Наркотизация в России как угроза национальной безопасности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 01:56, курсовая работа
Краткое описание
Злоупотребление наркотическими веществами и их незаконный оборот уже давно стали одной из наиболее глобальных проблем и вызывают всеобщую тревогу во всем мире. Нет уголка на планете где бы эти опасные явления не проявили себя с самой негативной стороны. Проблема наркотизации в России уже стала реальной угрозой для национальной безопасности страны.
Содержание
Введение Глава 1. Национальная безопасность: теоретические аспекты. 1.1 Национальная безопасность: понятие, сущность, специфика. 1.2 Система национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Глава 2. Наркотизация как угроза системе национальной безопасности Российской Федерации. 2.1 Наркотизация населения России: история о современность. 2.2 Влияние наркотизации населения на систему национальной безопасности страны: социальный, психолого-педагогический, правовой и медико-биологический аспекты проблемы. Заключение Список использованных источников
1.2 Система национальной
безопасности: угрозы и факторы
риска.
Глава 2. Наркотизация как угроза
системе национальной безопасности Российской
Федерации.
2.1 Наркотизация населения
России: история о современность.
2.2 Влияние наркотизации
населения на систему национальной
безопасности страны: социальный, психолого-педагогический,
правовой и медико-биологический
аспекты проблемы.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Злоупотребление наркотическими
веществами и их незаконный оборот уже
давно стали одной из наиболее глобальных
проблем и вызывают всеобщую тревогу во
всем мире. Нет уголка на планете где бы
эти опасные явления не проявили себя
с самой негативной стороны.
Проблема наркотизации в России
уже стала реальной угрозой для национальной
безопасности страны.
Наркотики среди молодежи сейчас
распространились в размерах, тревожащих
общественность России. Уровень потребления
наркотиков может рассматриваться как
угрожающий генофонду нации, если 5% населения
страны потребляют наркотики. По данным
последних социологических исследований,
в России данное процентное соотношение
выше. Особенно гибельным является злоупотребление
в молодежной среде - поражается и настоящее,
и будущее общества.
За последнее время претерпела
значительные изменения и социально-демографическая
структура наркотизации молодежи. Теперь
все чаще потребителями наркотиков становятся
достаточно социально адаптированные
и благополучные люди.
Наркотизация населения несёт
в себе явную угрозу национальной безопасности
России, и является значительным фактором
риска, угрожающим генофонду нации. А отсутствие
слаженных совместных действий правительств
стран-участниц бывшего СССР, только добавляет
проблем, и способствует повсеместному,
практически бесконтрольному распространению
наркотических веществ по территории
СНГ. Данными проблемами в большей степени
и обусловлена актуальность темы исследования.
Объектом исследования является
наркотизация как специфически опасная
социальная реальность. Предметом - сущность,
содержание, причины и влияние наркотизации
на безопасность общества.
Цель курсовой работы состоит
в рассмотрении с социально-политических,
экономических, правовых и медицинских
позиций глубинных сущностных черт и основного
содержания наркотизации общества, выявлении
источников развития, а также обосновании
приоритетных направлений противодействия
наркотизации в целях обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
Для достижения поставленной
цели необходимо решение следующих взаимосвязанных
задач:
- определение понятия
«национальная безопасность» и
его специфики;
- анализ компонентов национальной
безопасности.
- уточнение сущности наркотизации
современного общества;
- содержательный анализ
наркотизации общества как социального
явления современности, определение
причин данного феномена;
- обоснование приоритетных
направлений противодействия наркотизации
современного российского общества
в целях обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, разбитых на параграфы,
заключения и списка использованной литературы.
В заключении сделаны выводы
по теме исследования.
Глава 1. Национальная
безопасность: теоретические аспекты
Термин «национальная безопасность»
появился в теоретической и практической
политологии после Второй мировой войны,
когда в 1947 г. в США был принят закон «О
национальной безопасности». Но для нашей
страны он практически новый.
В Российской империи понятие,
«безопасность» стало употребляться только
с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфическую
направленность. В основном упор делался
на «охранение общественной опасности»,
как деятельности, направленной на борьбу
с государственными преступлениями. В
«Положении о мерах к охранению государственного
порядка и общественного спокойствия»
от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная
безопасность» как однопорядковый с термином
«общественная безопасность».
Традиции самодержавного правления
по обеспечению институтов государства
сохранились и в послеоктябрьский период
российской истории. В СССР «безопасность»
фактически отождествлялась с государственной
безопасностью. Законодательное закрепление
в июле 1934 г. понятия «государственная
безопасность» можно считать одним из
наиболее ярких признаков огосударствления
общества. В сферу государственной безопасности
были включены также ситуации, возникающие
в духовной жизни общества, связанные
с реализацией права граждан на создание
объединений, организаций, союзов, с проведением
в жизнь конституционного принципа свободы
совести и т.д. В целях безопасности широко
использовались репрессивные и иные принудительные
меры, включая жесткое подавление инакомыслия,
преследование любой критики и проявления
недовольства политическим режимом и
другими условиями жизни общества.
Смена общественного и государственного
строя привела к эволюции как в теоретико-правовых
понятиях, так и в отношениях к самой проблеме
обеспечения безопасности. В 90-х гг. прошлого
века появились многочисленные публикации,
посвященные социально-политической сущности
безопасности личности, общества и государства.
При этом подчеркивалось, что понятие
«безопасность» как сложнейшее социальное
явление объективно имеет конкретно-исторический
характер и тесно связано со всеми формами
и направлениями взаимодействия в системе
«природа - человек - общество».
Первым правовым актом, заложившим
основу теоретической и практической
деятельности в сфере обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации является
утвержденный Указом Президента России
от 5 марта 1992 г. Закон «О безопасности».
Хотя термин «национальная безопасность»
в нем не употребляется, но основные категории
этого понятия присутствуют. Закон 1992
г. вывел понятие безопасности за рамки
государственно-властных структур и закрепил
принципиально новый для нашей страны
концептуальный подход к проблеме безопасности,
что проявилось в прекращении полного
игнорирования интересов личности и общества,
по крайней мере, на нормативном уровне.
Иными словами, гражданское содержание
понятия безопасности расширилось за
счет таких новых для России категорий,
как «безопасность личности» и «безопасность
общества».
Положения Закона Российской
Федерации «О безопасности» являются
методологически-правовой основой теоретической
и практической деятельности в сфере национальной
безопасности. Идеи, заложенные в нем,
делают его одним из самых прогрессивных
в мире, поскольку предусматривают необходимость
системного подхода к рассмотрению всех
проблем национальной безопасности. Эта
системность заключается не только в триаде
«личность, общество, государство», но
и в сочетании внешней и внутренней безопасности,
а также ряде отдельных видов безопасности.
Термин «национальная безопасность»
впервые использован в Федеральном законе
«Об информации, информатизации и защите
информации» 1995 г.
Свое дальнейшее развитие понятие
«национальная безопасность» получило
в «Послании по национальной безопасности
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию» от 13 июня 1996 г. В нем, в частности,
отмечается: «...Безопасность личности,
безопасность семьи, национальная безопасность,
состыкованные с региональной и всеобщей
коллективной безопасностью, - вот путь
развития России в XXI веке. При этом национальная
безопасность понимается как состояние
защищенности национальных интересов
от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее
прогрессивное развитие личности, общества
и государства»[1] .
Анализ данной проблемы предполагает
уточнение и выявление основных понятий,
которые имеют отношение к национальной
безопасности в целом, и к элементам, её
составляющим.
Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года использует
следующие основные понятия[2] :
«национальная безопасность»
- состояние защищённости личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз, которое позволяет обеспечить конституционные
права, свободы, достойные качество и уровень
жизни граждан, суверенитет, территориальную
целостность и устойчивое развитие Российской
Федерации, оборону и безопасность государства;
«система национальной безопасности»
- силы и средства обеспечения национальной
безопасности».
«угроза национальной безопасности»
- прямая или косвенная возможность нанесения
ущерба конституционным правам, свободам,
достойному качеству и уровню жизни граждан,
суверенитету и территориальной целостности,
устойчивому развитию Российской Федерации,
обороне и безопасности государства;
Важнейшим компонентом национальной
безопасности, её материальным фундаментом,
выступает экономическая безопасность.
Экономическая безопасность – это экономическая категория,
характеризующая такое состояние экономики,
при котором обеспечивается устойчивый
экономический рост, оптимальное удовлетворение
общественных потребностей, рациональное
управление, защита экономических интересов
на национальном и международном уровнях.
Важной составляющей национальной
безопасности выступает и политическая
безопасность. Существует множество мнений
по поводу определения политической безопасности.
Например, Серебрянников В.В. под политической
безопасностью понимает: «Политическая безопасность –
это совокупность мер по выявлению, предупреждению
и устранению тех факторов, которые могут
нанести ущерб политическим интересам
страны, народа, общества, граждан, обусловить
политический регресс и даже политическую
гибель государства, а также превратить
власть и политику из созидательно-конструктивной
в разрушительную силу, источник бед и
несчастий для граждан и страны»[3] .
Военная безопасность - это защищенность жизненно
важных интересов личности, общества и
государства в оборонной сфере от внутренних
и внешних угроз.
Социальная безопасность представляет собой состояние
защищенности личности, социальной группы,
общности от угроз нарушения их жизненно
важных интересов, прав, свобод.
Социальная политика и социальная
безопасность - две стороны одной медали.
Чем эффективнее социальная политика
государства, тем выше уровень социальной
безопасности каждого члена общества.
Более того, социальная политика - это
своего рода инструмент обеспечения социальной
безопасности общества как стратегической
цели государства.
Национальная безопасность
- основа безопасности конкретного здорового
общества. Именно здоровое общество, эволюционно
на протяжении всей доисторической и исторической
эпохи последовательно проходя все формы
развития этноса, поднялось в своем развитии
до стадии "народ" и обрело способность
к формированию национального концептуально
независимого суверенного государства.
Обеспечение безопасности является
условием существования и развития личности,
общества и государства, что и позволяет
им сохранять накопленные духовные и материальные
ценности.
Основными объектами национальной
безопасности законом установлены: личность
- ее права и свободы; общество - материальные
и духовные ценности; государство - его
конституционный строй, суверенитет и
территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения
национальной безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области
через органы законодательной, исполнительной
и судебной власти[4] .
1.2 Система национальной
безопасности: угрозы и факторы риска
Национальная безопасность - чрезвычайно сложная многоуровневая
функциональная система, в которой непрерывно
происходят процессы взаимодействия и
противоборства жизненно важных интересов
личности, общества, государства с угрозами
этим интересам, как внутренними, так и
внешними. При этом взаимодействии и противоборстве
интересы и угрозы постоянно испытывают
воздействие со стороны других элементов
системы национальной безопасности: факторов
внутренней и внешней окружающей среды
и действий управляющей системы (схема
1). В качестве целевой функции этой системы
выступает степень защищенности данных
интересов от угроз.
Схема 1. Система национальной
безопасности
При этом следует различать
систему национальной безопасности и
систему обеспечения национальной безопасности.
Первая - функциональная система, отражающая
процессы взаимодействия интересов и
угроз, вторая - организационная система
органов, сил, средств, различных организаций,
призванных решать задачи по обеспечению
национальной безопасности.
В процессе практической деятельности
по реализации интересов объективно возникают
противоречия между индивидами, слоями
общества, классами, государствами в результате
их взаимодействия в ходе общественного
развития.
Противоречия по-разному проявляются
в различных сферах жизнедеятельности
в зависимости от конкретных условий,
в которых осуществляется взаимодействие
тех или иных объектов безопасности. Социальные
угрозы появляются под воздействием антагонистических
противоречий, являющихся результатом
столкновения конфронтационных интересов
объектов безопасности - участников общественных
отношений.
Категория «угроза» имеет не
меньшее значение в теории национальной
безопасности, чем категория «жизненно
важные интересы». Своевременное обнаружение
угроз и реагирование на них со стороны
системы обеспечения национальной безопасности
имеют первостепенную важность в практической
деятельности по защите жизненно важных
интересов личности, общества и государства.
Характер и уровень угроз определяют основные
направления деятельности по их предупреждению
и локализации, формы, способы, средства
и методы решения задач обеспечения национальной
безопасности при рациональном использовании
имеющихся ограниченных ресурсов.