Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 11:39, контрольная работа
Право частной собственности на землю было отменено в России после революции 1917 г. 26 октября (8 ноября) 1917 года был принят Декрет "О земле", который явился основой советского земельного законодательства.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст.1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета "О земле": "право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема". Вся земля: государственная, монастырская, церковная, частновладельческая и иная "отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней..."
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие права собственности на земельные участки…………………..5
Формы права собственности на земельные участки……………………7
Право государственной собственности на землю…………………..8
Право муниципальной собственности на землю…………………....12
Право частной собственности на землю……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….....21
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение.
Право частной собственности на землю было отменено в России после революции 1917 г. 26 октября (8 ноября) 1917 года был принят Декрет "О земле", который явился основой советского земельного законодательства.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст.1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета "О земле": "право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема". Вся земля: государственная, монастырская, церковная, частновладельческая и иная "отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней..."
Конституция СССР 1936 г. признала
землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной
собственностью, т.е. народным достоянием.
Земля, занимаемая колхозами, закреплялась
за ними в бесплатное и бессрочное пользование,
т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог
иметь в пользовании небольшой приусадебный
участок и в личной собственности подсобное
хозяйство на этом участке.
Все последующие нормативные и
Восстановление права частной собственности на землю началось в начале 90-х годов ХХ века. Так в Законе о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. и в ряде иных актов предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 36
Конституции Российской Федерации 1993
г. граждане и их объединения вправе иметь
в частной собственности землю. При этом
статья 35 указывает на то, что право частной
собственности охраняется законом.
Однако это право, предусмотренное Конституцией
в течение долгого времени не находило реализации
и регламентации в федеральном законодательстве
и прежде всего в Гражданском кодексе
и в Земельном кодексе. Как отмечалось
в российской юридической литературе,
при принятии Государственной Думой в
1994 г. части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации было найдено компромиссное
решение об отсрочке вступления в силу
главы "Право собственности и иные вещные
права на землю". В первоначальной редакции
статьи 13 Федерального закона "О введении
в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" говорилось,
что глава 17 Кодекса вводится в действие
со дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации.
Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю.
Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права.
Право собственности на землю – право лица, имеющего в собственности земельный участок продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.
В теории права различают такие понятия, как «собственность» - это принадлежность объектов, средств и продуктов производства юридическим и физическим лицам и «право собственности» - совокупность правовых норм закрепляющих присвоенность земель отдельным лицам и коллективам. Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Под собственностью в экономическом смысле понимают ту или иную форму присвоения предметов природы, орудий и средств производства, предметов потребления. Еще Маркс писал, что «ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности»1.
Под правом же собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле.
Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае - российского земельного права.
Право приобретения земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, распространяется на тех граждан и юридических лиц, которые имеют расположенные на них в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения. Заметьте, что статья 36 Земельного Кодекса РФ не распространяется на арендаторов, субарендаторов.
Собственники зданий, строений, а также сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение на них права аренды. Данные действия регулируются Земельным Кодексом РФ и федеральными законами.
Если земельные участки, с расположенными на них жилыми зданиями или иными строениями входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в таком случае они предоставляются в качестве общего имущества в общей долевой собственности домовладельцев.
Собственность необходимое условие для экономической свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства в целом.
Право собственности на землю - урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участниками.
Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ЗК РФ принятый 25 октября 2001 г. также закрепил множественность форм земельной собственности2.
Формы собственности на землю (в зависимости от субъекта права собственности):
1. государственная (федеральная (РФ) и субъектов РФ);
2. муниципальная;
3. частная собственность (граждан и юридических лиц).
2.1 Право государственной собственности на землю.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.
Согласно Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» основанием возникновения права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий является включение этих земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, соответственно.
Согласно Земельному Кодексу Российской
Федерации право собственности Российской
Федерации на земельные участки может
возникать в силу федерального закона,
проведение предусмотренной Федеральным
законом «О разграничении государственной
собственности на землю» процедуры разграничения
государственной собственности на землю,
в таком случае не потребуется. Право собственности
Российской Федерации на земельные участки
особо охраняемых природных территорий
федерального значения возникает с момента
государственной регистрации права собственности
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.08.2000 № 648,
с развитием права
Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.
Политическая поддержка первого
подхода выражена в решении
Правительства РФ и Центрального
банка РФ по стабилизации социально-экономического
положения в стране, которое предусматривает
разграничить право собственности на объекты
недвижимости, включая земельные участки,
между РФ, ее субъектами и органами местного
самоуправления.
Данный подход реализован при
определении правового режима некоторых категорий земель.
Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ, лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.
Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.
При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.
Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.
Информация о работе Формы права собственности на земельные участки