных  читателей главное - «в  добротности статей, составляющих журнал».

     В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В  1847  — 1849 годах журнал выходит под названием «Новая  детская библиотека». По характеру включаемых в него материалов он  стал  похож  на  сборник  научно-популярных статей. П.Г. Редкий заложил основы серьезного научного  просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время,  журнал,  тем  не менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной  детям.

      «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858-1862 годах, выпускал его известный поэт  В.  Майков.  Журнал широко печатал современных русских авторов реалистического направления,  публиковал много переводных произведений Шекспира, Андерсена,  Бичер  Стоу,  Гофмана, братьев Гримм.

     В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования  и  влияния  за  счет  обращения  к  более   массовому   числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее,  охватывала  все более широкие круги россиян. В лучших  журналах  того  времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые и  педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

       В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг,  В.  Бурьянов,  П.  Фурман,  Б.  Федоров  и др. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Творчество этих писателей еще недавно принято было  называть «охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным»,  насаждавшим в среде маленьких читателей «слезливость» и «жалостливость». Между тем они внесли ценный вклад не только в  популяризацию знаний (в основном в области истории, природоведения, географии), но и в нравственное воспитание, в пробуждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом.  Ребенок получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.

     При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В.  Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»;  развитие  научно-художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.

     Глинка написал для детей «Русскую историю» в  десяти  томах,  «Русские исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную  повесть «Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в  наше время воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького,  читателя,  но в свое время он таковым не казался. Сам автор не  раз заявлял, что лучшее средство воспитания гражданина - простая и ясная родная речь.

    Борис Федоров (1798 - 1895)  выступал  как писатель  и переводчик  и заслужил у взрослых современников  печальную  славу  графомана.  Однако  его деятельность на ниве детской периодики заслуживает внимания.  Его журнал «Новая детская библиотека» дает представление о литературе для маленьких читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах,  мотивах и образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы  об  античных героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на  религиозные темы.  Федоров стремился воспитать в подрастающем человеке религиозную  веру,  милосердие,  любовь к ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал  Федорова, а также изящные малоформатные книги  снабжены  иллюстрациями.  Он  одним  из  первых оценил значение книжной картинки для ребенка.

       Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник» и «Детский павильон», где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены они  были  для  «семейного  чтения»,  т.  е.  для  чтения  детей  вместе  со взрослыми.

       Содержание  альманахов  разнообразно:  здесь  присутствует  смешное  и серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки,  игры. В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.

       Морализаторские рассказы, помещенные  в эти альманахи,  отличались открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми,  осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь  отличать  злых  людей  от добрых и тому подобное. Большое место  Федоров  отводил  религиозным  писателям,  а  также переводам зарубежных авторов-моралистов.

       Первым частным журналом, выходившим на протяжении более  чем  20  лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863). Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 - 1881) следует сказать особо, так как она сыграла особую роль  в  развитии  литературы  для  детей  первой половины XIX века. Сопровождая ссыльного отца, она не могла получить   образования,   всему   училась   сама,  по  книгам. Самостоятельно овладела и языками: французским, английским  и  немецким,  да так,  что  переводами  зарабатывала  себе  на  жизнь.  Обладая  от   природы писательским  даром,  А.О. Ишимова решила  написать  «Историю   России   в рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат  превзошел  ожидания: она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года  в  Санкт-Петербурге приступила  к  изданию  журнала  «Звездочка»,  затем  с  1850  года -  «Лучи» (1850-1860). Первый журнал предназначался  девочкам  младшего  возраста,  второй -более старшим,  воспитанницам  институтов   благородных   девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения  девочек в то время (религия, благоговение перед царем,  семья).  Оба  журнала  резко критиковались Белинским и его последователями - революционерами-демократами.

Информация о работе Современный детский портрет по текстам СМИ