Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 13:49, курс лекций
Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав субъекта со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его восстановления. Отличительным признаком земельного спора (как и всех споров о праве вообще) является наличие объективно выраженных противоречивых позиций сторон по предмету спора.
Введение
Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав субъекта со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его восстановления. Отличительным признаком земельного спора (как и всех споров о праве вообще) является наличие объективно выраженных противоречивых позиций сторон по предмету спора. Представляется, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Две стороны в споре, как правило, не могут обладать равными по объему правами на один земельный участок, так как в соответствии с законодательством этот участок предоставляется конкретному землевладельцу (землепользователю) в строго определенных целях.
Законодательство не дает ответа на вопрос, что такое земельный спор. Нет четкого определения этого понятия и в правовой литературе. Естественно, что определение земельного спора представляет существенный интерес, как в теоретическом, так и в практической отношении.
На мой взгляд, следует различать материально-правовое содержание спора и его процессуальную форму. Под материально-правовым содержанием земельного спора следует понимать те земельные правоотношения, по поводу которых возникает спор, то есть сущность самого спора. Процессуальная форма споров - это основание возбуждения споров и порядок их разрешения.
Там, где кончаются гражданские и административные споры и начинаются земельные.
На практике земельные споры нередко тесно пресекаются с имущественными, то есть гражданскими спорами. Это объясняется тем, что в методе регулирования земельных отношений пересекаются гражданско-правовые и земельно-правовые элементы. Поэтому необходимо отграничивать земельные споры именно от гражданских, а также от административных споров.
В основе разрешения земельных споров с гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.
В юридической литературе отмечалось, что одним из отличий земельного права от гражданского является метод защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются в судебном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Однако с этим мнением согласиться нельзя, так как методы защиты земельных и гражданских прав может совпадать. Например, права землепользователей являющихся сособственниками строений, находящихся на городских землях, защищаются в судебном порядке, а имущественные (гражданские) права могут защищаться в административном порядке.
Поэтому отличительным признаком при отграничении земельных споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных отношений.
В некоторых случаях происходит совмещение гражданского и земельного споров в одном. В этом споре гражданин, у которого изымается земельный участок, является субъектом двух правоотношений. С одной стороны, он - субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на земле, предоставленной ему в пользование, , с другой стороны он выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных насаждений, находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных случаях возникают как споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями этого изъятия, то есть споры об оценке сносимых строений и сооружений, споры, связанные с предоставлением новой площади, споры по поводу отказа соответствующих органов от возмещения ущерба.
При исследовании вопроса об отграничении земельных споров от административных прежде всего необходимо определить, какой признак должен быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.
Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских споров от земельных споров лежит объект спора, ибо методы защиты гражданских и земельных прав в некоторых случаях могут совпадать. Это положение в еще большей мере применимо при разграничении административных и земельных споров. Одной из отличительных черт административных отношений является то, что споры, которые возникают между их сторонами, как правило, разрешаются в административном порядке, то есть в порядке непосредственного распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса земельных споров также подлежит разрешению государственными органами. Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае отличительным признаком.
Таким образом, земельные споры составляют совершенно самостоятельную категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и административно-правовых споров
Наличие специальной категории земельный споров предполагает специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в области гражданского и административного права. Так как же разрешаются земельные споры?
Как же разрешается земельный спор?
Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров. Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров.
Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя, с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.
земельные споры рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями, организуемыми при органах местных администраций
Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При этом оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах смежных земельных участков может иметь место неправильное представление землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка. Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.
Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по подведомственности.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором письменных документов, а высылают на места своих работников для установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются спорящими сторонами и землеустроителем.
Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления, предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и заявлений.
Личное участие необходимо для недопущения вынесения решения уполномоченными органами без учета требований и притязаний всех лиц, участвующих в споре. Особенно важно это обстоятельство, при разрешении споров, касающихся прохода и проезда через спорный участок.
Не менее важным является также участие сторон в рассмотрении споров, связанных с отводом и изъятием земли.
Существенное значение имеют также нормы, определяющих правовое положение участков земельного спора в стадии его разрешения. Эта стадия занимает центральное место во всей процедуре разрешения земельного спора, где особую роль приобретает обеспечение гарантий прав участников земельного спора (как законодательное закрепление этих гарантий, так и фактическое их осуществление).
В стадии рассмотрения земельного спора активно участвуют и стороны этого спора - землепользователи, собственники, а также другие лица, имеющие определенный интерес к спорному земельному участку. Законодательство гарантирует сторонам в земельном споре определенные процессуальные права. Стороны, участвующие в земельном споре, вправе непосредственно участвовать в заседании администрации при рассмотрении спора; представлять необходимые документы и другие доказательства; заявлять ходатайства; давать устные и письменные объяснения; возражать против ходатайств, доводов и соображений другой стороны.
Большая группа процессуальных прав связана с доказательством своей точки зрения относительно правомерности решения, вынесенного по спору. Другими словами, здесь имеется в виду право стороны, участвующей в споре, на обжалование решений по спору в вышестоящий государственный орган.
Решение вышестоящего органа, вынесенное по жалобе на решение нижестоящего, является окончательным.
Решение по земельному спору должно быть вынесено компетентным органом, то есть спор должен разрешаться тем государственным органом, к ведению которого отнесен вопрос.
Решение должно быть тщательно обосновано с точки зрения фактических обстоятельств и должно отражать объективную истину. Оно должно полностью соответствовать всем документам и доказательствам, имеющимся в деле.
В случае злостного уклонения должностных лиц от исполнения решений по спорам следует ставить вопрос перед соответствующими министерствами и ведомствами, а также перед руководителями предприятий, организаций и учреждений о привлечении в установленном порядке к ответственности этих лиц, как виновных в нарушении земельного законодательства.
Как уже отмечалось ранее, существуют определенные ситуации при которых определенная часть земельных споров подлежит разрешению не в административном, а в судебном порядке.
наиболее распространенные споры разрешаемые в судебном порядке, это в частности:
а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка;[1]
б) жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственный актов, удостоверяющих право собственности на землю,
г) жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд.[2]
д) жалобы собственников земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;
Судебное разбирательство происходит в открытом судебном заседании с вызовом сторон. В случае необходимости суды выезжают на место нахождения спорного земельного участка и решают вопрос о пользовании или владении им на месте.
Определение порядка пользования земельным придомовым участком оформляется соответствующим решением суда, в котором четко определены границы и размеры участков, закрепленных за спорящими сторонами.
При рассмотрении споров о порядке пользования земельным участком суды одновременно решают вопрос об имущественных последствиях, вызванных установлением определенного порядка землепользования. Например, если на части придомового участка, предоставленного в пользование, одной из сторон, находятся плодово-ягодные насаждения, посаженные другой стороной, то первая должна возместить последней их стоимость.
Решение суда о порядке пользования общим земельным участком может быть обжаловано в общеустановленном порядке в вышестоящий суд.
Решение суда по земельному спору приводится в исполнение судебным исполнителем.
Академия МВД Республики Беларусь
кафедра экономико-правовых дисциплин
ДОКЛАД
по теме: Разрешение земельных споров
Выполнил:
курсант 3-го курса
факультета милиции
Баранов В.А.