Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение темы "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
рассмотреть и проанализировать виды зон экологического неблагополучия.

Содержание

Введение
. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
. Виды зон экологического неблагополучия
. Порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
. Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

земельное 1.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

        Оценка информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения производится в соответствии с разработанными в Минприроды РФ «Критериями оценки экологической ситуации и зоны экологического бедствия». В случае установления соответствия экологической обстановки данных территорий названным критериям государственная экологическая экспертиза дает заключение о придании такой территории необходимого статуса. Официальный статус зоны экологического бедствия устанавливается указом Президента Российской Федерации, издаваемым на основе заключения государственной экологической экспертизы и представления специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Программа по оздоровлению данных территорий утверждается Правительством Российской Федерации и с момента утверждения приобретает статус Федеральной целевой программы.

2. Виды зон экологического  неблагополучия

Участки территории России с неблагоприятной окружающей средой можно рассматривать в качестве специфической разновидности особо  охраняемых природных территорий.

Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной  территорией понимается участок  территории, состояние окружающей территории которого соответствует установленным  в законодательстве критериям, необходимым  для выделения специальных зон  с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Эти  территории относятся к зонам  экологического неблагополучия и в  свою очередь подразделяются на зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

зона экологический чрезвычайный бедствие

Факторы возникновения экологически неблагополучной ситуации на определенной территории могут быть различными по своему характеру. Это может быть длительное устойчивое отрицательное  воздействие хозяйственной и  иной деятельности человека на окружающую природную среду, в результате которого произошло глубокое изменение состояния  окружающей природной среды и  ухудшение здоровья населения. В  этом случае пострадавшие территории могут быть объявлены зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия. Законодательной основой деятельности по реабилитации таких зон является Закон “Об охране окружающей природной среды” (ст. 58, 59).

Чрезвычайная экологическая  ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного  бедствия, которые могут повлечь  или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или  окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение  условий жизнедеятельности людей.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия, жизнедеятельности  которых оказались, нарушены, размера  материального ущерба, а также  границы зон распространения  поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с  Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные  и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тысяч, но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые  изменения окружающей природной  среды, повлекшие существенное ухудшение  здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры  и фауны. Зоны чрезвычайной экологической  ситуации и экологического бедствия различаются в зависимости от степени ухудшения состояния  окружающей природной среды и  здоровья населения. Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут быть объявлены участки территории Российской Федерации, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Это  может проявляться в существенном увеличении частоты обратимых нарушений  здоровья (заболеваний, отклонений от физического и психического развития, связанных с загрязнением окружающей среды), уменьшении видового разнообразия, исчезновении отдельных видов растений и животных, нарушении генофонда. В зонах экологического бедствия уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения (что выражается в увеличении необратимых, несовместимых с жизнью нарушений здоровья, в изменении структуры причин смерти и в появлении специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей природной среды), нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических экосистем, деградацию флоры и фауны, потерю генофонда.

Причиной ухудшения экологической  обстановки могут стать промышленные аварии либо стихийные бедствия. Обстановка на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного  бедствия, которые могут повлечь  или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, именуется в действующем законодательстве чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера. Предупреждение и порядок ликвидации таких чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Особый случай представляет авария на Чернобыльской Атомной электростанции. Здесь действует Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской Атомной электростанции ”.

3. Порядок объявления  и правовой режим зон чрезвычайной  экологической ситуации и экологического  бедствия

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной опасности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт экологического права.

Законодательство предусматривает  ряд видов зон с неблагоприятной  окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом - разный.

Порядок объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон  экологического бедствия определен  Законом "Об охране окружающей природной  среды". В соответствии со статьёй 58 и 59 настоящего закона они объявляются  постановлениями представительного  органа власти либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с данным законом в зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающая неблагоприятное  влияние на здоровье человека, его  генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных  ресурсов.

На инициатора зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия возлагается обязанность  подготовить материалы о состоянии  окружающей природной среды и  здоровье населения и проект программы  неотложных мер по выводу территории из состояния экологического неблагополучия. Представляемые по территориям материалы  должны включать составленные по единым критериям сведения о состоянии  окружающей среды и здоровье населения, программу социально-экономического развития в условиях не благополучной  территории с разделением на два  этапа: экстренные меры и меры устойчивого  выхода из кризиса, динамика изменения  экологической ситуации, проекты  финансирования. Должно осуществляться постоянное информирование населения  о ходе постановки и решения вопроса. Могут разрабатываться и представляться альтернативные варианты выхода из кризиса.

Набор организационно-правовых мер может включать: право наложения  административных санкций за нарушения  решений местной администрации (аналогично стихийным бедствиям, эпидемиям, эпизоотиям), предоставление права юридического лица городским и районным комитетам  по охране природы, возможность оставления на территории части платежей в экологические  и иные фонды вышестоящего подчинения, возможность оставления части валютной выручки и налогов, перечисляемых  в вышестоящие бюджеты. Ответственность за выполнение программ и режима зоны должна лежать на администрации и представительном органе территории. Создание специальных, надстроечных органов представляется излишним и неэффективным.

Для каждой стадии рассмотрения должны соблюдаться сроки рассмотрения и порядок обжалования, в том  числе судебный, результатов рассмотрения. Выводы государственной экологической  экспертизы подлежат рассмотрению на экспертном совете, коллегии Госкомэкологии, участники рассмотрения должны нести соответствующую ответственность согласно ст. 38 Закона об охране окружающей природной среды.

Также необходимо отметить, что материалы должны быть представлены в форме Пояснительной записки  и Проекта федеральной целевой  программы, неотложных мер. Пояснительная записка должна содержать информацию по следующим направлениям: краткая физико-географическая характеристика территории, окружающей среды и состояния природных ресурсов; характеристика хозяйственной и иной деятельности; использование природных ресурсов; оценка территориальной экологической политики и стратегии природопользования; оценка изменения окружающей среды под воздействием человеческой деятельности; оценка изменения состояния здоровья населения в результате ухудшения состояния окружающей среды; оценка существующей систем наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и здоровья населения; характеристика социально-экологической и демографической ситуации.

В Проекте программы должна быть обозначена проблема, дан анализ причин ее возникновения и намечаемых способов ее решения, приведены необходимые  для этого мероприятия и возможные  сроки их реализации. Функции государственного заказчика программы выполняет  администрация территории, претендующей на получение статуса зоны экологического неблагополучия. Проект программы согласовывается с предприятиями-загрязнителями, местными органами власти, основными подрядчиками - исполнителями намеченных мероприятий, заинтересованными региональными и федеральными государственными органами.

С данными материалами  инициатор обращается в Правительство  РФ, которое дает поручение МПР  РФ провести их государственную экологическую  экспертизу. Экспертная комиссия дает заключение о соответствии экологической  обстановки территории требованиям, предъявляемым  к зонам экологического неблагополучия, а по проекту программы - о соответствии намечаемых мероприятий по развитию территории природоохранным требованиям. По результатам государственной  экологической экспертизы Президент  РФ издает указ об объявлении соответствующей  территории зоной ЧЭС или ЭБ, во исполнение указа Правительство  РФ своим постановлением утверждает федеральную целевую программу  неотложных мер.

Программа должна обсуждаться  со всем населением территории-зоны. Именно в соответствии с волеизъявлением  большинства граждан, их решимостью отстаивать экологические права  должно планироваться будущее их территории: либо прекращение деятельности предприятий-загрязнителей и соответствующие  последствия, либо любой другой вариант  развития. Программа независимо от этого должна содержать конкретные предложения и расчеты по вопросам ликвидации источников-загрязнителей, трудоустройству работников, источникам получения продукции этих предприятий  на других территориях. Программа должна опираться на строгий расчет финансовых потоков и их размеров: кто, в каком  размере, на каком основании (правовом) должен осуществлять финансирование выхода региона из экологического кризиса.

В таком же порядке в  случае улучшения состояния окружающей природной среды и здоровья населения  происходит снятие с территории статуса  зоны экологического неблагополучия.

В развитие положения Минприроды России по своей инициативе подготовило  Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической, в соответствии с которым инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Для постановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды и организует разработку программы экологической  реабилитации территории. Затем инициатор  объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявления территории в таком качестве. По поручению  Правительства РФ

Информация о работе Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия