Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:46, курсовая работа
Объект исследования – инвестиционная деятельность в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь). Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций и инвестиционной политики;
- исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
- проанализировать основные направления, проблемы государственного регулирования инвестиционной политики.
Введение…………………………………...............................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики……………..4
1.1. Инвестиционная политика как макроэкономическая категория………….4
1.2. Задачи, принципы и особенности инвестиционной политики……………8
1.3. Инструменты инвестиционной политики…………………………………10
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
2.2. Проблемы и задачи развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..25
2.3. Совершенствование инвестиционной политики………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации.
Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.
С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на
-техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности;
-повышение качества и
-совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов;
-создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.
Основные показатели инвестиционной деятельности РБ за 1995-2010 годы приведены в Приложении А.
Наиболее высокие темпы среднегодового
прироста инвестиций (7— 12%) предусматривались в 2001-2005 гг. с последующей стабилизацией
инвестиционно-
Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.
В январе-октябре 2011 г. использовано 64,3 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 114,3% к уровню января-октября 2010 г. при прогнозе на 2011 год, утверждённом Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. №596, - 116-117% (см. Приложение Б).
В январе-октябре 2011 г. организациями государственной формы собственности использовано 32,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 113,8% к уровню января-октября 2010 г., в том числе организациями республиканской собственности – 16,5 трлн. рублей (144,2%), коммунальной собственности – 16 трлн. рублей инвестиций (93,4%).
В целях обеспечения устойчивого экономического роста Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост инвестиций в основной капитал предусмотрен на уровне 116-117 процентов. В январе 2011 г. на финансирование капитальных расходов было использовано 3,1 трлн. рублей (с учетом досчета данных по субъектам малого предпринимательства). Рост инвестиций в основной капитал составил 134,1 процента в сопоставимых ценах к январю 2010 г. (на фоне сокращения инвестиций в январе 2010 г. на 11,4 процента по сравнению с январем 2009 г.) (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - О темпах роста ВВП и инвестиций в основной капитал в 2010-2011 гг (к соответствующему периоду предыдущего года, нарастающим итогом), %
Доля инвестиций в ВВП составила 25,8 процента, при параметре, установленном на 2011 год на уровне 35 процентов.
Рост инвестиций большей своей частью был обеспечен за счет капиталовложений организаций государственной формы собственности (144 процента к январю 2010 г.), на долю которых приходилось 58,8 процента всех капитальных расходов в экономике.
Половина всех капитальных ресурсов использована на строительно-монтажные работы, включая работы по монтажу оборудования (в январе годом ранее - 49,7 процента). По сравнению с январем 2010 г. объем строительно-монтажных работ увеличился на 33,1 процента (при сокращении их объема на 7 процентов в январе 2010 г. относительно января 2009 г.) (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Об объемах и темпах роста инвестиций в основной капитал в январе 2011 г
Капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства превысили объем января 2010 г. на 58,2 процента (при сокращении аналогичных расходов на 22,6 процента в январе 2010 г. относительно января 2009 г.) (Рисунок 2.2).
В объеме инвестиций в основной капитал доля капиталовложений в активную часть основных средств составила 39,6 процента (в январе 2010 г. - 36,5 процента), доля импортного оборудования - 21,8 процента.
Рисунок 2.2 - О темпах роста строительно-монтажных работ и инвестиций в активную часть основных средств в 2010-2011 гг, %
По данным банковской статистики, общий объем кредитов, выданных в экономику, в январе 2011 г. составил 9,7 трлн. рублей, что более чем в полтора раза больше, чем в январе 2010 г. (в сопоставимых ценах прирост объема выданных кредитов составил 28,6 процента). Отмечены более высокие, чем в январе 2010 г., темпы роста долгосрочных кредитов, в том числе кредитов, выданных в жилищное строительство. В процентах к ВВП доля кредитов возросла (Таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Показатели кредитно-инвестиционной деятельности банков в январе 2010-2011 гг, млрд. руб.
На долгосрочной основе (включая кредиты физическим лицам) было выдано 26,9 процента всех кредитов, или 2,6 трлн. рублей, что более чем в два раза больше, чем годом ранее (в сопоставимых ценах10 их объем на 80,8 процента превысил уровень января 2010 г.).
Доля выданных долгосрочных кредитов в ВВП повысилась до 21,6 процента (в январе 2010 г. - 13 процентов).
На строительство и приобретение жилья за счет всех источников выдано 543,5 млрд. рублей кредитных ресурсов. В сопоставимых ценах их объем увеличился на 33,6 процента11 (в январе 2010 г. - на 16,1 процента). Доля кредитов в жилищное строительство в ВВП повысилась до 4,5 процента (в январе 2010 г. - 3,6 процента).
Тенденция сокращения объема капиталовложений, наблюдавшаяся в течение 2012 года, сохранилась и в январе 2013 г. В основной капитал было инвестировано 7,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,7 процента меньше чем в январе 2012 г.
Снижение общего объема инвестиций связано с сокращением на 27,5 процента капитальных расходов организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления. По предприятиям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, объем капиталовложений в сопоставимых ценах увеличился на 8,8 процента (на фоне сокращения на 25,2 процента в январе 2012 г.). В организациях без ведомственной подчиненности он вырос на 9,4 процента (при увеличении на 7,7 процента в январе 2012 г.).
С учетом замедления темпа роста ВВП и темпа снижения капиталовложений по сравнению с показателями января 2012 г. доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП в январе 2013 г. повысилась до 18,5 процента при 17,6 процента годом ранее (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал в 2012-2013 гг.
(к соответствующему периоду предыдущего года)
В технологической структуре инвестиций в основной капитал преобладали расходы на строительно-монтажные работы (50,6 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 40,7 процента общего объема капиталовложений.
По сравнению с январем 2012 г. объем строительно-монтажных работ уменьшился на 5,4 процента в сопоставимых ценах, в то время как капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства уменьшились значительнее - на 16,7 процента (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Темпы роста строительно-монтажных работ и инвестиций в активную часть основных средств в 2012-2013 гг.
(в сопоставимых ценах
к соответствующему периоду
В сфере инвестиций рост цен по сравнению с январем 2012 г. опережал рост цен в экономике. Так, дефлятор инвестиций в основной капитал составил 140,2 процента, дефлятор инвестиций в жилищном строительстве - 130,2 процента, дефлятор ВВП - 116,5 процента.
2.2 Проблемы и задачи
развития инвестиционной
Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы. [5,с.38]
Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:
1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь;
2. эффективные инвестиционные проекты;
3. поиск и привлечение инвестиций;
Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.
В соответствии с принятыми решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е. определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики.
К важнейшим инвестиционным проектам относятся:
-в промышленности - модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства.
В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;
Информация о работе Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь