Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:15, курсовая работа
Актуальность выбранной темы так же связано тем, что в настоящее время земли населенных пунктов имеют особую ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры.
Цель работы - проанализировать и обобщить результаты правового исследования нормативно-правовых актов, регулирующих правовой режим земель населенных пунктов, в том числе выявить особенности использования данных земель в Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………..….…..3
Понятие и состав земель населенных пунктов ……………………….…….4
Понятие земель населенных пунктов ……………………………….…..4
Состав земель населенных пунктов ………………………………….….7
Порядок и особенности использования земель населенных пунктов ……12
Охрана земель населенных пунктов ………………………………………..21
Заключение …………………………………………………….…….….……….24
Список используемой литературы ……………………………..….…………...25
4) историко-культурного
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных
2) зоны, занятые объектами
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Глава 2. Порядок и особенности использования земель населенных пунктов
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель населенных пунктов определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как видно из п. 1 ст. 85 ЗК РФ, земли населенных пунктов состоят из территориальных зон - жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и др. Таким образом, земельные участки из числа земель населенных пунктов в результате градостроительного зонирования распределяются по территориальным зонам, что существенно влияет на определение их правового статуса. Для понимания основ регулирования подразделения земель данной категории, а также их правового режима необходимо обратиться к наиболее важным правовым понятиям в сфере зонирования.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ2 под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами подразумеваются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Таким образом, исходя из указанных норм границы территориальных зон должны определяться Правилами землепользования и застройки, предусматривающими установление в отношении данных зон градостроительных регламентов.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. На примере Красноярского края существуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов №В-306 от 29.05.2007г.3
Правила землепользования и застройки включают в себя три части:
1) порядок их применения и
внесения изменений. Данный раздел
включает информацию об
2) карту градостроительного зонирования. Эта графическая часть правил служит для установления границ территориальных зон. При этом данные границы должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (п. 2 ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). В этом снова проявляется принцип единства правового режима земельного участка, с которым связано также и требование Градостроительного кодекса о том, что формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Применительно к одному
земельному участку территориальные
зоны, как правило, не устанавливаются;
3) градостроительные регламенты. С точки
зрения действующего законодательства
значение градостроительных регламентов
чрезвычайно велико. Так, согласно ч. 1
ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным
регламентом определяется правовой режим
земельных участков, равно как и всего,
что находится над и под поверхностью
земельных участков и используется в процессе
их застройки и последующей эксплуатации
объектов капитального строительства.
Следует, что градостроительный регламент
устанавливается индивидуально для каждой
территориальной зоны; при этом для земельных
участков, расположенных в пределах одной
территориальной зоны, предусматривается
единый градостроительный регламент.
Исходя из этого градостроительные регламенты представляют собой закрепляемую в правилах землепользования и застройки информацию в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в соответствующей территориальной зоне:
- о видах разрешенного
- о предельных (минимальных и (или)
максимальных) размерах земельных
участков и предельных
- об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, состав
земель населенных пунктов
Следует подчеркнуть, что для земель населенных пунктов значение правил землепользования и застройки и связанных с ними правовых понятий велико. Дополнительным подтверждением этого может служить положение, предусмотренное п. 14 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса»4, согласно которому с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Данный пункт предусматривает исключения лишь для участков, в отношении которых градостроительные регламенты не подлежат применению, а также для участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ.
Данное положение является обязательным для исполнения любыми
субъектами прав на землю, независимо
от того, находятся соответствующие земли
в государственной, муниципальной или
частной форме собственности, и независимо
от вида прав, возникших в отношении данных
участков.
Следует, отметить, что законодательство
предусматривает случаи, когда градостроительные
регламенты не подлежат применению. В
соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного
кодекса действие регламента не распространяется
на земельные участки:
- в границах территорий
- в границах территорий общего пользования (например, улиц, площадей, бульваров, скверов и др.);
- занятые линейными объектами (например,
линиями электропередачи);
- предоставленные для добычи полезных
ископаемых.
Таким образом, во всех остальных случаях принятие градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки является обязывающим фактором для всех правообладателей земельных участков, расположенных в границах соответствующих территориальных зон.
На практике встречаются ситуации, когда земельный участок не соответствует расположенным на нем объектам недвижимости. Так, согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом (например, речь может идти об использовании земельного участка под производственные (промышленные) цели в пределах вновь установленной жилой зоны), либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (речь в последнем случае идет в том числе о предельных параметрах строительства, реконструкции на земельных участках).
В данном случае, действующее законодательство не требуют обязательного приведения использования земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными регламентами, т.е. их правообладатели могут использовать их согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока, за исключением случаев, когда такое использование угрожает опасными последствиями.
Однако вышесказанное относится лишь
к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется
в неизменном виде. В случае же необходимости
изменения параметров объектов капитального
строительства (реконструкция) либо строительства
новых объектов соблюдение требований
градостроительных регламентов обязательно.
Реконструкция объекта может производиться
исключительно путем приведения объекта
в соответствие градостроительному регламенту,
а изменение вида разрешенного использования
земельного участка допустимо лишь путем
приведения его в соответствие с видами
разрешенного использования, предусмотренными
регламентом для данной территориальной
зоны. Данные положения означают, что,
например, при необходимости увеличения
площади здания производственного цеха,
расположенного в пределах жилой зоны,
градостроительный регламент которой
не предусматривает подобные виды разрешенного
использования объектов недвижимости,
в выдаче разрешения на реконструкцию
может быть отказано. Однако изменение
разрешенного использования земельного
участка для целей строительства иного
объекта (офисного здания, магазина, жилого
дома и т.д.), допускаемого градостроительным
регламентом, не запрещается.
Градостроительный кодекс
РФ предусматривает возможность установления
в результате градостроительного зонирования
следующих видов зон: жилых, общественно-деловых,
производственных, инженерной и транспортной
инфраструктур, сельскохозяйственного
использования, рекреационного назначения,
особо охраняемых территорий, специального
назначения, размещения военных объектов,
иных территориальных зон.
Однако следует заметить, что Градостроительный
кодекс намного более конкретен и подробен
в описании видов использования отдельных
территориальных зон. Например, если Земельный кодекс РФ применительно к жилым
зонам устанавливает, что они предназначены
для застройки жилыми зданиями (индивидуальная
жилая застройка, мало- и среднеэтажная
смешанная жилая застройка, а также многоэтажная
жилая застройка), объектами культурно-бытового
и иного назначения, то Градостроительный
кодекс РФ, упоминая примерно те же виды
жилой застройки, дополняет, что в жилых
зонах допускается размещение отдельно
стоящих, встроенных или пристроенных
объектов социального и коммунально-бытового
назначения, объектов здравоохранения,
дошкольного, начального общего и среднего
(полного) общего образования, культовых
зданий, стоянок автомобильного транспорта,
гаражей, объектов, связанных с проживанием
граждан и не оказывающих негативного
воздействия на окружающую среду, ведение
садоводства и дачного хозяйства. Более
подробное регулирование Градостроительным
кодексом вопросов использования территориальных
зон можно проследить также и на примере
некоторых иных зон.
Таким образом, комментируемые
пункты ст. 85 ЗК следует применять в тесной
взаимосвязи с положениями ст. 35 Градостроительного
кодекса РФ.
Направления использования некоторых
видов территориальных зон в составе земель
населенных пунктов аналогичны видам
использования земель иного назначения
- земель особо охраняемых территорий
и объектов использование и земель сельскохозяйственного
назначения.
Однако между данными категориями земель, т.е. входящими в состав зон землях населенных пунктов, с одной стороны, и отнесенными к землям иных категорий, с другой стороны, имеется разница. Каждая категория земель регулируется отдельными нормами Земельного кодекса РФ.
В соответствии с генеральными планами населенных пунктов их использование может быть в установленном порядке изменено на иное, не связанное с текущими целями. Другие категории земель располагаются исключительно за пределами границ населенных пунктов (о чем прямо говорится, например, в определении земель сельскохозяйственного назначения - ст. 77 ЗК РФ).
Земли населенных пунктов включают в себя земельные участки общего пользования. Под земельными участками общего пользования понимаются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Земельное законодательство запрещает приватизацию земель общего пользования. Иными словами, такие участки могут находиться лишь в государственной или муниципальной форме собственности и предоставляться лишь в пользование - постоянное (бессрочное), безвозмездное срочное, аренду и субаренду.
Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов