Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:56, контрольная работа
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.). Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.
Введение………………………………………………………………………3
I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда………
II. Право собственности на земли лесного фонда……………………
III. Управление землями лесного фонда………………………………
IV. Право лесопользования…………………………………………….
V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………..
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА»
В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
Контрольная работа
по дисциплине «Земельное право»
на тему: «Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования»
Студента 1 курса
Юридического факультета
Группы 78 БЮВ
Преподаватель
К.ю.н. доцент Рузметов
Сергей Атаханович
Калининград
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда………
II. Право собственности на земли лесного фонда……………………
III. Управление землями лесного фонда………………………………
IV. Право лесопользования………………………………………
V. Ответственность за
нарушение законодательства об
использовании и охране лесов
и земель лесного фонда……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Введение
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.
В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.
В решении такой задачи
решающая роль принадлежит праву
как регулятору всех общественных отношений.
С помощью правовых средств воздействия
поддерживается такой режим деятельности
общества, который гарантирует
Земельное законодательство
Российской Федерации регулирует общественные
отношения в области
В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.
I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.
Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.
Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд». Из определений этих понятий следует, что земля - неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.
Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой - от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.
Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.
ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.
Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.
Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).
ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде. При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.
По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами - 9%, другими водными объектами - 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами - 16%.
В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.
Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, п.2 ст.101 ЗК требует отграничить их от земель иных категорий. В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на
полосах отводов
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- землях иных категорий.
Лесные земли призваны
выполнять функцию
В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Леса первой группы разделяются
на следующие категории
Ко второй группе относятся леса:
а) расположенные в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие ограниченное эксплуатационное значение и выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции;
б) находящиеся в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Лесами третьей группы
признаются леса многолесных районов,
имеющие преимущественно
Отнесение лесов к определенным группам и их перевод из одной группы в другую производятся Минприроды России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В научной литературе встречается также следующее определение леса - это основной тип растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами.
Следует также подчеркнуть, что лес, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и является недвижимостью.
II. Право собственности на земли лесного фонда
Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других следок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В структуре земель лесного фонда среди нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья. В настоящее время их общая площадь по состоянию на 1 января 2001 г. составляет 4 456,1 тыс. га. По данным государственного учета земель среди этих земель пашня занимает 202,7 тыс. га, залежь - 9,6 тыс. га, многолетние насаждения - 12,1 тыс. га, кормовые угодья - 4 231,7 тыс. га. Эти статистические данные показывают, что виды сельскохозяйственных угодий, расположенные в границах земельного фонда лесов, ничем не отличаются от видов сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования