Соотношение гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в период современных демократических преобразований в России объективно создало нормативные и социально-экономические предпосылки изменения способов землевладения. При этом остаются важнейшими проблемы реализации прав граждан на земельные участки. Земельный вопрос в России уже долгое время является наиболее трудным для разрешения. Исходя из истории нашей страны, Россия — это великая аграрная держава. Но постоянно меняющееся законодательство не позволяет создать устойчивую базу правовых норм, на основе которых могла бы прогрессивно развиваться гражданско-правовая защита субъектов, осуществляющих сделки с землей.

Содержание

Введение……………………………………………………….……….3
1.Форма и место совершения сделок с землей………………...…..4
2.Объект договора отчуждения………………………………….…..5
3.Документы о правах на земельные участки………………….....8
4.Особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения…………….……………..………....10
5.Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью……………………………....…..14
Заключение……………………………………………………...........16
Список Литературы………………………………….……….....…..17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЗП.docx

— 33.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Земельное право»

 

по теме:

 

«Соотношение гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений»

 

 

 

 

 

Выполнил

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………….……….3

1.Форма и место совершения сделок с землей………………...…..4

2.Объект договора отчуждения………………………………….…..5

3.Документы о правах на земельные участки………………….....8

4.Особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения…………….……………..………....10

5.Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью……………………………....…..14

Заключение……………………………………………………...........16

Список Литературы………………………………….……….....…..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значимость рассматриваемой темы  обусловлена, прежде всего, тем, что земля в течение многих лет была исключена из гражданского оборота, а советское земельное законодательство не допускало сделок с ней. Проблема оборотоспособности земельных участков приобрела остроту из-за того, что напрямую связана с утверждением права частной собственности на землю, с пределами распоряжения ею.

Развитие рыночных отношений в период современных демократических преобразований в России объективно создало нормативные и социально-экономические предпосылки изменения способов землевладения. При этом остаются важнейшими проблемы реализации прав граждан на земельные участки. Земельный вопрос в России уже долгое время является наиболее трудным для разрешения. Исходя из истории нашей страны, Россия — это великая аграрная держава. Но постоянно меняющееся законодательство не позволяет создать устойчивую базу правовых норм, на основе которых могла бы прогрессивно развиваться гражданско-правовая защита субъектов, осуществляющих сделки с землей.

Договор как форма правового регулирования находит все большее применение в сфере земельных правоотношений.

 

1.Форма и место совершения сделок с землей

Форма договора, объектом которого является земельный участок, определяется гражданским законодательством. В соответствии с ныне действующим гражданским законодательством сделки, связанные с отчуждением земельных участков, могут быть совершены в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По желанию участников сделки договор может быть удостоверен нотариально. Исключение составляют договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, которые в силу существующих требований закона подлежат обязательному нотариальному удостоверению независимо от видов имущества, которое передается под выплату ренты. Таким образом, если объектом договора ренты является земельный участок, договор ренты должен быть нотариально удостоверен.

Несоблюдение установленной законом формы договора отчуждения земельного участка влечет его недействительность.

В установленных гражданским законодательством случаях договоры об отчуждении земельных участков подлежат государственной регистрации в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, государственной регистрации подлежат следующие договоры, объектом отчуждения по которым является земельный участок:

договор дарения (п. 3 ст. 574 ГК);

договор ренты (ст. 584 ГК).

Иные договоры отчуждения земельных участков не подлежат обязательной государственной регистрации. Однако переход права собственности на недвижимость, в том числе на земельные участки, подлежит государственной регистрации (ст. 551 ГК). Таким образом, при купле-продаже (мене) земельных участков момент заключения договора не совпадает с моментом перехода права собственности на участок. Право собственности у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации перехода этого права.

Статьей 56 Основ законодательства РФ о нотариате ограничена территориальность нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. Согласно содержащейся в ней норме удостоверение договоров об отчуждении земельных участков должно производиться по месту их нахождения.

2.Объект договора отчуждения

Земельный участок как объект земельных отношений v это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. 28-ФЗ LО государственном земельном кадастре¦ государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них приобретает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из:

номера кадастрового округа;

номера кадастрового района;

номера кадастрового квартала;

номера земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 LВопросы федеральной службы земельного кадастра России¦ установлено, что органом, в функции которого входит ведение государственного земельного кадастра, в настоящее время является Федеральная служба земельного кадастра. Помимо ведения государственного земельного кадастра указанная служба также проводит государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, производит государственную кадастровую оценку земель и т.п.

На основании проведенного государственного кадастрового учета территориальным органом государственного земельного кадастра составляется кадастровая карта (план) земельного участка, в которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В соответствии со ст. 14 и 16 вышеназванного Федерального закона в кадастровой карте должна содержаться следующая информация:

кадастровый номер земельного участка;

местоположение участка (адрес);

площадь участка;

категория земель и разрешенное использование земельного участка;

описание границ участка и их отдельных частей;

 

экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю;

качественные характеристики земельного участка, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель;

наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком;

зарегистрированные вещные права на земельный участок;

ограничения (обременения) прав, зарегистрированные в установленном порядке (при их наличии).

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона О государственном земельном кадастре¦ сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения различного рода обследований и изысканий. Таким образом, государственный кадастровый учет земельных участков производится после проведения межевания земельных участков, т.е. определения местоположения и границ земельного участка на местности.

Если земельный участок ранее не проходил кадастровый учет, процедура межевания включает:

определение границ земельного участка на местности и согласование этих границ;

закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ;

изготовление кадастровой карты (плана) объекта землеустройства.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона О государственном земельном кадастре государственный кадастровый учет, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу названного Закона, является юридически действительным. При совершении сделок с земельными участками для нотариального удостоверения сделки может быть представлен кадастровый план земельного участка, составленный местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с кадастровым номером, присвоенным в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Вместе с тем правообладатель земельного участка вправе получить из территориального органа земельного кадастра сведения в форме кадастрового плана утвержденного образца.

Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка.

3.Документы о правах на земельные участки

При удостоверении сделок с земельными участками, как и с любым иным недвижимым имуществом, нотариус по правоустанавливающим (либо правоподтверждающим) документам проверяет принадлежность этого земельного участка собственнику. Ссылка на правоустанавливающие документы обязательна в договоре.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним¦ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следующие документы:

свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России;

государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при их отсутствии v выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Помимо правоустанавливающих документов для оформления договора нотариусу должны быть также представлены документы о государственной регистрации объекта недвижимости, выданные учреждением юстиции, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровая карта (план) земельного участка.

4.Особенности совершения сделок

с земельными участками сельскохозяйственного назначения

Порядок совершения сделок с земельными участками из состава категории земель сельскохозяйственного назначения указан в За­коне об обороте земель, который детально регулирует особенности лишь двух таких сделок: купли-продажи и аренды.

Первой особенностью купли-продажи данных земель является законодательное ограничение их субъектного состава, а именно возможности иностранцев являться субъектами права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назна­чения. Как следует из ст. 3 Закона об обороте земель, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель данной категории только на праве аренды.

Информация о работе Соотношение гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений