Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях. Это и явилось главной целью работы. Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи:
Определить природу и назначение факта;
Рассмотреть такое понятие как «образ» в журналистском произведении;
Определить критерии достоверности факта;
Рассмотреть какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.
Введение
Глава I
1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
1.3 Факт и образ в журналистском произведении
Глава II
2.1 Место факта в информационных жанрах
2.2 Место факта в аналитических жанрах
2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах
Заключение
Список литературы
2.2 Место факта в аналитических жанрах
Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.
Логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения фактов:
1) выяснение частей факта и связей между ними;
2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов;
3) установление причины факта;
4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее.
Такая предварительная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а главное - может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозависимости. Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям.
Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить:
- по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;
- по принципу противоположения;
- по проблемной группировке фактов.
По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а во втором - выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные промежутки времени (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
По принципу противоположения пишутся многие критические статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осуществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т.д. журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в-третьих, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности. Например, в публикации В. Куликова поднимается вопрос об обращении Генпрокуратуры РФ к Великобритании с ходатайствами о выдаче лиц, обвиняемых в преступлениях на территории России. Автор приводит следующие противопоставления: в России политическое убежище предоставляется только по указу главы государства, в Великобритании такое право - прерогатива исключительно министра МВД, Великобритания отказывает в выдаче 21 лица, обвиняемых в особо тяжких преступлениях на территории России: терроризм, торговля наркотиками и др., преступление же А.Лугового по сравнению с ними - детские шалости и т.д. Подобные противопоставления выявляют противоречия конституционных систем двух стран. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня России и Великобритании не достичь соглашения, пока не будут урегулированы законодательные вопросы, если не решить такую простую проблему, то она может вылиться в серьезный конфликт.
К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере и т.д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.
Рассмотрим статью Г.Емельянова «За Россию». В подзаголовок автор выносит главный тезис: миграция из бижнеазиатских стран принесла в Россию новые проблемы. Автор выделяет следующие: увеличение мигрантов может сказаться на изменении геополитики регионов (в ближайшие годы таджики и азербайджанцы могут превратиться в крупнейшую национальную диаспору в центральной части России); сложившийся огромный дисбаланс в населении сам по себе таит угрозу потенциального межнационального конфликта. Анализируя возникшие проблемы, автор пытается выявить объективные причины их возникновения. К ним он относит разность демографических потенциалов пограничных стран. Еще одна причина кроется в отсутствии у России и ее соседей единой государственной политики в решении перечисленных проблем. Выявив проблемы, Г.Емельянов пытается спрогнозировать развитие ситуации. По его мнению, «таджики готовы к массовой иммиграции в Россию при первой же возможности», уже сегодня «великий гасторбайторский путь» уступает место крупному зарегистрированному бизнесу, а значит, влияние русского капитала на азиатский усиливается. Далее автор предлагает пути решения данных проблем. Как видим, с помощью проблемной группировки фактов журналисту удалось вскрыть различные стороны сложного геополитического явления, связанного с неконтролируемой миграцией азиатов в Россию. Все проблемы поданы автором в тесной взаимосвязи, что и позволило ему сделать соответствующие прогнозы.
2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах
Рассмотрим теперь способы создания документального образа в художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.
Типизация используется в художественно-публицистических
жанрах с целью выявления типических черт,
характеристик и свойств изучаемого объекта.
С отдельного факта о не сложившихся взаимоотношениях
между учеником и его учителями начинается
очерк Сергея Антонова «Первоклассник
Дима подал в суд на школу». Семилетний
ребенок решил защитить свое достоинство
от поставленного ему диагноза: «агрессивен»,
«проявляет садистские наклонности»,
«подлежит отсеву». Осмысляя данный факт
на фоне других, автор обрисовывает образ
современной школы: «Школа, как рентген,
просвечивает общество насквозь. Вот уж
точно знает цену любому из нас, ибо оценивает
поминутно, каждодневно, въедливо и всесторонне
миллионы индивидов, целые поколения людей.
Суд школы над ребенком и его семьей идет
давно. В закрытом классе, без свидетелей
и адвокатов. Самый затяжной и унизительный
на свете суд, в котором обвинитель всегда
прав, а приговор обжалованию не подлежит.
И лишь ее, согласно правилам игры, никто
не вправе оценить и осудить». Оттолкнувшись
от конкретного случая, журналист постарался
приподняться над отдельным фактом. Важно
было высветить само явление, сконцентрировав
в нем однотипные характеры, условия и
ситуации. Типизация в очерке в том и заключается,
что очеркист в самой жизни, в конкретном
проявлении находит наиболее типичный
факт, который нагляднее всего заключает
в себе основные черты явления... Типизация
в очерке - это, прежде всего, отбор наиболее
существенного, что имеется в самой жизни,
в самой действительности. Газетный очерк
тем и отличается от художественного произведения,
что в нем, несмотря на степень типической
обобщенности, используются только строго
фактические данные, имеющие точный адрес.
Существуют определенные принципы типизации
в газетном очерке: фактическая сторона
должна быть скрупулезно сохранена. Всякое
перемещение во времени, выдумывание несуществующих
коллизий, “досочинение” качеств героев
и обстоятельств, в которых они действуют,
невозможно... точно обозначены время и
место действия, названы имена и фамилии
героев. Право автора здесь - только отобрать
из жизненного материала нужные ему ситуации,
конфликты, факты. Выбрав наиболее
существенные, характерные факты, найдя
среди множества людей типичного героя,
очеркист-документалист исследует и отображает
их художественно-
Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не домысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор, по мнению M.M. Бахтина, является «человеком, организующим формально-содержательный центр художественного видения». При этом «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения - пространственные, временные и смысловые». Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.
Документальность описываемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом читателя, и читатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (читатель на месте автора) создает предрасположенность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятную почву для принятия миропонимания публициста». Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа человека, стремится донести до читателя и свои мысли. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.).
В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача - анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой - создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предполагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность». В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие. В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.
Заключение
Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.
Проделав исследовательскую работу, я добилась поставленных целей и задачи пришла к следующим выводам: основа журналистского произведения - это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях.
Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты.
Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига - все это создает своеобразие формы журналистского теста.
Список литературы
Антонов С.// Первоклассник Дима подал в суд на школу//Российская газета. - 2006. - № 37(4352)
Баршев В.//Отдается машина с ребенком//Российская газета. - 2008. -№43 (4600)
Безрукова Л.//Все личное - вне льда//Российская газета. - 2008. - №60 (4617)
Емельянов Г.//За Россию//Российская газета. - 2006. - № 37(4352)
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002
Козлова Н.//Брянский мститель//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)
Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему// Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999
Куликов В.//Чисто английская экстрадиция//Российская газета. - 2007. - №167 (4430)
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002
Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008
Мисоножников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие. СПб., 2002
Невинная И.//Автомобиль к 9 Мая//Российская газета. - 2008. - №84 (4641)
Овчинников Р.//Вашингтон, Пекин и Далай-лама//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)
Русакович А.//Автостопом по Чечне//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)
Рэндалл Д., Универсальный журналист. В. Новгород, 2000
Шостак М.И Журналист и его произведение. М., 2001
Ячменникова Н.//Диспетчер спас 288 человек//Российская газета.-2008-№ 84