Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:42, реферат
Для надлежащего понимания описываемых институтов земельного права необходимо объяснить понятие источников права вообще и земельного в частности, показать возможность их разнообразия и видов в различных странах и в России – для того, чтобы более осмысленно осуществлять земельно-правовые реформы, полноценнее пользоваться своими правами, осознавать свое место в реализации правовых установлений.
Введение
Понятие источников земельного права и их общая характеристика
Конституционные основы регулирования земельных отношений
Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы
Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты
Значение общих принципов, договоров и обычаев
Заключение
Список использованной литературы
Вместе с тем Конституция возлагает обязанность на граждан и организации, прежде всего тех, чья деятельность так или иначе связана с природопользованием, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Важным источником земельного
права являются конституции республик
в составе РФ, которые принимаются на основе
Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик
учитываются национальные и местные особенности
народного хозяйства и культуры каждой
республики, а вместе с тем и задачи земельного
законодательства, рационального использования
и охраны природных ресурсов.
Земельный кодекс Российской Федерации
и другие федеральные законы.
Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие , как Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы, Федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995г.), об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), о безопасном общении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2000 г.) и т.д.
Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне3. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Земельный кодекс РФ состоит из 18 глав – 103 статей.
Глава I. Общие положения (ст. 1-11); Глава II. Охрана земель (ст. 12-00000014); Глава III. Собственность на землю (ст. 15-19); Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 20-24); Глава V. Возникновение прав на землю (ст. 25-39); Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст. 40-43); Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56); Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 57-58); Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (ст. 59-64); Глава X. Плата за землю и оценка земли (ст. 65-66); Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст. 67-70); Глава XII. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) (ст. 71-73); Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст. 74-76); Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (ст. 77-82); Глава XV. Земли поселений (ст. 83-86); Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-93); Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ст. 94-100); Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса (ст. 101-103).
Таким образом, Земельный кодекс РФ охватывает широкий круг вопросов регулирования отношений по использованию и охране земельных ресурсов, защите прав на землю, предупреждению земельных правонарушений, государственному кадастру, землеустройству, мониторингу, контролю в области использования и охраны земель (почв), ответственности за земельные правонарушения и т.д.
Нормативные указы главы государства
и иные подзаконные акты.
В условиях России основным источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них прежде всего входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам-источникам земельного права относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).
Главными подзаконными актами являются указы Президента РФ: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; главным среди подзаконных актов источником права они считаются потому, что согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами
Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы: «О мониторинге земель в Российской Федерации»; «О порядке ведения государственного земельного кадастра»; «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»; «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»; «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений»; «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»; «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»; «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»; «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации»; «О порядке определения нормативной цены земли»; «О государственной кадастровой оценке земель»; «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Значение общих принципов, договоров и обычаев.
К источникам земельного права начинают относиться общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками права является для России делом сравнительно новым и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело того значения, которое им придает в праве и которое они имеют в ряде других стран. Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «…суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями
Заключение
Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
Каждый источник земельного права – это элемент в системе земельного законодательства, которое в свою очередь является звеном в общей системе права государства.
Так же нужно помнить, что земельное законодательство должно постоянно развиваться. Развитие системы законодательства – обязательное требование нормального функционирования правовой системы, поскольку условия существования общества непрерывно изменяются, вызывая изменения в системе общественных отношений. Например, за последнее время резко ухудшилась экологическая обстановка на планете, что потребовало радикально изменить правовое регулирование земельных отношений в сторону усиления охраны земли.
Список использованной литературы
Земельное право Российской Федерации:
Законодательство. Ведомственные нормативные
акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н.
Осокина. М., 2012.
Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова. М., 2012.
Ерофеев Б.В.Земельное право России: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.