Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:02, реферат
Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами — установление его функций. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением управленческой деятельности в области использования земельных ресурсов. Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами.
На более чем 800 объектах АС ГЗК созданы цифровые карты кадастрового зонирования территорий, актуализированы базы данных земельно-кадастровой информации, разработано программное обеспечение, позволяющее провести конвертацию ранее созданных электронных баз данных, созданы справочники «Адресная система». В Московской и Пермской областях, а также в Республике Карелия реализован ряд пилотных проектов по интеграции системы АС ГЗК с системами государственной регистрации прав и налоговЬыми органами и др.
Расходы, предусмотренные на весь период реализации программы, фактически были профинансированы по статье «Прочие нужды».
Объем работ, выполненных в рамках программы по заказам Росземкадастра за счет средств федерального бюджета путем закупок у единственного источника, составил 638,2 млн р. При этом средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения из федерального бюджета не выделялись. Реализация выполненных программных мероприятий способствовала развертыванию кадастрового учета земельных участков, определению их правового статуса, а также началу регистрации прав на земельные участки как единых объектов недвижимого имущества и сделок с ними с целью защиты прав собственности граждан и юридических лиц на землю.
Данные государственного земельного кадастра стали активно использовать при совершении сделок с земельными участками, что способствует становлению рынка земли и другой недвижимости. На базе земельного кадастра землеустроительные органы на местах ведут регулярный учет плательщиков земельного налога и арендной платы и представляют эти данные в налоговые инспекции. Во всех субъектах Российской Федерации началась проверка полноты учета плательщиков земельного налога и арендной платы, своевременности их исчисления в бюджеты.
Достигнута одна из важнейших целей программы — создана законодательная и нормативная правовая база ГЗК и развернута информационно-техническая и организационная инфраструктура системы. В то же время недостаточное финансирование программы на начальных этапах ее реализации в 1996—1998 гг. привело к несоответствию уровня информационного обеспечения органов ведения ГЗК (данных инвентаризации земель, картографирования и межевания земель) программно-техническому оснащению. Часто эффективное использование развернутых ПТК сдерживается отсутствием материалов кадастрового деления территории, инвентаризации, цифровых кадастровых карт и семантических сведений об объектах кадастрового учета.
После принятия в январе 2000 г. Федерального закона «О государственном земельном кадастре» начался новый этап создания системы земельного кадастра в России. В развитие основных положений, заложенных в законе, были подготовлены постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» и от 2 декабря 2000 г. «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра».
Вместе с тем назрела необходимость коренным образом изменить порядок государственного учета земли и недвижимости, перейти к принятому во всех странах с рыночной экономикой единому учету объекта недвижимости — земельных участков с уже существующими или вновь возводимыми на них объектами. Именно этим было обусловлено принятие решения об эволюционном переходе к созданию кадастра недвижимости путем поэтапного развертывания системы государственного учета единых объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра.
Для выполнения поставленных задач на Федеральную службу земельного кадастра России постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. были возложены функции не только по ведению государственного земельного кадастра, но и по государственному учету объектов недвижимости. Реализация этих функций невозможна без разработки соответствующей законодательной и нормативной базы; создания организационных структур, способных осуществлять эти работы; налаживания тесного взаимодействия по обмену информацией с органами и организациями, осуществляющими ведение кадастров и реестров объектов недвижимости. Объективная оценка ситуации позволяет сделать вывод о том, что создание в Российской Федерации такой системы может быть только в рамках принятия специальной программы, предусматривающей интеграцию существующих государственных и ведомственных информационных баз данных о различных объектах недвижимости в единую базу данных, основанную на информации о земле как всеобщей составляющей любого объекта недвижимости. Исходя из этого, 25 октября 2001 г. Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002—2007 годы». Цель программы — создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра и учета объектов недвижимости, обеспечивающей эффективное управление землей и иной недвижимостью в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан; государственное регулирование ее гражданского оборота; цивилизованное развитие рынка земли и иной недвижимости, ликвидация ведомственной разобщенности государственного учета отдельных видов недвижимости; формирование информации о земельных участках и связанных с ними объектах как единого государственного информационного ресурса. Основные задачи программы следующие:
разработка и совершенствование нормативной правовой базы
создания единых объектов недвижимости на основе прав на земельные участки;
четкое разграничение земель между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
проведение институциональных преобразований и создание организационных структур, обеспечивающих ведение государственного кадастра недвижимости на основе межведомственного взаимодействия;
информационное обеспечение регулирования земельно-имущественных отношений;
создание на территории Российской Федерации системы государственного учета единых объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра;
создание автоматизированных баз данных и актуализация в них сведений об объектах кадастрового учета;
создание и внедрение современных информационных технологий ведения государственного кадастра недвижимости;
подготовка и переподготовка кадров.
В результате осуществления программных мероприятий в системе государственного управления будет сформировано правовое, информационное и технологическое обеспечение процессов формирования, трансформации и движения недвижимости, позволяющее достичь намеченных Правительством Российской Федерации целей в области социального развития и модернизации экономики.
К 2002 г. были реализованы следующие мероприятия программы. Введены в эксплуатацию мощности и объекты:
развернуто и введено в эксплуатацию в 88 субъектах Российской Федерации 935 программно-технических комплексов (ПТК) различной конфигурации для целей ведения государственного кадастрового учета в федеральных государственных учреждениях «Земельная кадастровая палата» (ФГУ ЗКП) и их филиалах;
дооснащены и модернизированы ранее установленные ПТК для ведения государственного кадастрового учета, техническое оснащение служб госконтроля за использованием и охраной земель (Республика Башкортостан, Костромская, Ленинградская и Свердловская области) за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
проведена техническая модернизация программно-технического комплекса ведения государственного земельного кадастра по Москве за счет средств местного бюджета;
развернуто оборудование кадастровых информационно-аналитических центров в Сибирском (г. Новосибирск) и Дальневосточном (г. Хабаровск) федеральных округах в составе двух программно-технических комплексов, развернуто и введено в действие оборудование программно-технического комплекса государственного кадастрового учета на федеральном уровне;
выполнены запланированные на 2003 г. строительно-монтажные работы для технического перевооружения кадастрового информационно-аналитического центра федерального уровня.
Освоены принципиально новые технологические процессы государственного кадастрового учета и ведения Единого государственного реестра земель в автоматизированном режиме, полностью адаптированные к современным нормам гражданского, земельного и налогового законодательства Российской Федерации.
Наряду с инвестиционными проектами из федерального бюджета использовались внебюджетные источники, за счет которых в 2002 г. были осуществлены следующие мероприятия: реализован российско-германский проект «Гермес» — развернуто 82 ПТК в ФГУ ЗКП на уровне субъектов Российской Федерации и 7 ПТК в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству для создания технической базы кадастровых информационно-аналитических центров (КИАЦ) федеральных округов Российской Федерации; закуплены и поставлены в 2002 г. в субъекты Российской Федерации 51 ПТК для целей ведения государственного кадастрового учета земель согласно проекту Мирового банка «ЛАРИС». Проведены работы по развертыванию и вводу в действие автоматизированных баз данных и вводу информации по результатам инвентаризации, межевания и оценки земель, информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества.
Для проведения инвентаризации земель и последующего кадастрового учета земельных участков осуществлено кадастровое деление территории Российской Федерации на 823 338 кадастровых кварталов. Общее число земельных участков, документированные (имеющие юридическую силу) сведения о которых в настоящее время содержатся в документах государственного земельного кадастра, составляет 31 млн. Из них для внесения в автоматизированные базы данных Единого государственного реестра земель переданы сведения о 13,3 млн участков (или 43 % общего числа). Проверены и загружены в функционирующие базы данных АС ГЗК и УН сведения о 6,3 млн участков (или 19,4 % общего числа). Дальнейшую инвентаризацию земель государственной собственности осуществляют в рамках программы в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 г.
при формировании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований. Работы по разграничению сопровождаются учетом земельных участков в государственном земельном кадастре с последующей регистрацией прав на них в Едином государственном реестре прав.
С целью отражения в ГЗК сведений
о государственной границе выполнены
работы по демаркации участков государственной
границы общей протяженностью 9596,3 км,
а также делимитации участков государственной
границы Российской Федерации с Украиной,
Литвой и Грузией протяженностью 2249 км.
Установлены границы пяти закрытых
административно-
Продолжены работы по развертыванию и вводу в действие автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости:
введена в эксплуатацию в 2002 г. на 325 объектах кадастрового учета автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра. Таким образом, в 2216 органах кадастрового учета (96,4 % общего числа) завершены работы по внедрению автоматизированной технологии ведения государственного земельного кадастра;
проведены работы по сопровождению АС ГЗК в режиме обеспечения «горячей линии», научно-консультационной поддержки, управления конфигурацией программных средств ПТГ органов государственного кадастрового учета на всей территории Российской Федерации.
Проведенная оценка эффективности реализации программы в 2002 г. позволяет сделать следующие выводы. Практически на всей территории Российской Федерации на уровне муниципальных образований (в 96 % органов кадастрового учета) развернута и функционирует автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, содержащая в своих автоматизированных базах данных сведения о земельных участках и их правовом положении. Это позволяет гражданам и юридическим лицам реализовать свое конституционное право иметь в собственности земельные участки и связанные с ними объекты недвижимого имущества, совершать гражданско-правовые сделки, содействуя тем самым созданию в стране цивилизованного рынка земли и недвижимости.
Внедрение разработанных отечественных технологий позволило унифицировать и автоматизировать процессы государственного
кадастрового учета и вести их в соответствии с единой методикой на всей территории Российской Федерации. Функционирование системы АС ГЗК и УН позволяет осуществить в ней отражение экономических сведений об объектах недвижимости, сформировать данные о налогооблагаемой базе, определить плательщиков земельного налога и арендной платы и обеспечить предоставление этих данных в налоговые инспекции.
С начала поэтапного ввода (1999 г.) в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра число сделок возросло на 18,37 %, так как заметно увеличилась пропускная способность органов кадастрового учета.
Только в 2002 г. поставлено на государственный кадастровый учет 940 тыс. новых земельных участков. В результате реформирования системы платежей за землю и недвижимое имущество на основе рыночных принципов их установления повысилась заинтересованность государства и граждан в эффективном использовании этих важнейших составляющих национального богатства страны, обеспечивающих стабильные источники доходов бюджетов всех уровней.
В ходе проведения инвентаризации земель поселений получен вывод о целесообразности сплошной инвентаризации земель этой категории, что дает существенную финансовую отдачу. Результаты выполненных работ на пилотных объектах показывают, что 1 р. вложений в инвентаризацию дает от 2 до 20 р. отдачи. Этого достигают прежде всего за счет выявления лиц, использующих землю и не платящих земельный налог или арендную плату.