Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 03:06, контрольная работа
Специфика коммуникационных систем различных живых существ обусловлена в первую очередь экологическими факторами: особенностями строения организма, физическими условиями среды обитания, особенностями социальной организации.
Коммуникационная система человека качественно отличается по своей сложности и многофункциональности от коммуникационных систем животных.
Коммуникативные системы человека и животных в определённых случаях перекрываются. Благодаря этому возможно преодоление «языкового барьера». Это даёт основу для создания языков-посредников.
1. Введение.........................................................................................................3
2. Коммуникация. Источник информации.......................................................3
3. Анализ коммуникационных систем человека и животных........................4
4. Особенности языка животных.....................................................................7
5. Особенности языка человека.....................................................................10
6. Языки-посредники.....................................................................................13
7. Заключение................................................................................................14
8. Использованная литература.....................................................................15
В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов, а также у некоторых других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев, а также врановых птиц.
Существует две точки зрения на изучение языка обезьян:
1. Рассмотрение языка приматов как предпосылки человеческой речи.
2. Язык человека не вытекает из звуков приматов, язык приматов развивался параллельно человеческом языку.
Для общения с обезьянами стали развиваться языки-посредники. Цель обучения языкам-посредникам – выяснить, способно ли животное научиться употреблению абстрактных, ранее нейтральных для них стимулов как символов предметов реального мира в отсутствие самих предметов. Языки-посредники могут усваивать попугаи, дельфины и человекообразные обезьяны. Наиболее известны два языка-посредника, которым обучали обезьян.
Амслен - широко используемый язык жестов; обучением этому языку занимались супруги Гарднеры; наибольших успехов достигла шимпанзе Уошо, ей удалось не просто усвоить определённые слова, но и научиться придумывать новые, отражая связи между ними. Обезьяны переносят навык называния предмета с единичного образца на все предметы данной категории. Обезьяны понимают смысл жестов и используют их в переносном смысле. Усвоенную систему знаков обезьяны могут использовать как средство классификации предметов и их свойств, могут комбинировать знаки для обозначения новых предметов. Обезьяны способны использовать знаки в отсутствие предмета, передавать информацию о прошлых и будущих событиях. Таким образом, в основе употребления знаков у шимпанзе лежит не просто образование ассоциаций, но формирование внутренних представлений о соответствующих знакам предметах и действиях.
Йеркши – второй из наиболее известных языков-посредников. В нём используются особые значки-лексиграммы. Этому языку обезьян обучал Рамбо. Лана – наиболее успешная в изучении данного языка обезьяна. Шимпанзе научились общаться с помощью знаков с человеком и друг с другом, научились отвечать на вопросы и воздействовать на поведение друг друга и окружающих, стремились к наименованию предметов по собственной инициативе. Усвоенные знаки приобрели свойства символов (обезьяна могла называть предметы в их отсутствии). При создании с раннего возраста (10 месяцев) языковой среды, шимпанзе может понимать устную речь человека.
7. Заключение
Специфика коммуникационных систем различных живых существ обусловлена в первую очередь экологическими факторами: особенностями строения организма, физическими условиями среды обитания, особенностями социальной организации.
Коммуникационная система человека качественно отличается по своей сложности и многофункциональности от коммуникационных систем животных.
Коммуникативные системы человека и животных в определённых случаях перекрываются. Благодаря этому возможно преодоление «языкового барьера». Это даёт основу для создания языков-посредников.
1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология.
Элементарное мышление животных
2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этиологии и генетики поведения. М., 2003.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
4. Маклеод Б. Поведение животных. М., 2002.
5. Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 2005.
6. Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1976.
7. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека: основы когнитивной этиологии. М., 2005.
8. Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. Уч. пособие для студентов вузов. М., 2000.
9. Резникова Ж.И. Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997.
10. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
11. Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2006.
12. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2003.
13. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2004.
14. Эндрюс Т. Язык животных. М., 2000.
15. Ярыгина В.Н. Биология: Учебник для вузов. М., 2000.
Информация о работе Язык животных и его качественное отличие от человеческой речи