Содержание
Введение………………………………………………………………..2
1.Частная собственность на
землю…………………………………..3
2. Право собственности на землю…………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………...14
Введение
В Казахстане существует частная
собственность на землю. Однако она
ограничена категориями земель и
субъектами землепользования. Существующее
положение вещей обуславливается
необходимостью последовательного
развития демократизации общества, в
котором на начальном этапе лишь
государство может эффективно осуществлять
охрану и рациональное использование
земельного фонда страны.
В настоящий момент земельный
фонд Казахстана подразделяется на семь
категорий:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
- земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса (т. е. все земли, не предоставленные в собственность или землепользование, находящиеся в ведении районных исполнительных органов).
Из них право частной
собственности распространяется лишь
на две категории. В первую очередь
речь идет о земле сельскохозяйственного
назначения, на которую лишь частично
распространяется частная собственность.
Речь идет об участках для садоводства,
дачного строительства или дачного
подсобного хозяйства. Причем их собственниками
могут быть лишь граждане Казахстана.
Лица без гражданства и иностранцы
не могут обладать правом собственности
на любую сельскохозяйственную землю
в Казахстане.
Помимо этого частная
собственность применима к ряду
земель населенных пунктов, не относящихся
к участкам общего пользования. В
их числе значатся наделы, выделенные
под застройку или уже застроенные
производственными или не производственными,
в том числе и жилыми зданиями.
При этом в частную собственность
могут передаваться и земли, предназначенные
для обслуживания зданий и сооружений
в соответствии с их целевым назначением.
В свою очередь в частную
собственность в Казахстане не могут
передаваться сельскохозяйственные земли
за исключением участков для дачного
строительства, садоводства и подсобного
хозяйства. Помимо этого не передаются
в частную собственность земли
запаса, особо охраняемых территорий,
обороны, лесного и водного фондов
и общего пользования на землях населенных
пунктов.
1.Частная собственность
на землю
Вопрос о частной собственности
на землю – один из наиболее дискутируемых
на всем протяжении существования независимого
Казахстана. Здесь исторические традиции,
особенности менталитета столкнулись
с требованиями рыночной экономики.
Введение частной собственности
на землю, по данным социологических
опросов, вызвало в конце 90-х годов
прошлого века противоречивую реакцию
населения страны. Мнения разделились
тогда примерно поровну: 44 процента
одобряли введение частной собственности
на землю, 42 — были против, 14 процентов
свое мнение не выразили. В то же время
при прямой постановке вопроса «Нужно
ли разрешить всем гражданам свободно
покупать и продавать землю?» 54 процента
опрошенных выразили несогласие, 35 —
согласилось. Еще большую озабоченность
(60 процентов) вызвала возможность
получения земли иностранцами при
введении частной собственности. Закономерности
рыночной экономики требовали позитивного
решения вопроса о формах собственности.
И Президент Казахстана с самого
начала выступал последовательным сторонником
внедрения института частной
собственности в аграрную сферу-
«одного из обязательных условий функционирования
рыночной экономики». В первой половине
90-х годов Казахстан не мог сразу перейти
к введению частной собственности на землю.
Первоначально земельные отношения в
сельском хозяйстве строились на принципе
аренды земли у государства. Конституция
1995 года признала как государственную,
так и частную собственность на землю,
но в парламенте вопрос о частной собственности
на землю не прошел. После дебатов в 1999-2001
годах новый Закон Республики Казахстан
«О земле» был принят как компромиссный
вариант решения этого сложного вопроса.
В апреле 2002 года Н.А.Назарбаев поручил
правительству разработать проект Закона
«О частной собственности на землю». Дебаты
в парламенте продолжились, в результате
правительство страны во главе с И.Тасмагамбетовым
ушло в отставку. И только после дополнительных
обсуждений 20 июня 2003 года Глава государства
подписал Земельный кодекс, вводивший
институт частной собственности на земли
сельскохозяйственного назначения. Таков
был непростой путь от идеи частной собственности
на землю к ее реализации в Казахстане.
Принятые в конце 1990-х начале 2000-х годов
законодательные документы позволили
углубить реформы в сельском хозяйстве.
В 2003-м были приняты Лесной, Водный и Земельный
кодексы и более 370 подзаконных актов,
регулирующих деятельность агропромышленного
комплекса. 156 тысяч гектаров земель сельхозназначения
было продано в собственность. Доходы
от продаж позволили передать в Национальный
фонд Казахстана 4 миллиарда тенге в результате
реализации Государственной агропродовольственной
программы Республики Казахстан на 2003-2005
годы. Стабилизировалось развитие агропромышленного
комплекса, выросли объемы производства
сельхозпродукции и продуктов ее переработки.
В середине 2000-х годов превышение экспорта
над импортом сельхозпродукции составило
35 процентов. Тем самым гарантировалась
продовольственная безопасность страны.
Можно с уверенностью сказать, что в 2003-м
— 2005-м годах сельское хозяйство Казахстана
вышло из состояния кризиса и перешло
к нормальному функционированию. Реализация
государственной политики в животноводстве
обеспечила стабильный рост численности
и повышение продуктивности скота и птицы.
После 2001 года численность крупного рогатого
скота возросла на 24 процента, овец — на
30, свиней — на 20 процентов, лошадей –
на 22 и на столько же процентов — птицы.
Из республиканского бюджета было выделено
на поддержку развития племенного животноводства
в 2005-м году 1,5 миллиарда тенге, что превысило
показатели 2002 года на 66 процентов. Продолжился
процесс концентрации и специализации
производства в животноводстве — перевод
его на промышленную основу. Расширялись
рынки сбыта животноводческой продукции.
Созданное для решения этой задачи АО
«Мал онiмдерi корпорациясы» располагало
несколькими специально оборудованными
заготовительными пунктами в различных
областях республики. Компания сотрудничает
более чем с 60 местными предприятиями
по переработке животноводческой продукции.
В настоящее время она имеет представительства
в Китае и России, экспортирует свою продукцию
на рынки Италии, Германии, Турции, Китая,
Украины и других государств. Агропромышленный
комплекс, являясь одной из базовых отраслей
экономики Казахстана, имеет огромный
потенциал в виде значительного объема
сельскохозяйственных угодий и сельского
населения. Благодаря проведенным реформам
в стране были созданы все основные предпосылки
для возрождения села, введена частная
собственность на землю, реализованы Агропродовольственная
программа, Государственная программа
развития сельских территорий Республики
Казахстан на 2004-й — 2010-й годы. Однако подлинное
возрождение села возможно лишь при условии,
что государство будет последовательно
проводить по отношению к нему обоснованную
протекционистскую политику, основанную
на учете объективных и субъективных факторов,
стимулируя одновременно рыночную конкурентоспособность
отечественного сельского хозяйства.
Предпосылки к этому имеются, так как во
второй половине 2000-х годов Казахстан
стал одним из крупнейших в мире экспортеров
качественного зерна.
Расширение частной
собственности на землю прямо
зависит от юридической грамотности
населения и демократизации общества.
В Казахстане существует частная
собственность на землю. Однако она
ограничена категориями земель и
субъектами землепользования. Существующее
положение вещей обуславливается
необходимостью последовательного
развития демократизации общества, в
котором на начальном этапе лишь
государство может эффективно осуществлять
охрану и рациональное использование
земельного фонда страны.
В настоящий момент земельный
фонд Казахстана подразделяется на семь
категорий:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
- земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса (т. е. все земли, не предоставленные в собственность или землепользование, находящиеся в ведении районных исполнительных органов).
Из них право частной
собственности распространяется лишь
на две категории. В первую очередь
речь идет о земле сельскохозяйственного
назначения, на которую лишь частично
распространяется частная собственность.
Речь идет об участках для садоводства,
дачного строительства или дачного
подсобного хозяйства. Причем их собственниками
могут быть лишь граждане Казахстана.
Лица без гражданства и иностранцы
не могут обладать правом собственности
на любую сельскохозяйственную землю
в Казахстане.
Помимо этого частная
собственность применима к ряду
земель населенных пунктов, не относящихся
к участкам общего пользования. В
их числе значатся наделы, выделенные
под застройку или уже застроенные
производственными или не производственными,
в том числе и жилыми зданиями.
При этом в частную собственность
могут передаваться и земли, предназначенные
для обслуживания зданий и сооружений
в соответствии с их целевым назначением.
В свою очередь в частную
собственность в Казахстане не могут
передаваться сельскохозяйственные земли
за исключением участков для дачного
строительства, садоводства и подсобного
хозяйства. Помимо этого не передаются
в частную собственность земли
запаса, особо охраняемых территорий,
обороны, лесного и водного фондов
и общего пользования на землях населенных
пунктов.
Как видим из семи категорий
земли лишь два, да и то с весомыми
ограничениями могут передаваться
в частную собственность гражданам
страны. Между тем в тех случаях,
когда частная собственность
на землю возможна ее собственник
получает право совершать в отношении
своего земельного участка, без изменения
его целевого назначения, любые сделки,
не запрещенные законодательством
Республики Казахстан. Речь идет о продаже,
сдаче в аренду или безвозмездном
временном пользовании, обмене, залоге,
дарении, передаче в качестве вклада
в уставный капитал юридического
лица.
Между тем не всегда вышеозначенные
действия можно проводить без
всяких ограничений. Так, например собственник
не может осуществлять, какие либо
сделки со своей сельскохозяйственной
землей если она до конца не выкуплена.
Помимо этого с целью ограничения
спекулятивных сделок с сельскохозяйственной
землей власти Казахстана устанавливают
предельные размеры частных земельных
участков данного назначения в пределах
одного административного района.
На этом фоне само частное
право на земельный участок распространяется
на находящиеся в границах этого
участка поверхностный почвенный
слой, замкнутые водоемы и насаждения.
При этом право собственности
не дает собственнику право на использование
недр земли, находящихся под почвенным
слоем для разведки и/или добычи
полезных ископаемых. Данные права
осуществляются в Казахстане только
государством в соответствии с законодательством,
регулирующим вопросы недропользования.
В этом случае речь идет о законах
“О недрах и недропользовании” 5 и
“О нефти”.
Вместе с тем само право
собственности удостоверяется Актом
на право частной собственности
выдаваемым территориальными органами
по управлению земельными ресурсами
на основании правоустанавливающих
документов. К ним относятся решение
акима о предоставлении права
на земельный участок, договор купли-продажи
(мены, дарения или иной сделки об
отчуждении земельного участка) и решение
судебных органов о признании
права на земельный участок. При
этом запрещены, какие либо действия
с земельными участками без правоустанавливающих
документов.
На фоне существенного
ограничения частной собственности
на землю по отношению к последней
допускается еще несколько видов
прав землепользования. Речь идет о
долгосрочной или краткосрочной
аренде, а так же постоянном землепользовании
или краткосрочном безвозмездном
или возмездном пользовании.
Правом постоянного землепользования
пользуются государственные юридические
лица владеющими зданиями помещениями
в объектах кондоминиума на праве
хозяйственного ведения или праве
оперативного управления, осуществляющие
сельскохозяйственное и лесохозяйственное
производство или осуществляющие землепользование
на землях особо охраняемых природных
территорий и т.д. То есть в постоянное
землепользование могут передаваться
земли любых категорий.
В свою очередь правом временного
безвозмездного землепользования могут
обладать граждане и юридические
лица Казахстана. В право временного
безвозмездного пользования могут
передаваться земельные участки:
- для отгонного животноводства (сезонные пастбища);
- для выпаса скота населения и сенокошения;
- государственным землепользователям;
- для ведения огородничества;
- в виде служебных земельных наделов;
- на период строительства дорог общего пользования, объектов государственной собственности и социально-культурного назначения;
- при восстановлении деградированных и нарушенных земель;
- при предоставлении в установленном законодательством Республики Казахстан порядке зданий (помещений) и сооружений во временное безвозмездное пользование;
- для объектов культовых сооружений;
- в иных случаях, предусмотренных Земельным Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан.
То есть во временное безвозмездное
пользование передаются сельскохозяйственные
земли, земли поселений.
В свою очередь срок временного
безвозмездного землепользования не может
превышать пять лет, за исключением
случаев предоставления земельных
участков в виде служебных земельных
наделов и для восстановления
деградированных и нарушенных земель.
Срок временного безвозмездного
землепользования земельного участка,
предоставленного под здания (помещения)
и сооружения, определяется сроком
временного безвозмездного пользования
зданиями (помещениями) и сооружениями,
в том числе культовыми.
Вместе с тем не допускается
отчуждение земельных участков, находящихся
на праве временного безвозмездного
землепользования, в том числе
передача их во вторичное землепользование.
На этом фоне правом временного
возмездного пользования земли (краткосрочной
и долгосрочной аренды) могут воспользоваться
граждане Казахстана, негосударственные
юридические лица и даже международные
организации. Как правило, добросовестный
арендатор имеет преимущественное
право при заключении нового договора
аренды, если иное не предусматривается
законодательством Казахстана. Арендатор
обязан письменно уведомить арендодателя
о намерении заключить такой
договор в срок, указанный в
договоре, если в договоре такой
срок не указан, то в трехмесячный срок
до окончания срока действия договора.