Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:16, реферат
Одна из центральных проблем зоопсихологии – вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения животного. Этот вопрос тесно соприкасается с изучением онтогенеза поведения. Важно оценить, какие элементы поведения передаются особи по наследству (а значит, генетически закреплены), а какие – приобретаются в ходе индивидуального развития.
Введение…………………………………………………………………………….……….3
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде…………………..............5
Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде……...…………...........10
Развитие психической деятельности в ювенильном (игровом) периоде. Игры животных…………………………………………….………………………………….......18
Использованная литература……..…………………………………………………..…….23
Очень широко распространены игры у хищных млекопитающих. У куньих, например, они нередко приобретают характер игровой охоты и последующей борьбы, при этом преследуемое животное меняется местами с преследователем. В результате каждая особь получает возможность приобрести двигательные навыки. У детенышей медведя игровая деятельность также проявляется в борьбе, кроме того, медвежата плавают и бегают наперегонки, а также прячутся друг от друга, «репетируя» и отрабатывая приемы охоты затаиванием.
В ходе совместных игр, особенно в ходе игровой борьбы, часто складываются простейшие иерархические отношения между особями. Животные пока как бы получают навыки установки таких отношений, но не устанавливают сами непосредственные отношения соподчинения. Например, у псовых первые взаимные нападения появляются в возрасте менее месяца, а в 1–1,5 месяца соподчиненные отношения среди щенков уже начинают устанавливаться. При этом детеныши проявляют агрессивное поведение, которое не несет ритуализованного характера – трепание и наскакивание на партнера. В отличие от этих форм, имеющих сигнальное значение, ритуализованная агрессия, служащая для установления иерархии у взрослых псовых, появляется в их поведении значительно позднее.
При совместных манипуляционных играх животные не общаются непосредственно, потому что совместные действия детенышей в этой ситуации направлены не друг на друга, а на предметы среды. Такие игры имеют большое значение для формирования коммуникацииживотных, их способности ксовместнымдействиям по изменению среды. Часто совместные манипуляционные игры носят характер так называемых трофейных игр. Цель такой игры – завладеть каким-либо предметом, отняв его у партнеров по игре. В трофейных играх четко прослеживаются элементы демонстрационного поведения – демонстрируется обладание предметом, кроме того, происходят игровая борьба, сравнение сил, установление простых первичных иерархических отношений.
Большое значение
в совместных играх имеет согласованность
действий животных, которая достигается
путем обоюдной сигнализации. Такая сигнализация
является врожденной, это своего рода
ключевой раздражитель для игровой деятельности,
поэтому она понятна каждому животному.
В качестве сигналов могут выступать специфические
позы, движения или звуки, они выполняют
стимулирующую роль. Например, у детенышей
псовых есть своеобразный ритуал «приглашения
к игре»: щенок припадает на передние конечности,
совершает резкие прыжки в сторону, виляет
хвостом, коротко лает визгливым голосом,
дотрагивается до партнера передней лапой,
при этом уголки его рта растянуты, уши
направлены вперед, а на лбу появляются
продольные складки. В игру включаются
и сигналы «умиротворения»,
Игровое поведение в сфере общения также характеризуется сменой функций. Так, сигналы, стимулирующие партнера к игре, вне игровой ситуации имеют характер подлинной угрозы и сигнализируют об агрессивном поведении.
Игровая деятельность тесно связана с
исследовательской активностью животного.
Однако некоторые ученые, например Л. Хамильтон
и Г. Марлер, считают, что сходство между
игрой и исследовательским поведением
является лишь внешним и не имеет существенного
значения. Скорее всего, исследовательская
деятельность в этот период сочетается
с игровой, в ходе которой также происходит
сбор информации об окружающей среде.
В любой игре есть элемент исследовательской
деятельности, но исследование у молодого
животного далеко не всегда происходит
в форме игры. Высшей формой ориентировочно-
Отмечено, что игровое манипулирование особенно интенсивно проявляется при предъявлении животному малознакомых или новых предметов. Именно в таких играх животное активно воздействует на объект. В играх, не имеющих манипуляционного характера, например в беге наперегонки, исследовательская активность проявляется в минимальной степени. При совместных трофейных играх можно говорить об общей исследовательской деятельности животных, что имеет большое значение для формирования общения.
В процессе индивидуального развития познавательная и исследовательская деятельность животного усложняется, т. е. функция этой формы поведения расширяется. После того как животное выходит из гнезда, его исследовательская активность направляется на качественно другие объекты, т. е. помимо расширения функций, происходит и их смена.
В различных играх развиваются общие физические способности животного, например глазомер, сила, ловкость, быстрота и другие качества. Кроме того, совершенствуются элементы поведенческих реакций, связанных с питанием, размножением и другими жизненно важными и биологически значимыми действиями, формируются навыки общения, устанавливается иерархия.
Интересные данные получены при сопоставлении игрового поведения животных и детей. Так, в некоторых играх детей младшего возраста можно четко выявить определенные компоненты, соответствующие формам игровой активности детенышей высших животных. Однако уже на этой стадии онтогенеза в играх детей прослеживается социально обусловленное содержание. В более старшем возрасте ребенка эта особенность игр только усиливается, а игра становится специфичной для «детеныша человека». Так, российский зоопсихолог А.Н. Леонтьев писал, что «специфическое отличие игровой деятельности животных от игры, зачаточные формы которой мы впервые наблюдаем у детей предшкольного возраста, прежде всего в том, что игры последних представляют собой предметную деятельность. Последняя, составляя основу осознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка».
В играх детей, как и в играх животных, осуществляется сложная перестройка связей с факторами и стимулами внешней среды. В ходе онтогенеза изменяются и действия по отношению к этим стимулам. В обоих случаях при переходе от доигрового периода кигровому резко изменяется двигательная активность, особенно манипуляционная, меняются способы и объекты манипулирования. Однако становление и развитие игровой деятельности у детей имеет более сложный характер, чем у животных, даже высших.
Использованная литература:
1) Бергман Ё. Поведение собак : пер. с финского. — Москва: Восхождение, 1992.
2) Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — Москва: Аспект-Пресс, 2008.
3) Тинберген Н. Социальное поведение животных : пер. с англ.. — Москва: Мир, 1993.
4) Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007.
5) Лоренц К. Человек находит друга : пер. с англ.. — Москва: АО Полифон, 1992.