Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа
При написании данной работы поставлена следующая цель: дать комплексную характеристику землям водного фонда, которые являются самостоятельной категорией земель, но обладают своими характерными чертами и особенностями, а также их правовому режиму.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и значение водных объектов для социальных нужд граждан и государства.
Дать общую характеристику землям водного фонда.
Выявить особенности правового режима земель водного фонда.
Проанализировать право собственности и пользование водными объектами, а также землями, на которых они расположены.
Описать основные способы правовой охраны в отношении водных объектов и занимаемых ими земель.
Выявить меры юридической ответственности за нарушения земель водного фонда.
Введение 3
Глава 1. Основные положения о землях водного фонда 5
1.1 Понятие и общая характеристика земель водного фонда 5
1.2. Пользование землями водного фонда 7
Глава 2. Характеристика правового режима земель водного фонда 16
2.1 Особенности правового режима земель водного фонда 16
2.2 Право собственности на водные объекты и занимаемые ими земли 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Для признания конкретного водного объекта федеральной собственностью необходимо решение Правительства РФ, согласованное с органами государственной власти субъекта (субъектов) РФ, если данный объект проходит по его (их) территории.
К собственности субъектов РФ относятся водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти.17
В муниципальной собственности могут находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы (озера и пруды), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Следует повториться (в работе ранее уже было упоминание об этом факте), что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными.18
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Это означает, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Одновременно с доступом к водным объектам общего пользования каждый гражданин вправе пользоваться и береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Необходимо также отметить особенность прекращения права собственности на земли водных объектов. Как уже ранее отмечалось в работе, правовой режим земель водного фонда напрямую зависит от правового режима земли, на которой он расположен. Из этого следует, что право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер,
могут отчуждаться в
В качестве вывода необходимо заключить, что институт земель водного фонда устанавливает необходимые ограничения в использовании земель, сопряжённых с гидроресурсами, которые ничем не заменимы для человека. Он тем самым защищает законные права на благоприятную окружающую среду общества в целом, а также настоящих и будущих поколений.
Одной наиболее весомой особенностью правового режима земель водного фонда является то, что водный объект не может существовать без определенной земельной площади. В связи с этим правовой режим земель водного фонда имеет сложный характер. Это объясняется, прежде всего, особенностью самих водных объектов, представляющих совокупность водной массы и сопряженной с ней земли: берега, дна, ложа, склонов.
Необходимо также отметить, что правовой режим земель водного фонда определяется его целевым назначением, субъектами и объектами общественных отношений по поводу их использования, и, конечно же, связанными с ними особенностями управления землями данной категории.
Земли водного фонда в ходе развития экономики страны все шире вовлекаются в правоотношения по охране и использованию водных, охотничьих, лесных, горных и прочих ресурсов. В работе уже упоминалось, что на территории земель водного фонда пересекаются интересы водного транспорта, сельского, лесного, охотничьего, водного и иного хозяйства. В связи с этим, основная задача российского законодательства в это сфере - максимально согласовать и гармонизировать интересы различных отраслей, для которых земли водного фонда выполняют свою полезную функцию.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что законодательством не установлены чёткое определение земель водного фонда и признаки их отграничения от других категорий земель, что значительно осложняет их государственный учёт и создаёт условия для нежелательной практики застройки и другого нецелевого использования.
В рамках выбранной работы, для земель водного фонда интерес представляют земли внутреннего водного транспорта: площади портов, пристаней, гаваней, причалов, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов, гидротехники и т.д.
Что касается охраны правового режима земель водного фонда, то ее осуществление происходит путем применения различных способов. Из них наиболее важными и действенными является:
Однако зачастую установленные требования российского законодательства в сфере земель водного фонда не выполняются, что сказывается на нарушении правового режима земель водного фонда. Именно на этом основании за нарушение установленных российским законодательством запретов и ограничений в пределах земель водного фонда субъекты могут понести различного вида юридическую ответственность: уголовную, административную, материальную, дисциплинарную. К сожалению нередки факты, когда субъекты не несут должной ответственности, что является уже пробелом правоприменительной практики.
Нормативные и иные правовые акты:
Научная и учебная литература
1 Ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (в ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. – ст. 4147.
2 Краснова И.О. Земельное право / И.О. Краснова. - М.: Юристъ, 2003. – с. 247.
3 Боголюбов С.А. Земельное право: учебник / С. А. Боголюбов. – М.: Высшее образование, 2006. - 413 с.
4 Земельное право России: учебник / Отв. Ред. Н.И. Краснов. – М: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с.
5 Ст. 5 О введении в действие водного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 23. – ст. 2380.
6 Юрченко А.С. Правовая регламентация правового режима земель водного фонда / А.С. Юрченко // Государство и право. – 2003. - № 2. – с. 36-38.
7 Зиберов А.В. Некоторые вопросы форм собственности на земли водного фонда по российскому законодательству / А.В. Зиберов // Законодательство и экономика. – 2006. - № 7. – с. 21-24.
8 Зиберов А.В. Некоторые вопросы форм собственности на земли водного фонда по российскому законодательству / А.В. Зиберов // Законодательство и экономика. – 2006. - № 7. – с. 21-24.
9 Сиваков Д.О. Правовой режим использования и охраны берегов / Д.О. Сиваков // Право и экономика. - 2003. - №12. - с. 12.
10 Вылегжанин А.Н. К характеристике правового режима морских природных ресурсов России / А.Н. Вылегжанин // Государство и право. – 2002. - № 7. - с. 54.
11 Земельное право России: учебник / Отв. Ред. Н.И. Краснов. – М: Юрайт-Издат, 2004. – с. 280.
12 Краснова И.О. Земельное право / И.О. Краснова. - М.: Юристъ, 2003. – 385 с.
13 Водный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. от 19.06.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 23. – ст. 2381.
14 Ст. 58, 59 Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 24.06.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2. – ст. 133.
15 Сиваков Д.О. Вопросы применения земельного законодательства к землям водного фонда / Сборник тезисов к научно-практической конференции "Проблемы применения нового Земельного кодекса России", 17-18 апр. 2002 г. - М., 2002. – 128 с.
16 Водный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. от 19.06.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 23. – ст. 2381.
17 Юрченко А.С. Правовая регламентация правового режима земель водного фонда / А.С. Юрченко // Государство и право. – 2003. - № 2. – с. 36-38.
18 Сиваков Д.О. Правовой режим использования и охраны берегов / Д.О. Сиваков // Право и экономика. - 2003. - №12. - с. 12-14.