Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа
Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с самого зарождения, а также проанализировать на примере некоторых периодических изданий современный портрет ребенка. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание и назначение. Кроме этого в задачи курсовой работы входит исследование современного портрета ребенка на основе детских периодических СМИ.
- развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке;
Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая - поучать». В них широко используются игровые формы.
По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.
Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания - самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы. Детские газеты получили настоящую жизнь в условиях советского времени. Они, стали руководителями пионерского движения, выразителями настроений детей рабочих и крестьян - основных слоев населения. Но пионерские газеты взяли многое у своих предшественниц - периодичность выхода, размер полосы, принцип оформления и т.д. Эти завоевания старой русской журналистики для детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.
«Пионерская правда» - одна из крупнейших по тиражу газет в мире: десять миллионов советских школьников два раза в неделю получают ее в различных уголках страны. Подобные издания выходят также в республиканских и областных центрах. «Пионерская газета» заняла прочное место в общей системе советской печати, и факт ее существования сегодня представляется обычным, сам собой разумеющимся. Между тем детская газета, как тип периодического издания, рождалась в мучительных поисках на протяжении многих десятилетий: Необходимо было не только определить ее «лицо», но и четко очертить функциональные особенности, отстоять само право на существование нового вида периодики. В этом важном деле приняло участие не одно поколение журналистов.
Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с 1923г. «Рабочей газетой» невиданным для того времени тиражом 100.000 экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались лучшие советские писатели, превосходные научно-популярные статьи. Специально для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в 1924г. родился знаменитый журнал «Мурзилка».
Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.
Заботясь о высоконравственном воспитании подрастающего поколения, Российский детский фонд предпринял выпуск нового издания для детей. Это «Школьная роман-газета» - гуманитарный, прекрасно иллюстрированный ежемесячный образовательный журнал для подростков. Он рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения учащихся 6-11 классов. Издается с января 1996г., выходит один раз в месяц и публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в том числе и отечественной. Внутри издания - журнал в журнале «Большая перемена» - веселые и познавательные материалы о жизни современного юношества. Журнал стал популярным у юных читателей.
Еще один журнал, пользующийся огромной популярностью - "Недоросль", издается Просветительско-издательским объединением АДИА-М+ДЕАН как всероссийский детский журнал, публикующий юмористические произведения для тинейджеров (подростков). Среди авторов и художников журнала ведущие детские писатели Санкт-Петербурга и Москвы. Высокий художественный уровень журнала и прекрасное полиграфическое исполнение делают журнал одним из лучших в России.
В последнее время в связи с возрождением духовности появились детские издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы. Российский детский фонд и Московский Патриархат начали издание ежемесячного журнала для детей младшего и среднего школьного возраста «Божий мир».
Журнал в доступной форме рассказывает о Православии, о тысячелетней истории Русской Православной Церкви, о нашем Отечестве - его духовных созидателях и учителях, собирателях, защитниках, строителях, тружениках, о культуре, искусстве.
Журнал «Божий мир» адресован детям и родителям - как принявшим веру Православную, так и тем, кто только подступает к ней. Вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы, исторические очерки, рассказы о современном детстве и окружающем мире, художественная проза и поэзия, детское творчество - все эти публикации на 32 страницах «Божьего мира» могут быть использованы на занятиях в православных гимназиях, воскресных школах и в школах общеобразовательных.
Кроме этого, в связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компьютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и т.д. Однако детей, имеющих доступ к сети Internet, еще очень мало, хотя сочетание печатного слова и компьютерных достижений представляют собой явлений уникальное в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!
Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом. По-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих поколений.
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ НА СТРАНИЦАХ
ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИКИ
2.1. Анализ современного портрета ребенка по текстам журнала «Веселый затейник»
«Веселый затейник» – это ежемесячный журнал для детей среднего школьного возраста. В журнале содержатся развивающие игры и задачи для школьников, фокусы, головоломки, загадки, игры во дворе, сказки, забавы, ребусы, стихи и песни. Также на страницах данного периодического издания имеет место рубрика «Почтовый ящик друзей – давайте переписываться!», на основе которой мы будем анализировать современный портрет ребенка. В этой рубрике публикуются письма юных читателей, желающих найти друзей по переписке. В своих письмах дети рассказывают о себе и о своих увлечениях. Остановимся подробнее на нескольких письмах.
Девочка Аня, которой 12 лет пишет, что любит рисовать, сочинять стихи, слушать музыку и смотреть телевизор, а также очень любит животных. Она учится в шестом классе. (см. приложение 1)
Конечно, по этим двум строчкам трудно представить себе четкий образ ребенка, но, тем не менее, можно сделать вывод, что эта девочка – творческая личность. Не каждый ребенок в 12 лет увлекается рисованием, не говоря уже о сочинении стихотворений. Возможно, если она будет и дальше развивать свои способности, наша страна обретет в ее лице еще одну великую поэтессу. То, что она любит слушать музыку и смотреть телевизор, говорит о том, что девочка интересуется разными сферами общественной деятельности. О ее предпочтениях в этих сферах точно сказать нельзя, поскольку неизвестно какая именно музыка ее интересует и что она предпочитает смотреть по телевизору. Ее любовь к братьям нашим меньшим дает возможность предположить, что Аня добрая и миролюбивая натура. Вот, пожалуй, все, что можно о ней сказать, руководствуясь ее коротеньким письмом.
Следующее письмо в рубрику принадлежит Костику, которому девять лет. Наш герой любит кататься на велосипеде, скейтборде и коньках и хочет переписываться с девочками и мальчиками в возрасте 9-12 лет. (см. приложение 2)
Про Костю можно сказать, что он, как и многие другие мальчики его возраста увлекается спортом. Очень хорошо, что мальчик развивает себя физически, а не сидит сутками за компьютером и не портит зрение многочисленными игрушками. Однако то, что он кроме этого ничего о себе не рассказал, наводит на мысль, что его ничто больше не интересует. В отличие от девочки из первого письма Костя ограничивает себя лишь спортом. А может, он просто не захотел писать о других увлечениях? Узнать об этом нам не представляется возможным. Также в своем письме мальчик пометил возрастную категорию ребят, с которыми хотел бы общаться. Судя по этой категории можно сказать, что ему хочется дружить со старшими, следовательно, он стремится, как можно быстрей вырасти и приобрести новые знания в процессе общения.
Еще одно письмо в рубрику «ящик друзей – давайте переписываться!» написала Ирина. Ей 12 лет. Учится в пятом классе. Также как и Аня из первого письма она любит музыку, особенно певицу Максим. Еще она любит кошек и собак. Хочет познакомиться с девочками и мальчиками в возрасте 10-13 лет. (см. приложение 3)
Всем, кто хоть когда-нибудь слушал песни певицы Максим известно, что она поет о любви. Так как Максим – любимая певица Иры, то можно сказать, что она (Ира) романтичная юная девочка и мечтает о чистой любви. В принципе, все девчонки ее возраста переживают период первой влюбленности. То, что она любит кошек и собак говорит о том, что уже в столь юном возрасте девочка испытывает желание о ком-нибудь заботиться, а животные всегда с благодарностью отвечают на заботу.
В письме 12-летней Марины говорится, что она любит танцевать, петь, кататься на велосипеде, любит кошек. Девочка учится в пятом классе. Хочет познакомиться с девочками и мальчиками в возрасте 11-13 лет. (см. приложение 4)
Из письма Марины понятно, что она энергичная девочка и ведет активный образ жизни: танцует, поет и катается на велосипеде. Она развивает свои физические способности, что очень полезно для здоровья организма. То, что она поет, безусловно, пригодится ей в будущем. Её любовь к кошкам говорит о доброте и желании ухаживать за кем-нибудь, как и у автора предыдущего письма. По выбранной ею возрастной категории можно сказать, что ей интересно общаться с ребятами, как старшего возраста, так и младшего. А из этого, в свою очередь можно сделать ввод, что Марина – разносторонний ребенок.
Настя, которой 11 лет, учится в пятом классе. Интересуется театром, музыкой и рисованием. Любит читать, смотреть телепрограммы и слушать музыку. (см. приложение 5)
Настя – это подросток,
Следующую героиню зовут Маша, ей 11 лет, учащаяся пятого класса. Маше нравится читать, танцевать, петь, слушать музыку, смотреть телевизор, не равнодушна к кошкам и собакам. Девочка хочет переписываться с девочками и мальчиками в возрасте 10-14 лет. (см. приложение 6)
Что можно сказать об этой девочке? Танцевать, петь и слушать музыку говорит о том, что она очень разносторонний человек, которому не чуждо ни чего современного, ее увлечения способствуют ее внутреннему развитию и общению с другими сверстниками. Она очень общительна и не ограничена в общении с более старшими по возрасту людьми. Любовь к танцам говорит о ее физическом развитии и присутствии положительной энергии. Теплое отношение к животным, характеризует ее как мягкого и нежного человека, который способен думать не только о себе, но и о своих ближних. Эта девочка смотрит разные телеканалы, не отдавая конкретных предпочтений какому-то одному.
Информация о работе Современный детский портрет по текстам СМИ