Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:02, реферат
Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами — установление его функций. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением управленческой деятельности в области использования земельных ресурсов. Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами.
утверждение программ земельного кадастра в регионе, ассигнований из своих бюджетов на его ведение и осуществление контроля за их расходованием;
утверждение порядка регистрации прав на земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости и форм документов;
исполнительной власти:
разработка и принятие нормативных актов по вопросам земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов представительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
разработка и выполнение региональных программ по земельному кадастру, утверждаемых органами представительной власти;
выделение ассигнований из своих бюджетов на ведение земельного кадастра;
организация работ по регистрации прав на земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости в рамках ведения земельного кадастра;
утверждение ежегодного отчета о состоянии и использовании земель региона.
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией.
Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области ведения государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
К компетенции местных органов относятся:
представительной власти:
внесение на рассмотрение вышестоящих органов представительной власти предложений по совершенствованию ведения земельного кадастра;
утверждение ассигнований из местных бюджетов на ведение земельного кадастра и осуществление контроля за их расходованием;
исполнительной власти:
выделение ассигнований из местного бюджета на ведение земельного кадастра;
утверждение ежегодного отчета о наличии и использовании земель.
Дополнительные сведения, не установленные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в государственный земельный кадастр включают органы местного самоуправления самостоятельно и за счет средств местных бюджетов. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке представляют в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно. Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляют:
правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, органам (организациям), проводящим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
иным установленным законом лицам.
Указанные органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих территорий. финансируют ведение государственного земельного кадастра за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств, получаемых в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, и иных не запрещенных законом источников. Средства, получаемые в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, используют исключительно на ведение государственного земельного кадастра. При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отношения — по поводу производства, ведения, распределения и использования земельно-кадастровой информации. Объектом этих отношений выступает кадастровая информация о землях Российской Федерации, участниками — государственные органы и учреждения, физические и юридические лица, несущие установленные законодательством обязанности и обладающие соответствующими правами в данной области.
Сведения государственного земельного кадастра относятся к государственным информационным ресурсам.
Государственный земельный кадастр — это источник информационного обмена сведениями при государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учете отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров и реестров, в том числе государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Органы, проводящие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним или специальную регистрацию и учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, должны бесплатно в десятидневный срок представлять информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, ведущим государственный земельный кадастр, в необходимом объеме. Сведения государственного земельного кадастра открыты, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу в установленном порядке в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Сведения, предоставленные органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, граждане и юридические лица могут использовать на законных основаниях для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника.
Формирование земельного кадастра исторически связано с объективной необходимостью получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.
Господствующий в обществе способ производства определяет характер земельных отношений и в конечном счете цели создания и ведения земельного кадастра, а также принципы по его ведению.
Земельный кадастр, существовавший в бывшем Советском Союзе, был создан и велся в целях обеспечения централизованного планирования использования земель сельскохозяйственного назначения. Переход к созданию принципиально нового земельного кадастра, отвечающего требованиям современности, был начат в 1992 г. после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации». Принятие данного постановления послужило основанием для проведения комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в этом направлении. За короткое время были организованы и осуществлены более 20 пилотных проектов в различных регионах страны по отработке отдельных элементов технологии ведения земельного кадастра, сбора и обработки информации о земле.
Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом информации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ее форме (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивов количественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных рабочих мест.
Как отмечалось ранее, объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в ее государственных границах, а кадастровыми единицами — земельный участок и территориальная зона. При этом под государственным кадастровым учетом земельных участков подразумевают описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельный участок — это основной объект ГЗК, представляющий собой часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Под территориальными зонами понимают:
административно-
зоны особого режима использования — территории, в пределах которых находящиеся на них земельные участки или их части используют в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на основе федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации (градостроительные и рекреационные зоны, охранные зоны магистралей, предприятий, зоны особо охраняемых природных, исторических и культурных объектов и др.);
зоны категорий земель — территории,
выделяемые из земель административно-
зоны нарушенных, загрязненных, зараженных и деградированных земель — территории, исключенные в соответствии с законодательством РФ или субъектов РФ из хозяйственного использования решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
социально-экономические зоны
— территории, находящиеся в пределах
некоторой административно-
Территориальные зоны имеют общие характеристики, присущие всем зонам, и специальные, зависящие от типа зоны.
Общие характеристики территориальных зон следующие: учетный номер, наименование и тип зоны, способ и дата образования, основание и дата учета, площадь, описание границ. Помимо текстового описания зон в кадастре присутствуют картографические материалы, позволяющие сформировать наглядное представление о них.
Создание государственной системы современного земельного кадастра активизировалось в августе 1996 г. Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». Этой программой были предусмотрены проведение работ по созданию нормативной правовой базы земельного кадастра, разработка системного и технического проектов автоматизированной системы и комплекса программных средств, организация подсистем защиты и передачи информации, развертывание программно-технических комплексов, инвентаризация земель, развертывание обеспечивающих структур, а также подготовка и переподготовка кадров.
Основная цель программы — разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК), обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра, которая обеспечит защиту прав собственности на землю и будет способствовать активному вовлечению земли и другой недвижимости в гражданский оборот. АС ГЗК содержит сведения о правовом режиме земельных участков и объектов недвижимости, юридически значимые сведения и документы об их физических и экономических характеристиках, однозначно описывающих недвижимость. Созданная на основе современных информационных технологий АС ГЗК позволит осуществить важнейшие институциональные и социальные преобразования в стране и будет способствовать развитию рыночных отношений.
К 2001 г. в соответствии с поставленными задачами и утвержденным Росземкадастром планом программных мероприятий были получены следующие результаты: все ранее разработанные нормативно-методические документы системы ЕСТД, а также программное обеспечение приведены в соответствие с нормами Федерального закона «О государственном земельном кадастре»; проведены техническое дооснащение и модернизация средств вычислительной техники и связи, установленных в рай(гор)комземах и земельных кадастровых палатах Росземкадастра. В результате 1533 объекта ведения государственного земельного кадастра оснащены в следующей конфигурации:
ПТК конфигурации «Клиент — Сервер» — 514 объектов;
ПТК минимальной конфигурации (автономная ПЭВМ) — 1019 объектов;
подготовлено 6721 специалистов системы Росземкадастра, в том числе по следующим направлениям:
государственный земельный кадастр — 6122 чел.;
государственная кадастровая оценка земель — 489 чел.;
защита информации ГЗК — 110 чел.;
внедрена на всей территории Российской Федерации единая методика ведения государственного земельного кадастра, а в 928 муниципальных образованиях Российской Федерации — с использованием современных автоматизированных технологий, в том числе:
в 406 муниципальных образованиях — на базе программно-технических комплексов конфигурации «Клиент — Сервер»;
в 522 муниципальных образованиях — на базе ПТК минимальной конфигурации (автономная ПЭВМ);
разработаны технические решения по обеспечению информационной безопасности АС ГЗК. Сформированы и введены в действие две защищенные конфигурации программно-технических комплексов ведения государственного земельного кадастра на уровне субъекта Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург).
В целях обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. «О государственной кадастровой оценке земель» проведена государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъектов Российской Федерации. Разработаны, согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждены в установленном порядке методики государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и земель поселений. Кроме того, в Ярославской области проведена государственная кадастровая оценка земель всех поселений (8 городов, 12 поселков городского типа, 6027 сельских).