Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:55, контрольная работа
Под источниками права понимается исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы (способы) выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобязательного значения. В качестве источников права юридическая практика признает: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный (административный) прецедент, международный правовой договор. Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения.
Источники земельного права Российской Федерации 1990-2010 г.г…………..3
Правовой режим земельных долей на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения………………………………………….……..9
Сравнительную таблицу основных этапов земельной реформы………………12
Список используемой литературы………………………………………………..17
Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.
На развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ.
Правовой режим земельных долей на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 77 землями
сельскохозяйственного
Что такое земельная доля (пай) и откуда она образовалась, обратимся к истории. В СССР до 1991 года существовали колхозы (кооперативная собственность граждан). В 20-е годы прошлого столетия, крестьяне, вступая в колхоз, приносили и сдавали в общую собственность, кто корову, кто семена, кто орудия труда, земля становилась общей, колхозной.
После распада СССР, распались колхозы. Люди, выходившие из состава колхоза, наделялись виртуальной землей, долей в общей совместной собственности на землю, на основании Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением правительства РФ от 04. 09.1992 г. № 708.17
Ни один владелец земельной доли не знал где конкретно его участок, и какова площадь этого участка. Законом не было установлено на тот момент право распоряжения своей земельной долей, можно было, получать и передавать по наследству. Сделано это было в целях сохранения целостности сельскохозяйственных земель.
Повсеместно стали организовываться новые АОЗТ, ЗАО, ООО и другие коммерческие сельскохозяйственные предприятия. Появилось понятие «Уставной капитал», «Юридическое лицо». Во многих АОЗТ бывшие колхозники решением трудового коллектива вносили свои земельные доли в «Уставной капитал». По закону люди, отдавшие свои доли в общую собственность, должны были получать дивиденды с прибыли, от использования этой земли.
В 1992-1994 годах люди получали Свидетельство на право собственности на землю, которое нельзя продать, обменять, выделить землю в натуру, можно было завещать или сдать в АОЗТ.
В 1995 году Порядок распоряжения земельными долями был урегулирован специальным актом, Постановления Правительства РФ от 01.02.1995 г.№96.18 В нем было определено, что земельными долями имеет право распоряжаться общее собрание дольщиков.
Коренные изменения в использовании и выделении земельных долей начались после принятия нового Земельного кодекса в 2001 году. А затем на его основании – Федерального закона №101 от 24.07. 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»19.
Согласно ст. 15 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Участник долевой собственности может распоряжаться земельной долей как без выделения земельного участка, так и с выделением земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Без выделения такого участка в счет земельной доли, этот участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставной капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, который находится в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление. Также ее можно продать или подарить другому участнику в долевой собственности.
В случае если участник долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину фермерского хозяйства, использующим земельный участок, находившийся в общей долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Участник долевой собственности на земельный участок, решивший выделить земельный участок в счет своей земельной доли вправе распоряжаться им для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или фермерского хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст. 4 данного Закона, в которой идет речь о предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли) подлежат, выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки худшего качества с их оценкой кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Решение о порядке
владения и пользования земельным
участком, находящегося в долевой
собственности, принимается общим
собранием участников долевой собственности.
Участники долевой собственност
Рассмотрим также в виде таблицы основные этапы земельной реформы с 1990 по 2010 г.г. проводимые в России.
№ п\п |
Основные этапы |
Нормативные акты |
Задачи |
Последствия |
1 |
осенью 1990 г. |
Постановление Верховного Совета СССР от 19.10.1990 N 1733-1 «Об основных направлениях стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» |
Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике |
В результате были приняты два законодательных акта: Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. №374-1 |
2 |
осенью 1990 г. |
Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» |
Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности фермерских хозяйств и их ассоциаций. |
Было установлено: 1) член колхоза (работник совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия. 2) Закон определил права собственников земельных долей. 3) Была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства .4) Юридическим лицам право частной собственности на землю предоставлено не было.5) Введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет). |
3 |
осенью 1990 г. |
Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990г. № 374-1 |
Целью Закона является
перераспределение земли в |
Монополия на государственную землю отменяется. Вводятся две основные формы собственности на землю - государственная и частная. Осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю. |
4 |
15 декабря 1990 г. |
Закон РСФСР от 15.12.1990 N 423-1Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР |
Внесено понятие собственности граждан |
Предоставление земельных участков в собственность только для производства сельскохозяйственной продукции. Продажа или иное отчуждение участков, кроме передачи по наследству, допускалась исключительно государству в лице Советов народных депутатов. В течение 10 лет с момента приобретения прав собственности на земельный участок его купля - продажа не допускалась.. |
5 |
25 апреля 1991 г |
Принят Земельный Кодекс РСФСР №1103-1 |
Задачами ЗК РСФСР было: 1)регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, 2)создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, 3)сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. |
Устанавливается что:1) собственность на землю государственная ; граждан и их коллективов (совместная и долевая) 2) пользование участками: бессрочное (постоянного) и временного ; аренда; пожизненное наследуемое владение.3) Иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются.Определен порядок:1) изъятия, передачи, предоставления земельных участков в собственность и в аренду 2) разрешения земельных споров, 3)определена ответственность за нарушение земельного законодательства. Важное место отведено в сфере: охраны земель, контролю за их использованием. Установлен приоритет международных договоров РСФСР и СССР в сфере земельного законодательства. |
6 |
27 декабря 1991 г. |
Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы" |
Целью дальнейшего
совершенствования земельных |
Указ установил продажу колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:1) при выходе на пенсию (по старости или инвалидности) ;2) при переселении в другую местность; 3) при передаче в собственность по наследованию,4) при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность. Люди получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. |
7 |
29 декабря 1991 г |
Постановление Правительства Российской Федерации "О реорганизации колхозов и совхозов" |
В котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др. ). |
Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась. |
8 |
11 октября 1991 г. |
Закон "О плате за землю" |
Закон определяет формы платы за землю, вводимой в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. |
Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. |
9 |
29 мая 1992 г. |
Закон "О залоге земли" |
Определены понятие, основания залога, возникновения (в силу договора или закона) и прекращения залога. |
Подробно рассмотрены вопросы по залогу с оставлением имущества у залогодателя Отдельные нормы посвящены гарантиям прав сторон при залоге. Призвано необходимым принять закон об ипотеке. Приняли ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», заменивший принятый в 1992 г. Закон «О залоге».В главе XI Закона определяет особенности порядка ипотеки земельных участков, хотя за пределами этих особенностей все иные требования Закона в равной степени распространяются на земли. |
10 |
27 октября 1993 г |
Указ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" |
Целью было: совершенствование
правового регулирования |
Было установлено, что земля – имущество, недвижимость, все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства |
111 |
12 декабря 1993 года |
Конституция РФ |
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. |
Ст. 9,36, 42, 58, 72 посвящены вопросам использования земли и их охране, а в ст. 8 признается право на частной, государственной муниципальной и иные формы собственности. |
12 |
21 июля 1994 г. |
Указ "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" |
Целью приватизации государственных и муниципальных предприятий является формирование широкого слоя частных собственников, привлечение в производство инвестиций (также иностранных) защите прав частных собственников (акционеров) |
Устанавливается порядок: преобразования предприятий в акционерные общества; способы приватизации и предоставляемые льготы; предприятия приватизируются путем безвозмездной передачи или продажи акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, работникам этих предприятий и приравненных к ним лицам, продажи предприятий, не являющихся акционерными обществами, путем выкупа арендованного имущества. |
13 |
7 марта 1996 г |
Указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" |
Целью было обеспечение защиты конституционных прав граждан на землю. |
Указ расширяет
земельную реформу, им предусмотрены
важные меры по закреплению прав граждан
на земельные участки и доли и
на свободное распоряжение ими в
самых различных формах для развития
сельскохозяйственного |
14 |
21 июня 1997 г |
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» |
В ФЗ содержаться основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права частной собственности на землю, а также вопросы организации государственного управления в данной области |
Закон вносит
изменения в порядок |
15 |
19 июля 1997 г. |
ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» |
Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами |
ФЗ устанавливает механизм реализации требования земельного законодательства об обязанности землепользователей эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки. |
16 |
25 октября 2001 г. |
Земельный кодекс РФ |
Земельный кодекс провозгласил ряд основополагающих принципов, которые должны лечь в основу всех принимаемых в России актов земельного законодательства. |
Земельный кодекс определяет порядок:1) предоставления и изъятия земельных участков; 2)использование земель гражданами для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. В нем содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения. |
17 |
24.07. 2002 г |
ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного |
ФЗ регулирует: 1) отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель с\х назначения; 2) устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков и долей в праве общей собственности; 3)определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также их изъятия |
Введены:1) нормы, направленные
на предупреждение образования
при сделках земельных |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция РФ с изменениями от 30.12.2008 г.
2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г.
3.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г.
4.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г.
6. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2001
7. . Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 1999
8 Анисимов А.П. Земельное право России:учебник/ А.П. Анисимов [и др.] под ред. докт. Юрид. Наук А.П. Анисимова – М:Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.- 403- 9 Основы наук).
9. Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Под ред. Палладиной М. И., Жаворонковой Н. Г., Аграрное право. Учебник, - М.: Проспект, 2011. - 432 с.
10.Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Под ред. Палладиной М. И., Жаворонковой Н. Г., Аграрное право. Учебник, - М.: Проспект, 2011. - 432 с.
11. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный комментарий+постатейное приложение материалов) /С.А. Боголюбов, О. А. Золотова.- Москва: Проспект,2012.-832 с.
12.СПС «ГАРАНТ» по состоянию на 2013 год
13. СПС «Консультант плюс» по состоянию 2013 год.
14.Правовая консультационная служба «Закон прост!»
15.Информационно правовой портал «BestPravo»
16. Справочник preiskurant
1 Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с.
2 http://www.preiskurant.ru/
3 Закон РФ от 23 декабря 1992 г. “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 1. Ст. 26.
4
http://base.garant.ru/
5
http://ivo.garant.ru/SESSION/
6
http://ivo.garant.ru/SESSION/
7
http://ivo.garant.ru/SESSION/
8 Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2001
9 http://base.consultant.ru/
10 http://www.bestpravo.ru/
11 http://zakonrf.net/o_
12
http://base.garant.ru/
13
http://www.zakonprost.ru/
14
http://base.garant.ru/
15
http://base.consultant.ru/
16 Земельный кодекс РФ-Москва:Проспект, З-51 КноРус, 2013
17
http://base.consultant.ru/
18
http://base.consultant.ru/
19
http://base.consultant.ru/