Предмет земельного права. Методы земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 21:12, реферат

Краткое описание

Предмет правового регулирования земельной отрасли права — волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Вложенные файлы: 1 файл

зп.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

Предмет земельного права. Методы земельного права

Предмет правового регулирования земельной отрасли права — волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Понятие земли как природного объекта и как природного ресурса состоит в следующем. Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природным ресурсом является определенная совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Как природный ресурс, она выполняет две функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис — место размещения зданий, строений и сооружений.

Также право рассматривает землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав.

Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Земельное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет метод правового регулирования земельных правоотношений. В соответствии с общими принципами теории государства и права метод правового регулирования в земельном праве — это соответствующие характеру земельных правоотношений способы и приемы воздействия на участников данных отношений и складывается он из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении участниками земельно-правовых норм.

В зависимости от содержания земельных правоотношений их правовое регулирование осуществляется либо на основе императивного, либо на основе диспозитивного метода. Императивный метод

правового регулирования — организационное воздействие на участников земельных правоотношений посредством установления обязательных к исполнению предписаний и запретов. Диспозитивный метод предполагает воздействие на участников земельных правоотношений посредством определения лишь пределов поведения данных участников и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Система земельного права – это самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в России в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе развития в самостоятельную категорию.

Под системой земельного права принято понимать совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения.

Система земельного права складывается из общей и особенной частей → состоят из институтов →

институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.

Общая часть системы земельного права

Общая часть системы земельного права – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом.

В общей части системы земельного права содержатся правовые институты, содержащие нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом выражает общезначимые и основополагающие начала.

Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.

Сложным является правовой институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов, каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований:

Институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как:

1) право государственной собственности  на землю;

2) право частной собственности на землю.

Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты:

1) контроль использования и охрана земель;

2) государственный земельный кадастр и землеустройства;

3) государственная поддержка землеохранных мероприятий;

4) разрешение земельных споров.

 Институт права землепользования  проявляется через взаимосвязанные  и существенно различающиеся  нормативные блоки:

1) право государственного землепользования;

2) право негосударственного землепользования;

3) право постоянного или временного землепользования;

4) право землепользования граждан или юридических лиц, и т.д.

Институт права собственности на землю предусматривает, что в Российской Федерации земля может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Так, согласно ст. 15 ЗК РФ – собственностью граждан и юридических лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с законами не могут находиться в частной собственности.

В ст. 16 ЗК РФ, указано, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О разграничении государственной собственности на землю"[2] (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).

Муниципальная собственность на землю – это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ (см. ЗК РФ гл.III

ст.19).

Государственное управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий, проводимых органами государственной власти РФ. Основными задачами, которые выполняет государственный мониторинг земель, являются: 

1) своевременное выявление изменений  состояния земель, оценка этих  изменений, прогноз и выработка  рекомендаций о предупреждении  и об устранении последствий  негативных (вредных) процессов;

2) информационное обеспечение ведения  государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля  использования и охраны земель, иных функций государственного  и муниципального управления  земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией  о состоянии окружающей среды  в части состояния земель в  Российской Федерации.

Земельным фондом в Российской Федерации осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Институт права пользования землей предусматривает, что в Российской Федерации пользование земельными участками может быть нескольких видов: – постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ); – пожизненное наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); – аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); – право ограниченного пользования чужим земельным участком – сервитут (ст. 23 ЗК РФ); – безвозмездное срочное пользование (ст. 24 ЗК РФ).

Институт охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:

1)                 предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других  негативных воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления  земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить соответствующие мероприятия по охране земель, предусмотренные законодательством РФ.

Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:

1) государственный земельный контроль  – осуществляется специально  уполномоченными государственными органами (ст. 71 ЗК РФ);

2) муниципальный земельный контроль  – осуществляется органами местного  самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);

3) общественный земельный контроль  – осуществляется органами территориального  общественного самоуправления, другими  общественными организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ);

4) производственный земельный контроль  – осуществляется собственником  земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в  ходе осуществления хозяйственной  деятельности на земельном участке.

Особенная часть системы земельного права

Общей части системы подчинена Особенная часть, которая имеет конкретизирующую функцию.

Виды земель институтов правового режима Особенной части:

1)   Институт земель сельскохозяйственного  назначения – предусматривает  особенности регулирования использования  и охраны земель сельскохозяйственного  назначения, к которым относятся  земли за чертой поселений, предоставленные  для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для  этих целей. Институт земель сельскохозяйственного  назначения регулирует особенности  использования земель сельскохозяйственного  назначения (ст.78 ЗК РФ) и сельскохозяйственных  угодий (ст.79 ЗК РФ); создание и  управление фондом перераспределения  земель (ст.80 ЗК РФ); предоставление  земель сельскохозяйственного назначения  гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного  подсобного хозяйства, гражданам  и их объединениям для ведения  садоводства, огородничества и дачного  строительства (ст.81 ЗК РФ); земли  сельскохозяйственного назначения  предоставляются хозяйственным  обществам и товариществам, производственным  кооперативам, государственным и  муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим  обществам научно-исследовательским  организациям, образовательным учреждениям  сельскохозяйственного профиля, общинам  малочисленных народов (ст.82 ЗК РФ).

2)   Институт земель поселений  – предусматривает особенности  регулирования использования и  охраны земель поселений, к которым  относятся земли, используемые и  предназначенные для застройки  и развития городских и сельских  поселений и отделенные их  чертой от земель других категорий. Институт земель поселений регулирует  порядок и правила использования  земель поселений (ст.83 ЗК РФ); порядок  установления черты городских  и сельских поселений (ст.84 ЗК  РФ); состав земель поселений и  зонирование территорий (ст.85 ЗК  РФ); а также состав пригородных зон (ст.86 ЗК РФ).

3)   Институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для  обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и  земли иного специального назначения  – предусматривает особенности  правового регулирования использования  и охраны земель. Данный институт регламентирует состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (ст.87 ЗК РФ); особенности использования и охраны: земель промышленности (ст.88 ЗК РФ), земель энергетики (ст.89 ЗК РФ); земель транспорта (ст.90 ЗК РФ); земель связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст.91 ЗК РФ); земель для обеспечения космической деятельности (ст.92 ЗК РФ), земель обороны и безопасности (ст.93 ЗК РФ).

Информация о работе Предмет земельного права. Методы земельного права