Право собственности на землю и другие природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 04:59, реферат

Краткое описание

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.
Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране.

Содержание

1. Понятие и особенности
права собственности на природные ресурсы 3
2. Право государственной собственности
на природные ресурсы 6
3. Право муниципальной собственности
на природные ресурсы 11
4. Право частной собственности
на природные ресурсы 14
Список источников и литературы: 16
Источники: 16
Литература: 17

Вложенные файлы: 1 файл

Право собственности на землю и другие природные ресурсы..docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

4.  Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 03 февраля 1997 г. N 5. Ст. 610.

5.  Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 20 ноября 1995 г. N 47. Ст. 4471.

6.  ФЗ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ от 24 апреля 1995 г. N 17. Ст. 1462.

7.  ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // "Российская газета" от 22 марта 1995 г.

8.  ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // Собрание законодательства РФ от 27 февраля 1995 г. N 9. Ст. 713.

9.  Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32. Ст. 3301.

10. Закон РФ от 21 февраля  1992 г. N 2395-1 «О недрах» // Собрание  законодательства РФ от 06 марта  1995 г. N 10. Ст. 823.

Литература:

1. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.

2. Данилова Н. В. Экологическое право: Конспект лекций. – Томск: изд-во ТГУ, 2001.

 

 

 

Вступительная часть

4

Учебные вопросы

 

1. Собственность как экономическая  категория.

5

2. Понятие права собственности.

12

   

Заключительная часть

37


 

Литература

 

I. Основная литература:

 

1. Конституция Российской  Федерации

2. Земельное право современной  России: Учебное пособие.  Крассов О.И. М.; Дело, 2003.

3. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М., 2004. С. 133.

4. Ерофеев Б.В. Земельное  право России: Учебник. 8-е изд., перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004.

5. Жариков Ю.Г., Улюкаев Х.В., Чуркин В.Э., Земельное право: Учебник. – М., 2003.

 

II. Дополнительная  литература:

 

1. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // "Журнал российского права", N 8, август 2004 г.

2. Ельникова Е.В. прекращение права собственности на землю. // Юрист.2003. №1.

3. Земельное право в  вопросах и ответах: Учебное  пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4. Эйрян Г. Об общих требованиях, предъявляемых  к сделкам с земельными участками // Хозяйство и право. 2004. № 9.

Введение

 

Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права - права собственности.

Актуальность выбранной  темы объясняется включением земли  в сферу гражданского оборота  и введение частной собственности  на нее в современной России, что  вызвало необходимость использования  гражданско-правовых элементов при  регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием  рыночных связей. Правовое регулирование  находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Помимо изучения основных теоретических положений, связанных  с определением понятия права  собственности на землю и его  содержанием, определением  субъектов этого права, рассмотрением различных оснований приобретения права собственности и способов его прекращения, необходимо уделять внимание содержанию и осуществлению права собственности на земельные объекты отдельными субъектами гражданского права, о чем и пойдет речь в данной работе.

Целью реферата является изучение исторических аспектов понимания права  собственности на землю, определения  правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления  права собственности различных  субъектов, рассмотрение вопросов правового  регулирования отдельных земельных  объектов.

Материал этой темы тесно  взаимосвязан с положениями  таких, тем как: «Гражданское правоотношение», «Граждане как субъекты гражданского права», «Объекты гражданских прав», «Основные положения права собственности».

Вопрос №1. Земельный  участок как объект гражданского оборота.

Успехи стран, которые  сегодня принято называть развитыми, напрямую связаны с развитием  рынка недвижимости и с тем, в  какой мере были гарантированы права  на эту самую недвижимость. Причем под недвижимостью во всем мире, как правило, понимают земельный  участок. Так, в английском языке  первое значение выражения «real estate» - «участок земли». И только второе значение -  участок «с улучшениями», в том числе со зданием или многими строениями.

Самым надежным правом на землю  является собственность. Важность полноценных  прав собственников недвижимости была известна первым реформаторам постсоветской  России. Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч.1,2 ст.36). Однако вопрос о частной собственности на земельные участки долго не решался.

До принятия нового Земельного кодекса РФ действовал с 1991 года Земельный  кодекс РСФСР. Но действовали также  еще 40 законов России, касающихся земельных  правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР.

Кроме того, земельные вопросы  регламентировались более чем тремя  десятками указов президента РФ, почти  сотней постановлений правительства  РФ, большим числом ведомственных  нормативных актов. К тому же в  каждом субъекте Федерации принимались  свои земельные законы, постановления, распоряжения. Такое правовое многообразие порождало коллизии и нарушение  законных прав граждан.

Проект действующего Земельного кодекса РФ вызвал в Государственной  Думе немало дебатов и стал причиной множества политических спекуляций лидеров партий различной направленности. Новый Земельный кодекс разрешил ряд проблем, связанных с большим количеством нередко противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения.

Для того чтобы исследовать  вопросы, связанные с правом собственности  на землю, необходимо исследовать землю  как объект вещного права, т.к. она  в этом плане имеет свои особенности  и специфические признаки.

Объектом права собственности  является индивидуально-определенный земельный участок как часть  поверхности земли, в том числе  почвенный слой, границы, которой  описаны и удостоверены в установленном  порядке.

С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными, ограниченными в обороте и изъятыми из оборота. В соответствии с п.3 ст.129 ГК РФ, регулирующей оборотоспособность объектов гражданских прав, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, должен устанавливаться Земельным кодексом РФ[1]#"#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2].

В соответствии с п.2 ст.129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте  не допускается, должны быть прямо указаны  в законе. Из этого следует, что  перечень изъятых из оборота земельных  участков, предусмотренный Земельным  кодексом РФ, носит исчерпывающий  характер.

В соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися в  федеральной собственности объектами:

- государственными природными  заповедниками и национальными  парками (за исключением случаев,  предусмотренных ст.95 ЗК РФ);

- зданиями, строениями и  сооружениями, в которых размещены  для постоянной деятельности  Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной  службы РФ, другие войска, воинские  формирования и органы;

- зданиями, строениями и  сооружениями, в которых размещены  военные суды;

- объектами организаций  федеральной службы безопасности;

- объектами организаций  федеральных органов государственной  охраны;

- объектами использования  атомной энергии, пунктами хранения  ядерных материалов и радиоактивных  веществ;

- исправительно-трудовыми  учреждениями и лечебно-трудовыми  профилакториями соответственно  Минюста России и МВД РФ;

- воинскими и гражданскими  захоронениями;

- инженерно-техническими  сооружениями, линиями связи и  коммуникациями, возведенными в  интересах защиты и охраны  Государственной границы РФ.

Несоответствие между  понятиями можно также установить в отношении ограничения оборотоспособности объектов[3]. В соответствии с абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ ограниченно оборотоспособными являются такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. В соответствии с абз.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте следующие  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  земельные участки:

- в пределах особо охраняемых  природных территорий, не указанные  в п.4 ст.27 ЗК РФ;

- в пределах лесного  фонда, за исключением случаев,  установленных федеральными законами;

- занятые находящимися  в государственной или муниципальной  собственности водными объектами  в составе водного фонда;

- занятые особо ценными  объектами культурного наследия  народов Российской Федерации,  объектами, включенными в Список  всемирного наследия, историко-культурными  заповедниками, объектами археологического  наследия;

- предоставленные для  обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных  нужд и не указанные в п.4 комментируемой статьи;

- предоставленные для  нужд организаций транспорта, в  т.ч. морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений  навигационного обеспечения воздушного  движения и судоходства, терминалов  и терминальных комплексов в  зонах формирования международных  транспортных коридоров;

- предоставленные для  нужд связи;

- занятые объектами космической  инфраструктуры;

- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

- предоставленные для  производства ядовитых веществ,  наркотических средств;

- загрязненные опасными  отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению,  иные подвергшиеся деградации  земли.

Как объект права земельный  участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые  устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение – это установленные законодательством  порядок и условия использования  земель для конкретных целей в  соответствии с их категорией. Разрешенное  использование – это условия  и порядок использования земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений, обременений. Так, наиболее часто в градостроительной  деятельности встречаются следующие  виды ограничений, обременений: проведение дренажных работ, создание инженерно-защитных сооружений на земельном участке, возведение зданий, сооружений определенной высоты и др. Деление земель на категории  по целевому назначению предусматривается  п.1 ст.7 ЗК РФ.

Земельные участки могут  быть делимыми и неделимыми. Делимым признается земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого. Неделимым земельный участок может быть признан законом.

Статья 261 ГК РФ регламентирует статус земельного участка как объекта  права собственности. Пункт 1 статьи 261 ГК РФ предусматривает, что территориальные  границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным  законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику земельного участка  государственными органами по земельным  ресурсам и землеустройству.

Сведения о территориальных  границах земельного участка содержатся в едином государственном реестре  земель (ЕГРЗ), который в соответствии со ст.14 Федерального  закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»[4] представляет собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального  закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним»[5] обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, является план земельного участка с указанием его кадастрового номера. В соответствии со ст.16 Федерального  закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»[6] кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Информация о работе Право собственности на землю и другие природные ресурсы