Статья, как аналитический жанр периодической печати, газет и журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Работая над статьей, журналист выступает как ученый-теоретик. Ему важно добыть необходимые факты, выявить причинно-следственные связи, обобщить полученный материал и сделать глобальные выводы, распространенные на всю ситуацию в целом.
Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений, а аргументация, использованная в статье, - помогать аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий и вырабатывать свою линию поведения.

Содержание

Введение 3
Журналистские жанры 5
Жанры аналитической публицистики 7
Статья 8
С чего начать статью 12
Виды статей 14
Заключение 23
Список Литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сми.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 
Кафедра связей с общественностью 
 
Курсовая работа 
 
Тема: 
 
“Статья, как аналитический жанр периодической печати, газет и журналов.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Санкт-Петербург

2011 г. 
Содержание.

Введение           3

Журналистские жанры         5

Жанры аналитической  публицистики       7

Статья                                                                                                              8          

С чего начать статью         12

Виды  статей          14

Заключение          23

Список Литературы          25

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

Аналитическая журналистика – это совершенно самостоятельная  сфера, все то, что не есть информирование о событиях в стране, и то, что  содержит ярко выраженный прогноз в  каком-то проблемном спектре. Находясь на грани с публицистикой, аналитическая журналистика представляет собой отдельный жанр. Серьезная журналистика в идеале должна быть аналитической.

Типологическая особенность  аналитической журналистики, как  следует из самого названия, – способность  аналитически, т.е. рефлексивно подходить к излагаемому материалу, не только сообщать факты, но и анализировать их. Более интересен вопрос о жанре, который можно назвать «интеллектуальной журналистикой»1, и который практически не представлен в отечественных СМИ. Это журналистика, описывающая и анализирующая жизнь идей в современном обществе, или, употребляя другие термины, функционирование интеллектуальных сетей. Такого рода специфический аналитический продукт в России практически полностью отсутствует, что объясняется влиянием узко-экономической аналитики в сочетании с оперирующей количественными данными социологией. Это приводит к тому, что широкий читатель лучше ориентируется в экономической, чем в идейной жизни общества. Аналитическая журналистика – это высший стиль журналистики. Ее критерии универсальны во всем мире. Во-первых, это качество интеллекта журналиста, способность соотносить происходящее с существующим проблемным пространством, с историей. Во-вторых, владение речью. Сложные мысли должны выражаться просто. Журналист не пишет для экспертов. Размеры его аудитории не ограниченны, и в идеале любой человек, умеющий читать, должен понять то, о чем хотел сказать журналист. В-третьих, важна личная смелость журналиста, он не должен бояться идти наперекор начальству, не должен называть черное белым. Он не может искажать правду. В-четвертых, важно самое наличие пространства, в рамках которого журналист имел бы свободный доступ к информации. Впечатляет, как работают западные журналисты. По любой проблеме они составляют полное пространство мнений. После настоящего экспертного опроса аналитический журналист способен писать на любую тему.

Сущность журналистской деятельности как одного из средств развития общественного процесса особенно заметно проявляется в аналитических способах отображения действительности. Эти способы – основа комментария, статьи, определенных видов интервью, корреспонденции, отчета, письма, обозрения, обзора, рецензии и ряда других жанров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журналистские жанры

Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. "Genre" - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика тем не менее всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно.

Понятие жанра используется в основном в двух значениях: 
1.Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия); 
2. Для обозначения родовых разновидностей произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе). 
Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно - исторический литературного процесса как самостоятельное явление.  
   Исторически сложилась также система жанров, обусловленная теми реальными и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности.

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объдиненных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы:

предмет отображения

целевая установка (функция) отображения

метод отображения

Знание жанровых признаков  позволяет журналисту лучше представить  цели своего творчества, целенаправленно  подобрать материал и представить  его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

В журналистике существуют три главных способа отображения:

  • фактографический;
  • аналитический;
  • наглядно-образный.

Первый и второй способы  отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения  в суть предмета отображения.

Первый способ, фактографический, нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?).

Второй способ, аналитический, нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.

Третий способ наглядно-образного  отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

На основе этих способов выделяются три группы жанров:

  • информационные;
  • аналитические;
  • художественно-публицистический

Жанры аналитической  публицистики

 

Аналитические жанры  — это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит, наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Аналитические жанры  имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, синтез, анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности, соотнесение общего с частным); и общенаучные процедуры: систематизация, классификация, группировка, типологизация.

Стратегия качественного  анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям.

Во всяком информационном сообщении и серьезном очерке должна содержаться некоторая доля анализа, вплетенного в основную ткань повествования или выписанного  отдельно. Но иногда масштаб или  важность события таковы, что для  них требуются сугубо аналитические статьи. Это такие статьи, которые буквально анатомируют события, темы, вопросы и развитие событий в попытке объяснить, что происходит или будет происходить дальше. Эти статьи должны также попытаться объяснить значимость событий и их контекст.

Они не должны быть просто набором суждений. Точно так же нельзя, чтобы это были старые новости, подогретые и поданные под соусом из нескольких мнений. Они должны содержать  свежие сведения и свежий взгляд на событие. Акцент следует делать на интерпретации и разъяснении.

Потребность в статьях-интерпретациях возросла, особенно в последнее время, когда люди сначала узнают новости  по радио или по телевидению. Помимо того, что пишущие журналисты вообще копают глубже, чем радио- и телерепортеры, газетам следует также разъяснять значение событий и явлений. Комментарий должен сообщать о новых толкованиях и взглядах – придавать новый смысл значению вещей.

 

 

Статья

 

Статья - жанр аналитический. Аналитическая журналистика, как  мы помним, представляет факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дает им развернутую трактовку, оценку, обосновывает прогноз развития явлений, рисует план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому статья носит масштабный, научно-теоретический характер. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках. Для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность.

Название "статья" произошло от латинского слова, обозначающего "часть целого". Поэтому в журналистской практике отдельную публикацию, часть всего текста газетного номера, тоже называют статьей. Хотя жанр этой публикации может совершенно не подходить под определение статьи.

Ведь статья определяется исследователями как жанр публицистики, основанный на ясном развитии строго определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах, направленных через авторские рекомендации на достижение конкретных результатов. Таким образом, объектом познания статьи является группа фактов, ряд конкретных ситуаций, творческая задача, стоящая перед журналистом, - это собственно постановка проблемы, ее разработка и анализ, следовательно, для статьи характерны широта и глубина обобщений и выводов.

Осмысление  ситуации в статье начинается с конкретного  фактического материала. Мысль автора, возникшая по вполне определенному  факту, определяет тему статьи. Для  ее доказательности выдвигаются  аргументы - логические доводы, результат анализа целого ряда типических фактов. Они, кстати, тоже приводятся автором для того, чтобы подтвердить верность системы авторских суждений. Завершает статью вывод, дающий читателю новое видение жизненной ситуации и перспектив развития. Сила статьи - не в фактах, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Ведь статья излагает итоги исследования, проведенного журналистом-аналитиком.

Сейчас исследователи  жанровых особенностей журналистики выделяют такие формы статьи, как общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья и передовая статья.

Общеисследовательская статья анализирует общезначимые, широкие  вопросы. Автор такой статьи может  рассуждать о политико-экономических  или нравственных вопросах с высоким уровнем обобщения. Главное для него - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества.

Практико-аналитическая  статья уже самим названием своим  показывает, что мысль журналиста направлена на актуальные практические вопросы. Ее интересы сосредоточены на конкретных проблемах. Главное - выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере общественных отношений, оценить эту ситуацию, определить тенденции развития, показать пути ее возможного решения, вынести на суд общественности конструктивные предложения по этому поводу.

Полемическая  статья появляется в ходе столкновения двух или нескольких точек зрения на решение конкретной проблемной ситуации. Автор ставит перед собой задачи обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы и, одновременно, опровергнуть позицию своего оппонента. Поэтому такая статья наполнена лишь теми фактами, которые друг другу не противоречат. Автор не может себе позволить показать жизнь как единство и борьбу противоположностей.

Передовая статья - редакционное или авторское выступление  на злобу дня, по самому существенному  вопросу текущего момента. Ее специфика  заключается в особой актуальности темы, политическом осмыслении выдвигаемых  задач, конкретности обобщений и выводов. Поэтому для нее важно место публикации - самое ударное на первой странице номера. Иногда такое выступление может быть сведено к лозунгу, вынесенному в аншлаг или шпигель. Передовая статья всегда сиюминутна, динамична по мысли и имеет конкретную привязанность к региону распространения.

Информация о работе Статья, как аналитический жанр периодической печати, газет и журналов