Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:08, контрольная работа
Дайте характеристику различных способов принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Приведите содержание статей конституций Франции и Болгарии , регулирующих эти процессы. Что такое «юридическая» и «фактическая» конституции.
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Дайте характеристику различных способов принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Приведите содержание статей конституций Франции и Болгарии , регулирующих эти процессы. Что такое «юридическая» и «фактическая» конституции.
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, Конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Виды конституций по субъектам принятия:
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Виды конституций по порядку принятия и изменения:
Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.
Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
Подытоживая перечисленное добавлю, что существует разделение конституций на юридическую и фактическую. Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции. Фактическая же конституция это действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
Различают десять способов принятия конституций:
1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или двухпалатным), после процедуры принятия конституции его распускают, оставляя право парламенту, который избирается на основе новой конституции. Но бывают случаи, когда старый парламент продолжает свою деятельность в качестве простого парламента. Учредительное собрание может избираться на корпоративной основе из представителей различных групп населения, может формироваться, а также члены учредительного собрания могут назначаться военными властями, представители которых могут выполнять консультативные функции.
2. Конституция может приниматься парламентом государства.
3. Конституция может приниматься надпарламентскими органами, составной частью которых были простые представители народа (например, Великим народным хуралом в Монголии).
4. Конституция может приниматься на основе референдума, т. е. общегосударственного голосования избирателей.
5. Конституция может быть принята военными властями, которые осуществляют на данное время управление государством.
6. Конституция может быть принята высшими партийными органами, съездами и исполнительными комитетами партий.
7. Конституция может быть принята на общенациональных конференциях представителей различных политических сил, населения.
8. Конституция может приниматься в качестве договора в особых кризисных ситуациях.
9. Возможно «дарование» конституций в качестве подарка от «хорошего» монарха своему «верному народу».
10. Принятие конституции в новой редакции.
Все поправки в текст конституции вносятся на основании решения парламента, на основании итогов референдума, при принятии таких решений необходимо соблюдать специальные требования:
Конституционные поправки не могут подлежать вето главы государства и должны быть опубликованы в СМИ. В случае военных переворотов часто применяется чрезвычайный порядок принятия или отмены конституции: могут приостанавливаться некоторые статьи и главы, весь текст.
Рассмотрим некоторые из способов принятия и изменения конституций на примере конституций Франции, а затем и Болгарии.
Раздел XVI Конституции
Франции говорит нам о порядке ее пересмотра.
В частности ст. 89 гласит о том, что инициатива
пересмотра Конституции принадлежит Президенту
Республики, действующему по предложению
Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект или предложение о пересмотре Конституции
должны быть рассмотрены с соблюдением
сроков, установленных в абзаце третьем
ст. 42 Конституции Франции: обсуждение
на пленарном заседании в первом чтении
законопроектов или законодательных предложений
может проводиться в первой палате, в которую
они были внесены, только по истечении
шестинедельного срока с момента внесения.
В следующей палате оно может проводиться
только по истечении четырехнедельного
срока с момента передачи и приняты в идентичной
редакции обеими палатами. Пересмотр является
окончательным после одобрения его референдумом.
Однако, вышеупомянутый абзац ст. 42
не применяется, если в соответствии с
условиями статьи 45 была начата ускоренная
процедура. Он также не применяется к финансовым
законопроектам, к законопроектам о финансировании
социального обеспечения и к проектам,
относящимся к кризисным ситуациям.
Однако проект пересмотра Конституции
не выносится на референдум, если Президент
Республики решает передать его на рассмотрение
Парламента, созываемого в формате Конгресса;
в этом случае проект пересмотра считается
одобренным, только если за него будет
подано большинство в три пятых поданных
голосов. В качестве бюро Конгресса выступает
бюро Национального собрания.
Никакая процедура пересмотра Конституции
не может быть начата или продолжена при
посягательстве на целостность территории.
Республиканская форма правления не может
быть предметом пересмотра.
Обсуждение на пленарном заседании проектов
о внесении изменений в Конституцию, финансовых
законопроектов и законопроектов о финансировании
социального обеспечения ведется в первом
чтении в первой палате, в которую они
были внесены, по тексту, представленному
Правительством, а в остальных чтениях
– по тексту, переданному другой палатой.
Рассмотрим порядок изменения и дополнения конституции Болгарии. Согласно главы девятой, ст.153 Конституции Болгарии, народное собрание может изменять и дополнять все положения Конституции за исключением тех полномочий, изменение которых отнесено к правомочиям Великого Народного собрания. Полномочия Народного собрания определяются третьей главой Конституции Республики Болгария (ст. 62 по ст. 91). В следующей статье, в п.1 сказано, что право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит одной четвертой народных представителей и президенту. Следующий за ним пункт той же статьи уточняет, что предложение рассматривается Народным собранием не ранее чем через месяц и не позднее чем через три месяца после его внесения.
Далее, постатейно, Конституция Болгарии гласит о том, что народное собрание принимает закон об изменении или дополнении Конституции большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа народных представителей тремя голосованиями в различные дни. Если предложение получит менее трех четвертей, но не менее двух третей голосов от общего числа народных представителей, оно выносится на новое рассмотрение не ранее чем через два и не позднее чем через пять месяцев. При новом рассмотрении предложение считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей от общего числа народных представителей. Закон об изменении или дополнении Конституции подписывается и обнародуется председателем Народного собрания в <<Държавен вестник>> в семидневный срок после его принятия. Великое Народное собрание состоит из 400 народных представителей, избранных в общем порядке. Великое Народное собрание:
1. принимает новую Конституцию;
2. решает вопрос об изменении
территории Республики
3. решает вопросы об изменении
формы государственного
4. решает вопросы об изменении Статья 5, параграфов 2 и 4 и Статья 57, параграфов 1 и 3 Конституции;
5. решает вопросы об изменении и дополнении главы девятой Конституции.
Право
инициативы по этим вопросам имеют
не менее одной второй народных представителей
и президент. Проект новой Конституции
или изменения действующей
В случаях, не терпящих отлагательства, Великое Народное собрание осуществляет также и функции Народного собрания. Правомочия Великого Народного собрания прекращаются после принятия окончательного решения по вопросам, для рассмотрения которых оно избрано. В этом случае президент назначает выборы в порядке, определенном законом. Акты Великого Народного собрания подписываются и обнародуются его председателем в семидневный срок после их принятия.
Вопрос №2
Покажите порядок формирования, структуру и партийный состав правительства в странах с различными формами правления.
Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
В состав правительства входит возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие официальные названия – премьер, министр-председатель, государственный министр. Под руководством премьера работают министры, государственные министры, государственные секретари, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами.
В
составе правительства
В президиум или бюро правительства входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства, а так же межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств.
От премьер-министра зависит подбор кандидатур в состав правительства, остальных министров он назначает и смещает сам, принимает решения от имени правительства.
Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны:
1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.