Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение темы "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
рассмотреть и проанализировать виды зон экологического неблагополучия.
Введение
. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
. Виды зон экологического неблагополучия
. Порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
. Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
. Виды зон экологического неблагополучия
. Порядок объявления и
правовой режим зон
. Проблемы защиты населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны стала ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.
Данная курсовая работа посвящена теме "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Целью курсовой работы является изучение темы "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие зоны
чрезвычайной экологической
рассмотреть и проанализировать виды зон экологического неблагополучия.
охарактеризовать порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
- рассмотреть проблемы
защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Предметом курсовой работы является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение и список использованной литературы.
Источниками информации для написания курсовой работы по теме "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия" послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Понятие зоны
чрезвычайной экологической
Экологическим правом предусматриваются
зоны чрезвычайных экологических ситуаций
и экологических бедствий - неблагополучные
зоны. Ими признаются территории, где
в результате хозяйственной или
иной деятельности произошли устойчивые
отрицательные изменения
Таким образом, чрезвычайная экологическая ситуация рассматривается как один из видов чрезвычайных ситуаций. Поэтому определение понятия «чрезвычайной ситуации», закрепленное в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является общим для всех видов чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 названного
Закона «чрезвычайная ситуация - это
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной
среде, значительные материальные потери
и нарушение условий
Чрезвычайная экологическая
ситуация характеризуется наличием
существенного негативного
Рассмотрим факторы, создающие экологически опасные ситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, то есть связанные с деятельностью человека, и природные, стихийные, не зависящие от воли человека. Оба фактора значимы с точки зрения экологического права и потому нуждаются в детальном рассмотрении.
Едва ли есть смысл указывать
на то, что тот или иной фактор
является преобладающим в
При анализе антропогенного
фактора создания неблагоприятных
ситуаций важно учитывать, являются
ли они следствием регулярной и обычной
человеческой, но экологически-необоснованной
деятельности, то есть выполняемой
с нарушением законов развития природы,
или техногенной аварии. Так, кризисное
состояние окружающей среды на Урале,
в Кузбассе, на Алтае, в других регионах
непосредственно связано с тем,
что человек в течение
То, что называется "антропогенным
фактором создания неблагоприятных
экологических ситуаций", имеет
ряд важнейших составляющих, которые
нельзя не учитывать при создании
правового механизма
Состояние промышленности, транспорта, энергетики и других частей техносферы в России характеризуется значительной степенью не только физического, но и морального износа, поскольку многие эксплуатируемые предприятия и другие объекты построены десятки лет назад. По имеющимся данным, износ производственных фондов в промышленности и на транспорте составляет от 50 до 70% . Износ порождает аварии, а это значит, что неблагоприятные экологические последствия не могут не сопровождать их. При оценке состояния промышленных и других объектов в России с точки зрения их безопасности необходимо также иметь в виду, что изначально, во времена проектирования и строительства, уровень их безопасности был недостаточно высок.
Как следствие, состояние технической безопасности на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях, производствах и объектах является неудовлетворительным. При этом, в частности, на 14% увеличилось количество аварий на предприятиях химической, нефтехимической, агрохимической, микробиологической и нефтеперерабатывающей промышленности. В России функционируют 3653 объекта, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (аммиака - более 50%, хлора - 35%). Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает примерно 1 млн. т, что составляет около 1012 смертельных токсических доз. Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс. кв. км с населением около 54 млн. человек.
С учетом степени реальной
опасности сложившейся ситуации
для человека и окружающей природной
среды, а также с учетом природных,
экономических и иных особенностей
территории, соответствующая территория
объявляется зоной
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
В отличие от чрезвычайных
ситуаций, стихийные экологические
бедствия человек не может предотвратить.
Но он заинтересован и способен,
во-первых, в известной мере предугадать
их и, во - вторых, принять меры к тому,
чтобы минимизировать их отрицательные
последствия для себя и окружающей
среды. Человек может обезопасить
не только себя, но при определенных
обстоятельствах и
Таким образом, необходимо отметить тот факт, что зоны экологического бедствия объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. При этом прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 сентября
1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера» утверждено Положение о
классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
согласно которому чрезвычайные ситуации
классифицируются в зависимости
от количества людей, пострадавших в
этих ситуациях, людей, у которых
оказались, нарушены условия жизнедеятельности,
от размера материального ущерба,
а также границы зон
Критериями радиационной безопасности к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия относятся территории с дополнительной дозой облучения от 5 до 10 м3 в год и более 10 м3 в год соответственно (табл. 1).
Показатели |
Параметры |
Относительно |
|
Экологическое бедствие (ст.59) |
Чрезвычайная экологическая |
||
Эффективная доза облучения, м3 в год |
Более 10 |
5-10 |
Менее 1 |
Риск |
Более 5х10-4 |
(2,5-5)х10-4 |
Менее 5х10-5 |
Информация о работе Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия