Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству . Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность)
По действующему законодательству
иностранные граждане и юридические
лица также являются субъектами права
частной собственности на землю.
Однако, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные
граждане, иностранные юридические
лица и лица без гражданства не
могут обладать земельными участками
на праве собственности, находящимися
на приграничных территориях, перечень
которых устанавливается
Предоставление иностранцам
и лицам без гражданства
Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, она является природным ресурсом, источником формирования земельных участков - объектов гражданских прав. Объектом права частной собственности на землю является земельный участок [13; C. 187]. Объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Это правило является общим правилом для гражданского законодательства. Право собственности может распространяться только на вещи, определенные родовыми или индивидуальными признаками. В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество. Кроме того, для того чтобы объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам [13; C. 48].
Объектами права частной
собственности выступают
Земля и другие природные
ресурсы являются особым объектом гражданского
оборота. Гражданское законодательство
распространяется на эти объекты
в той мере, в какой вопросы
их оборота не урегулированы
В ст. 6 ЗК РФ среди объектов
земельных отношений
Часть земельного участка может являться сферой действия сервитута. При установлении сервитута, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов зона прохождения таких линейных сооружений по земельному участку указывается на его кадастровом плане как часть участка с обременением [2].
Лица, имеющие в собственности
земельный участок вправе распоряжаться
им свободно, поскольку соответствующие
земли на основании закона не исключены
из оборота или не ограничены в
обороте. Земля приносит устойчивый
доход не только как фактор производства,
но, прежде всего, как объект собственности.
Решающее значение при этом имеет
ликвидность земли, то есть возможность
сдачи ее в аренду, залога под
ссуду, наследования, дарения, купли-продажи.
Изменение отношений
3 Право муниципальной собственности на землю
Право муниципальной собственности на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления [2]. В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки [19; C.67].
Муниципальная собственность
на землю – это собственность
муниципальных образований. Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», предусматривает,
что финансово-экономическую
Объектами права муниципальной
собственности на землю являются
земельные участки в границах
муниципальных образований, отнесенных
к муниципальной собственности
на основании законодательных
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми
федеральными законами и
- право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Также, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности [3].
Субъектами права
Муниципальные земли городов устанавливаются методом так называемого вычитания – это земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации и находящихся в собственности физических и юридических лиц [18; C.68].
Основанием отнесения городских земель к объектам муниципальной собственности являются:
- решение об отводе земельных участков под объекты муниципальной собственности;
- решение органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением земель, занятых объектами государственной собственности и необходимых для их обслуживания;
- решения о предоставлении органами местного самоуправления земли в аренду юридическим и физическим лицам, кроме земельных участков, на которых размещены объекты государственной собственности;
- решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в срочное пользование;
- решения о предоставлении органами местного самоуправления земельных участков физическим лицам в пожизненное наследуемое владение;
- договоры о приобретении земельных участков в муниципальную собственность как в границах, так и за пределами территории муниципального образования, в том числе посредством выкупа;
- отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (включая земли общего пользования, инженерной инфраструктуры), кроме земель, отнесенных действующим законодательством к государственной собственности;
- отсутствие собственника или отказ собственника от права владения земельным участком (бесхозная недвижимая вещь);
- решения органов государственной власти о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности в муниципальную собственность [8].
Передача земель, находящихся
в государственной
Споры, возникающие в связи с отнесением земельных участков к объектам права муниципальной собственности на землю, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной собственности, в государственную не допускается.
Обмен земель, находящихся в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится на основании договоров между ними.
Представительный орган местного самоуправления устанавливает порядок управления и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Заключение
Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству [11;C.45]. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Особенности Российской Федерации, субъектов
РФ как субъектов права
Объектом права
Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю [16; C. 50].
Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и их объединениями (юридические лица). Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
По действующему законодательству иностранные граждане и юридические лица также являются субъектами права частной собственности на землю.
Право муниципальной собственности на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.
Субъектами права