Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:19, контрольная работа
Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц..
1. Общая характеристика земельного права___________1-20
2. Обязательственные правоотношения______________21-29
3. Список используемой литературы
Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.
Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.
3. Принципы земельного права
Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи свои определенные общие принципы. Анализ современного земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса) позволяет выделить несколько таких принципов. К ним относятся:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Имеется в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, разработка конкретных эффективных мер по ее охране, различающихся в зависимости от особенностей самих земель и той или иной хозяйственной деятельности;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Данный принцип логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли;
4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Этот принцип, по сути, воспроизводит положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (СЗ РФ - 1995 № 21 - ст. 1930), который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст.ст. 17 и 27);
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием "Платность использования земли" понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа этих двух видов платы за землю различна. Земельный налог представляет собой властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган и только на основании закона. Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора, в то время как земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
Принадлежность земель к той или иной категории (их по Земельному кодексу семь - ст. 7)2 предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категории и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется в ст. 8 Земельного кодекса РФ, но никак не самими пользователями земли;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В настоящее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"3;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Так, например, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст.ст. 60-63 Земельного кодекса РФ).
Приведенный перечень принципов земельного права, на которых должна строиться и государственная политика в сфере землепользования, не является исчерпывающим и может быть дополнен путем принятия других федеральных законов. На это прямо указывает п. 2 ст. 1 Земельного кодекса.
2.Обязательственные правоотношения
1. Обязательство как гражданско-правовое отношение
Все многочисленные отношения в сфере экономического оборота, связанные с реализацией продукции, производством работ и оказанием услуг, а также возникающие вследствие недозволенных действий или деликтов, например причинения вреда или неосновательного обогащения, регулируются обязательственным правом. В результате правового регулирования эти отношения приобретают правовую форму и становятся обязательственными правоотношениями, или обязательствами.
Специфика обязательства как гражданского правоотношения заключается в следующем:
обязательства опосредуют процесс перемещения имущества или иных результатов труда, носящих имущественный характер;
обязательственные правоотношения устанавливаются между конкретными субъектами и носят относительный характер;
обязательства направлены на возникновение определенных активных действий, а пассивная функция обычно выступает в качестве результата или дополнения к положительным действиям его субъектов;
юридическое значение для содержания обязательства имеет предоставленная управомоченному лицу возможность требовать определенного поведения от обязанного лица, поэтому в обязательственных правоотношениях субъективное право именуется правом требования, а обязанность - долгом, управомоченный - кредитором, а обязанный - должником.
В Гражданском кодексе 1922 г. в ст. 107 содержалось определение обязательства: "В силу обязательства одно лицо (кредитор) имеет право требовать от другого (должника) определенного действия, в частности передачи вещей или уплаты денег, либо воздержание от действия". Содержание понятия обязательства заключалось, "не в том, чтобы перечислить все признаки обязательства, а лишь указать те характерные и существенные элементы, которые позволяют разграничить его с другими гражданскими правоотношениями". В этом определении в качестве основного признака, характеризующего обязательство, взято право требования кредитора, которому соответствует обязанность должника, и по существу содержится указание как на активную, так и на пассивную обязанность сторон.
В юридической литературе высказывались другие точки правовой характеристики определения обязательства, содержащейся в ст. 107 ГК РСФСР. А.Г. Гойхбарг определяет обязательство "как правоотношение, в силу которого кредитор имеет право на получение от должника определенного ценного в обороте блага, которое является результатом действия должника (или выполняющего вместо него органа) или воздержания должника от действия". Свою точку зрения он обосновал тем, что по закону кредитор может требовать от должника не только исполнения обязательства и возмещения убытков в случае неисполнения, но и получение вещи в натуре, "т.е. фактического получения того, что должен бы получить при исполнении должником обязательства". По мнению М.М. Агаркова, термин "обязательство" обозначает "определенный вид гражданских правоотношений, т.е. некоторую совокупность гражданских прав и соответствующих им обязанностей".
Современное определение обязательства дано в ст. 307 ГК РФ: "В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей".
В то же время теория гражданского права дает несколько отличное от юридического определение: обязательство - это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия либо воздержаться от определенных действий, а кредитор вправе требовать от должника выполнения определенных действий. Научное понятие должно отражать определяемые явления в наиболее характерных признаках и, по словам О.С. Иоффе, "не допускает пользования как примерного, так и исчерпывающего перечня". В реальной ситуации не существует обязательств, обращенных лишь к пассивному поведению должника, т.к. должник всегда направлен либо только к активным действиям, либо к воздержанию от определенных действий, сопутствующих его активной деятельности.
Любое правовое явление обладает как юридическим или легальным, так и доктринальным содержанием. Признаки, характеризующие его юридическое содержание, закрепляются в законе, а теория обязана наряду с юридическими признаками выявить определяющие данное явление материальные факторы, которые служат объективной основой его конструирования. Этим в данной ситуации для обязательственных отношений является экономический процесс перемещения имущества или результатов труда, носящих имущественный характер.
Обязательству присущи те же элементы, что и любому гражданскому правоотношению, с учетом определенных особенностей, отражающих специфику самих обязательств. Обязательственное правоотношение предполагает непременно наличность не менее двух субъектов, активного и пассивного, из которых первый носит общее название кредитора, а второй - должника. Должником называется лицо, обязанное совершить в пользу кредитора определенное действие или воздержаться от определенного действия, кредитором - лицо, управомоченное требовать от должника исполнения указанной обязанности.
В некоторых обязательствах один из участников становится только кредитором, а другой - только должником (например, в деликтных обязательствах). В большинстве обязательственных правоотношений каждый из их участников выступает одновременно в качестве кредитора и в качестве должника, например в договоре купли-продажи. В таких обязательствах необходимо установить, в отношении какого объекта данное лицо следует считать кредитором или должником, т.к. в гражданском законодательстве содержатся нормы, которые регулируют правила поведения должника или распространяются на кредиторов. Объектом гражданских правоотношений является предмет действия субъектов гражданского права, или на что направлена обязанность должника в обязательстве, т.е. положительное действие, а воздержание от каких-либо действий может являться лишь дополнением или следствием выполняемой должником активной функции.