Современный детский портрет по текстам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с самого зарождения, а также проанализировать на примере некоторых периодических изданий современный портрет ребенка. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание и назначение. Кроме этого в задачи курсовой работы входит исследование современного портрета ребенка на основе детских периодических СМИ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

       А.О.Ишимова шла непроторенными  путями, особенно  в области  языка:  она  старалась  приблизить  слог   своих   произведений   к разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто.

       Наша отечественная литература для детей многим  обязана  именно  этому периоду - первой половине XIX века, золотому веку русского искусства.  Столь бурный рост детского  книгоиздания,  изобилие  журналов  не  могли  не  дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры  литературы для детей: научно-художественный и научно-популярный. А история  Отечества  становилась ведущей темой детской  литературы.  И еще  одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали  творить  специально  для  детей  или  же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

       Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е  годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

       С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858-1862) под редакцией талантливого критика В.  Майкова, считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный,   беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник   чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова,  И.  Тургенева,  И.  Гончарова,  Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала   «Семейные   вечера»,  который просуществовал  24  года  (Ростовская  в нем работала до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем - ежемесячно. Журнал  был  удостоен  высокого  покровительства государыни   императрицы   Марии   Александровны.   В   нем    публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером  и  из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками,  поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль, Н. Львов, В. Авенариус и др.

      Годом позже в Петербурге появляется непривычный журнал - «Калейдоскоп».

      Появление первой «Газеты для русских детей»  (1860-1862) совпало со временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло  это,  на наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые  веяния  захватили и детей, подростков. В школьном деле  происходили  большие  перемены. Революционер-народник П. Н. Ткачев  вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних  классным  занятиям» снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети  с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»[3].

    Веяния эпохи хорошо уловила С.П. Буряашева, редактор  «Калейдоскопа». Она решила сделать в детской журналистике то, что до  нее  никто не делал: приблизить свое издание к жизни,  «осовременить» его,  дать  отклик на происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило непременное условие - выпускать журнал не раз в месяц, как  обычно, а значительно чаще. 3атем  последовали и другие изменения: объем   издания уменьшался, «упразднялись» некоторые жанры, привычные для  альманаха,  трансформировался облик журнала.

       «Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости  и  мелочи».

       «Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской журналистике. Сам факт освоения иных типологических  возможностей открывал определенные перспективы в периодике для юного  читателя.  Но подлинной газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от  злободневных вопросов современности, от политических, социальных проблем, с которыми  сталкивалось общество.

       Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране;  некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно  надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; все чаще и чаще  в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное   заключалось в другом - изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоев  населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.

      Эти тенденции детской периодики получили наиболее  яркое выражение  в дни вооруженного выступления народных масс 1905-1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от  изданий статей по текущим вопросам», журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.

      Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал  «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге  (1869-1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть,  популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические  материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.

       Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К  концу  первого года  работы  появились  рецензии,  в   которых   отмечалось   прогрессивное направление журнала, в нем нашло отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце XIX - начале XX века.

      В конце ХIХ века  детские  журналы  демократизируются,  обращаясь  к читателям из рабочих семей. Публикуются произведения писателей-реалистов - сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя  -  его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

      Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода «Задушевное слово» (1876-1917, с трехлетним перерывом). Правда, демократическая критика  относилась к «Задушевному слову» скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником убогих обывательских представлений.

     В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916), «Путеводный огонек» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На  страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки,  стихи, басни, шутки самого издателя. Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.

     Другой популярный журнал «Игрушечка» (1880-1912) предназначался только для  маленьких. Издавала его Т. П. Пасек. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные  рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки.  Кроме того, в журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего  стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом.

       Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста  был журнал «Тропинка» (1906-1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов.  На  его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

      Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909-1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал  журнал  И. И. Горбунов-Осадов - писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой  предоставлял свои детские  произведения  этому изданию. Общая демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. Новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел «Письма наших читателей и ответы  на  них», печатавшиеся в «Маяке».

       Новое содержание, пришедшее в детскую периодику,  потребовало  и  иных форм выражения. Выступления журналов получают четкую   публицистическую направленность. Она столь заметна,  что  сказывается  на  структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха.  Публицистическое  насыщение детских  журналов - явление  объективное.  Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в   условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы,  которые стали случаться с самым известным  журналом «Детское чтение». В 1906  году,  отметив уже   свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия». Читателям  сообщалось: «Журнал «Детское чтение» перерос свое название, и  впредь будет называться «Юная Россия». Журнал «Юная Россия» будет издаваться по той же программе, как и «Детское чтение». Редакция и сотрудники остаются те же.  Словом,  все остается по-прежнему, переменяется только одно название».

       Вероятно, такое редакционное объяснение было адресовано цензуре,  тем более, что к этому времени внимание цензоров к журналу стало особенно   придирчивым. Изменилось в нем очень многое. Задача журнала давать детям «чтение» стала на определенном этапе аморфной. Новое название «Юная

Россия» несло в себе публицистическое начало и соответствовало иному содержанию, другим задачам, пришедшим в журналистику.

     Появление в этих условиях ряда детских газет развивало наметившуюся тенденцию в периодике. Газетка для детей «Что нового» (М., 1908),  «Детская газета» (СПб., 1908), «Детская газета»  (М., 1910)- всем  своим  содержанием говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма показателен опыт «Газетки для детей и юношества», чрезвычайно  популярной  в России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 год и сыграла заметную  роль  в формировании нового типа периодического издания.

      Стремление придать публикации событийный характер приводит «Газетку» к тому, что и в «журнальных» разделах постепенно намечаются перемены. Научные очерки берут за основу данные последних открытий,  рассказы о выдающихся ученых приурочены к знаменательным датам в их  биографии. В сообщениях о явлениях  природы  указывается  место  события,  дата, впечатления очевидцев и т. д. Все это нашло отражение в программном  заявлении издания: «Газетка для детей и юношества» задается целью пробудить в читателях интерес к знанию и интерес к окружающей жизни.  Научно-популярные  статьи «Газетки» составляются по разным отраслям наук и касаются общих вопросов, но не отвлеченно, а в связи с   конкретным   явлением окружающей действительности».

      В 1913 году издателем «Газетки», а несколько  позже  и ее редактором становится А. С. Панафидина. Благодаря ей увеличивается размер издания, качественнее становится бумага, улучшается верстка, а значит, и внешний  вид газеты. При всем этом уменьшается плата за 1 номер и доходит до  необычайной дешевизны - 7 копеек, привлекая новых подписчиков из бедных  сословий.  Часть тиража поступает в розничную продажу.

     Заметным событием в детской периодике становятся  сообщения о жизни детей. Хроникальные подборки рассказывают об учебе в школе, о положении сирот в приютах, о появлении сначала в Англии, а потом и в  России скаутов.

    «Газета» объявляет сбор средств в помощь голодающим детям; проводя различные литературные конкурсы, формирует вокруг себя авторский актив.  В одном 1914 году в редакцию, пришло на конкурс 215 сочинений. Многие из них были опубликованы.

      «Газетка для детей и юношества» дожила до октября 1915 года, когда «чрезвычайные обстоятельства и затруднения, вызванные войною,  недостаток бумаги на рынке и поднятие цен на нее, вздорожание всех других материалов и типографских работ вынудили» издателя-редактора С.  Панафидину  прекратить выпуск газеты.

     Таким образом, все развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения  борьбы  классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета  представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных  читателей. Чтение газет детьми даже младшего возраста стало обычным явлением, к  которому  все привыкли.

      В своей ориентации газета пошла  по  пути  освоения  новой  формы.  Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное - иное  содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения,  ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь все настойчивее заявляла о себе, и скрыть ее проблемы от детей было невозможно.  Детская  журналистика  от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ  отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие  принципы  творчества,  что   свидетельствовало   о   новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который  появился в России. 

Информация о работе Современный детский портрет по текстам СМИ