Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 12:34, реферат
Цель работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие онятие и значение водных объектов;
Охарактеризовать земели водного фонда и порядок их использования;
Дать понятие водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
Функции федерального специально уполномоченного органа на государственное регулирование в области охраны озера Байкал возложены на федеральный орган исполнительной власти, который выполняет эти функции во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Создание межведомственных органов по управлению природопользованием озера Байкал не предусматривается.
Земли водных и водохозяйственных объектов имеют особый правовой режим вне зависимости от того, предусматривает ли зарубежное законодательство категорию земель водного фонда. Стремление зарубежного права к балансу публичных и частных интересов, который обеспечивает взвешенное ограничение хозяйственной деятельности в береговых зонах.
В странах СНГ существует государственная собственность на земли водного фонда и ограничительные режимы водоохранных зон и полос. Во всех странах СНГ есть категория земель водного фонда, которая составляет базис для водного хозяйства. В Молдавии водоохранным зонам и полосам был даже посвящен отдельный закон.
Аналоги режима земель водного фонда существуют и в государствах с англо-американской и континентально-европейской правовой системой. В странах Европы и Северной Америки существует государственная собственность и ограничительный режим использования морских и озёрных побережий, земель "диких и красивых рек", земель водного фронта, ландшафтов "общего достояния", включающих в себя водные объекты11.
В ряде федеративных государств (например в США) собственниками рек, озер и ряда других внутренних водных объектов признаются соответствующие штаты; в отношении небольших водных объектов допускается муниципальная, а также частная собственность. Если штат выходит к мору, то ему принадлежит трехмильная (в некоторых случаях 9-мильная) полоса, прилегающая к его берегам.
К землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах12.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.
Водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, установленных ВК РФ. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Полноценная правовая охрана вод и сопряжённых с ними земель может осуществляться, путём неукоснительного соблюдения водного и земельного законодательства, в частности правовых режимов водоохранных и санитарных зон, а также путём более активного использования возможностей бассейновых соглашений.
Однако вопросы экологического оздоровления водных объектов: восстановление качеств, свойств и функций природного комплекса, ландшафта практически не урегулированы российским законодательством.
1 Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения» от 21 марта 2002 г. С. 4-5.
2 Ст. 102 ЗК РФ
3 Ерофеев 629
4 Земельное право России: учебное пособие / Л.Б. Шейнин. М., 2007. С. 105.
5 Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. М.; - 2006. С. 385.
6 О.А.Романова Правовое регулирование водоохранных зон // Аграрное и земельное право. 2008. № 6 (42). С. 85.
7 О.А.Романова. Правовое регулирование водоохранных зон. // Аграрное и земельное право. 2008 №6(42). С. .87.
8 Водный кодекс РФ ст.65.
9 п. 15 ст. 65 ВК РФ
10 И.О.Краснова Земельное право. Элементарный курс. М. 2007. С. 203.
11 Сиваков Д.О.. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дисс. … к.ю.н. – М., 2004. С. 20.
12 Ст. 102 ЗК РФ