Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:36, задача

Краткое описание

Для правоотношений по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства до 01.01.2005 г. применяется порядок налогообложения установленный ч. 1-8 ст. 8 Закона РФ «О плате на землю».

Вложенные файлы: 1 файл

задачи по праву.docx

— 80.78 Кб (Скачать файл)
  • случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц использования земли; в т.ч. гражданам, имеющим трех и более детей, установление предельных (максимальных и минимальных) размеров таких земельных участков  (ч.2 ст.28, п.7 ст.1, ч.2 ст.28, ч.2.1 ст.33) – только законы субъектов
  • случаи установления особого правового режима использования земель традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных ародов РФ и этнических общностей (ч.3 ст.7)
  • порядок охраны земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами (ч.7 ст.13)
  • признание земельных участков находящимися в муниципальной собственности (ч.1 ст.19) – только законы субъектов
  • установление публичного сервитута (ч.2 ст.23)
  • порядок и условия информирования органом местного самоуправления землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства (ч.4 ст.31) – только законы субъектов
  • установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ч.1 ст.33) – только законы субъектов
  • максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для тех же целей из земель, находящихся в собственности субъекта (ч.2 ст.33) – только законы субъектов
  • случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п.3 ч.1 ст.49) – только законы
  • порядок проведения землеустройства (ч.7 ст.69)
  • порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение земельного законодательства (ч.2 ст.75)
  • условия предоставления гражданам земельных участков из земель с/х назначения для сенокошения и выпаса скота (ч.4 ст.81) – только законы субъектов
  • утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон (ч.3 ст.86) – только законы субъектов
  • порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения (ч.4 ст.94) – только законы субъектов

 

Ст. 1 ФЗ от 2 января 2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ныне утратившего силу, содержала следующее определение земельного участка:

земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Статья 11.1 ныне действующего ЗК РФ дает определение земельного участка, как части земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. А ст.6 ЗК РФ признает земельный участок объектом земельных отношений.

 

Более того, Определение Верховного суда РФ № 59-Г05-22 от 16 ноября 2005 года установило, что в заявленном прокурором требовании следует отказать. Положения Закона Амурской области от 21 января 2005 года № 422-ОЗ федеральному законодательству не противоречат.

Содержащееся в статьях Закона понятие земельного участка для обслуживания жилого дома предусмотрено для реализации целей данного Закона. Определение указало, что фактически оспариваемые подпункт "ж" ч. 1 ст. 1; пп. "в", "г" ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области устанавливают понятие "земельный участок для обслуживания жилого дома", которое Земельным кодексом РФ и нормами другого федерального законодательства, регулирующими земельные правоотношения, не предусмотрено. Утверждение о том, что понятие "земельный участок для обслуживания жилого дома" не предусмотрено федеральным законодательством, а потому его введение в правовое регулирование законодателем субъекта РФ находится в противоречии с конституционными принципами в силу специального запрета, является результатом неправильного понимания особенностей сферы применения правового регулирования рассматриваемых правоотношений.

Оставлено без внимания то обстоятельство, что, давая понятие земельному участку в ч. 2 ст. 6 ЗК РФ, законодатель определил его, прежде всего, как объект земельных отношений, а потом уже как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В то же время в оспариваемых прокурором нормах Закона Амурской области в статье 1 дается понятие земельного участка не как самостоятельного объекта земельных отношений, а как основание (случай) возможного его бесплатного предоставления в собственность граждан. Именно для реализации целей указанного Закона и было предусмотрено оспариваемое понятие "земельного участка для обслуживания жилого дома".

В силу части 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно может осуществляться в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ошибочным является и утверждение о том, что содержащееся в пп. "ж" ч. 1 ст. 1, пп. "в", "г", ч. 1 ст. 2 оспариваемого Закона области понятие земельного участка, предназначенного для обслуживания жилого дома, не предусмотрено другими федеральными законами. В частности ст. ст. 273, 552, 652 Гражданского кодекса РФ, устанавливая порядок и условия перехода права собственности на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений, используют понятие земельного участка, необходимого для использования этого имущества.

 

Задача 5

Житель г.Краснодара Ларин и проживающая в г.Москве Медикова в июле 1999 г. Заключили договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, находящихся в Краснодарском крае. Однако в регистрации данного договора было отказано на основании ч.1 ст.16 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», устанавливающей запрет на совершение сделок с земельными участками на территории Краснодарского края, если стороной договора является гражданин, не имеющей регистрации на постоянное проживание в Краснодарском крае.

Каким положением федерального законодательства противоречит данная норма закона Краснодарского края?

Правомерен ли отказ в регистрации договора купли-продажи земельного участка в данном случае?

Решите дело.

Ответ:

Данная норма закона Краснодарского края противоречит

  • ч.2 ст.9 (земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности), ст.35 (в частности, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами), ст.36 (в частности, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц) Конституции РФ;
  • ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ – граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность;
  • ч.1 ст.260 Гражданского кодекса РФ – лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2000 г. N 41-О "По жалобе гражданки Медиковой Нины Петровны на нарушение ее конституционных прав положением части первой статьи 16 Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" указало, что:

согласно статье 27 (часть 1) Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из статьи 71 (пункт "в") Конституции РФ следует, что регулирование данного права находится в ведении РФ. Законом РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" введена регистрация граждан РФ, которая в ее конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Вместе с тем право гражданина РФ свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах РФ не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения конституционно значимых целей. Установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина РФ на выбор места жительства является нарушением требований Конституции РФ и федерального закона. Субъекты РФ не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ (в данном случае ее статьями 35 и 36). Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3), 71 (пункт "в") и 76 (части 1 и 5) Конституции РФ с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В силу предписаний статьи 76 (часть 5) Конституции РФ такие акты не могут действовать.

Таким образом, оспариваемое положение Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае", устанавливающее не предусмотренное федеральным законом условие осуществления сделок с земельными участками, а именно наличие регистрации права на постоянное проживание в Краснодарском крае или Республике Адыгея, т.е. вводящее не предусмотренное федеральным законом ограничение конституционного права граждан на выбор места жительства не может применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежит отмене в установленном порядке.

Задача 6

Гражданин Реутов решил прорубить на находящемся у него на праве собственного дачном земельном участке скважину для обеспечения своего хозяйства водой и установить электронасос для подъема воды с глубины 25 м, объясняя это тем, что воды из первоначально выкопанного колодца ввиду его малой глубины (5 м) недостаточно чиста.

Как соотносится земельное законодательство и законодательство о недрах?

Как соотносится законодательство о недрах и водное законодательство применительно к добыче подземных вод?

В чьей собственности находятся недра и подземные водные объекты?

Вправе ли гражданин Реутов произвести такие работы на собственном земельном участке без получения разрешительной документации в органах власти?

Обязан ли гражданин Реутов вносить платежи за добычу подземных вод?

Ответ:

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3 ЗК РФ

земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ. К отношениям по использованию и охране недр применяются соответственно законодательство о недрах, специальные федеральные законы, при этом к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

 

В Преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» указано, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды. Ч.6 ст.8, ч.3 ст.9, ч.2 ст.10 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ устанавливают, что формы собственности на подземные водные объекты, основания и порядок приобретения физическими и юридическими лицами права пользования подземными водными объектами, а также основания и порядок его прекращения определяются законодательством о недрах. В соответствии с ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. Именно поэтому в силу п.3 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ заключение договора для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов не требуется.

 

Ст.1.2 Закона РФ «О недрах» определяет, что недра на границах территории РФ, включая содержащиеся в недрах подземные водные объекты, являются государственной собственностью.

 

В соответствии со ст.1.2 Закона РФ «О недрах» права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

П.3 ст.10.1 Закона РФ «О недрах», устанавливает в качестве основания возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. При этом в силу ст.10 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользования для добычи подземных вод на срок до 25 лет. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст.11 Закона РФ «О недрах»). В соответствии со ст.1.2 Закона РФ «О недрах» добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"